birmaga.ru
добавить свой файл

1


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)

____________________________________________________________

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Номинация конкурса:

педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

Непосредственно образовательная деятельность

по реализации образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи)

для детей подготовительной к школе группы

с общим недоразвитием речи

по теме «Пересказ «В зимнем лесу» от первого лица»

Составитель

учитель-логопед


Корнева Татьяна Борисовна

Снежинск, 2012

Задачи

Образовательная область «Коммуникация»


  • Совершенствовать монологическую речь: учить пересказывать средний по объёму текст без наглядности от первого лица, использовать при пересказе лексику рассказа.

  • Развивать диалогическую и объяснительную речь.

  • Упражнять в договаривании предложений, в составлении творческих высказываний на заданную тему.

  • Активизировать, уточнить словарь детей по темам: «Зима. Зимние забавы», «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы» ввести в словарь существительное тетерев.

Образовательная область «Познание»

  • Развивать слуховое внимание, слухо-речевую память, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Познакомить детей с тетеревом.
  • Обогащать, закреплять знания и представления по темам: «Зима. Зимние забавы», «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы».


Образовательная область «Музыка»

  • Активизировать знания о творчестве композитора П.И. Чайковского.

  • Стимулировать творческие проявления у дошкольников посредством слушания музыкального произведения.

Образовательная область «Здоровье»

  • Закреплять у детей представления о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Безопасность»

  • Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Формировать интегративные качества личности: любознательность, активность, овладение необходимыми умениями и навыками; адекватное использование вербальных средств общения; умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения; слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предварительная работа: слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Масленица», проведение игры «Рисуем словами».

Методы и приёмы: лексические упражнения, наглядность, рассказ педагога, слушание музыки, фантазирование, объяснение, пояснение, беседа, вопросы, подсказ начала предложения, пересказ, речь с движением, анализ пересказа, поощрение, подбадривание, похвала.

Оборудование: микрофон, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Масленица», портрет П.И. Чайковского, предметная картина с изображением тетерева, предметные картинки для раскрашивания с изображением тетерева по количеству детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент (дети стоят)

  1. Лексические упражнения

«Подберите слова» (с микрофоном) Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Что делает?». Снег (что делает?) – падает, летит, кружится, валит, лежит, тает, сверкает, блестит, искрится, скрипит, укрывает, покрывает, укутывает, одевает, засыпает, украшает….


«Какое слово лишнее?» Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».


  • Зима, январь, февраль, декабрь.

  • Голубь, дятел, кукушка, ворона.

  • Заяц, белка, лиса, белый медведь.

«Продолжите предложение»

Зимой дети….

Краткий анализ деятельности детей проводится после каждого упражнения.

  1. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Масленица» (дети сидят)

Логопед: Посмотрите на портрет. Кто это?

Дети: Это композитор Пётр Ильич Чайковский.

Логопед: Назовите музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского, которые вы знаете.

Дети: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза», «Зима».

Логопед: Послушайте музыку композитора Петра Ильича Чайковского «Зима». Представьте себе зимнюю картинку, а потом нам о ней расскажите, нарисуйте её словами. Можно закрыть глаза.

По окончании музыки дети оречевляют свои фантазии.

  1. Основная часть

  1. Ознакомление детей с рассказом

Логопед: Ребята, я тоже вместе с вами слушала эту прекрасную музыку и вспомнила интересный рассказ. Послушайте его, а потом мне скажите, что подумал мальчик о лесных жителях.

В зимнем лесу

Наступил февраль. Красиво в заснеженном лесу. Кругом сугробы. Снег блестит, искрится. Зимний воздух чистый, свежий. Коля бежит по накатанной лыжне. Кажется, что в лесу никого нет.

Мальчик остановился. «Тук-тук, тук-тук-тук! Тук-тук, тук-тук-тук!», - стучит дятел по стволу дерева. Клюв у дятла крепкий, сильный. Он ловко добывает им насекомых-вредителей. Коля увидел на снегу следы зайца. Он, наверное, убегал от лисицы. В своей белой шубке заяц незаметен на снегу. А вот и серенькая белочка прыгает от дупла к дуплу. Она ищет орешки, которые спрятала осенью. Вдруг сугроб зашевелился, и показался тетерев. Птица замахала крыльями и полетела. Известно, что тетерева от холода прячутся в снег.


«Хорошо приспособились лесные жители зимовать», - подумал Коля и продолжил прогулку.


  1. Беседа по содержанию рассказа

  • Как называется рассказ?

  • Какой наступил месяц?

  • Почему в зимнем лесу было красиво?

  • Когда снег блестит, искрится?

  • Какой воздух в лесу?

  • По какой лыжне бежит Коля?

  • Каких лесных жителей увидел Коля?

  • Кто такой тетерев? Логопед показывает картину с изображением тетерева, отмечает особенности его внешнего вида. Дети вспоминают домашнюю птицу, на которую похож тетерев, проговаривают название новой птицы хором и индивидуально.

  • Откуда показался тетерев?

  • Если тетеревов много, то мы скажем, что это – ТЕТЕРЕВА (хоровое и индивидуальное проговаривание)

  • Почему тетерева прячутся в снег?

  • Чьи следы на снегу увидел Коля?

  • Как закончен рассказ?

  • Расскажите, какой Коля?

  • Как вы думаете, Коля это дошкольник или школьник?

  • Как вы думаете, почему катание на лыжах это хорошо? А почему плохо?

  • Какие правила безопасности надо соблюдать лыжнику?

  1. Динамическая пауза (дети выполняют физкультминутку самостоятельно)

Дети дружно все вставайте,

Физкультминутку начинайте.

«Снежок»

Снег сегодня шёл с утра (руки вверх-вниз).

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши).

Снег на ветках, на дорожках (руки вверх, руки вниз присесть),

На носу и на ладошках (показывают нос и ладошки).

  1. Логопед повторно рассказывает «В зимнем лесу» и нацеливает детей на пересказ от своего имени.

  2. Пересказы детей от первого лица. При необходимости дети дополняют рассказы своих товарищей.

  1. Итог


Логопед: Что нового вы узнали на занятии?

Поощрение детей картинками с изображением тетерева для раскрашивания.

Литература

Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима (для детей 5 -7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009