birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Пути оптимизация в процессе изучения биологии~sz=268227;pg=1;te=В научной литературе отдельные аспекты оптимизации процесса обучения раскрыты Ю. K. Бабанским, В. П. Беспалько, Т. А. Ильиной, В. А. Сластёниным, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной и др~cat=~t=~!~Пути оптимизация в процессе изучения биологии

(из опыта учителя биологии Колопециной Надежды Михайловны)

МКОУ - Сосновская СОШ № 32, февраль 2012 г.

Естественно-научное образование призвано формировать у учащихся целостные представления о научной картине мира, раскрывать суть проблем взаимодействия человека и природы. Требование современности - воспитание людей инициативных, творческих, ответственных в принятии решений. В этой связи возникает потребность в повышении эффективности функционирования педагогической системы, что можно осуществить путем постепенной оптимизации отдельных составляющих процесса обучения. В научной литературе отдельные аспекты оптимизации процесса обучения раскрыты Ю.K. Бабанским, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, В.А. Сластёниным, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной и др.

Поиск путей оптимизации в педагогическом процессе организации изучения биологии в школе привел к следующим обобщениям.

Оптимизация обучения возможна на основе применения инновационных технологий. Их роль велика, так как позволяют достичь оптимальных результатов при рациональных затратах времени и усилий.

Методологической основой становятся такие методологические подходы как системный, личностно ориентированный, информационный.

Эффективности учебного процесса способствует стимуляции и организации познавательной деятельности школьников. В.А. Сластенин отмечал, что «ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания». Развивающий характер обучения направлен на развитие личности как целостной психической системы.

Интегрированный подход к построению учебного процесса при изучении биологии в школе позволяет в полной мере реализовать высшие сферы сознания личности: логико-понятийную, ценностно -смысловую, нравственно-этическую, учитывая творческие задатки, склонности и индивидуальные способности детей.

Интегрированные формы занятий обладают огромными возможностями оптимизации процесса обучения. Учащиеся выступают как активные участники образовательного процесса. Они учатся творчески применять полученные знания и воплощать в образы, это в свою очередь повышает интерес к предмету.

Интегрированные уроки, ставшие важным элементом в процессе организации изучения биологии, имеют цель не только закрепить знания, но и решить новую учебную проблему. Интегрированные уроки всегда направлены на совместную творческую деятельность учительского и ученического коллектива, как при подготовке, так и во время их проведения.

Опыт проведения интегрированных уроков показал, что ребёнку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации или испытания своих возможностей, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Интегрированные учебные занятия дают следующие возможности:

- обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин;

- способствуют выполнению образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым предметом, участвующим в интеграции;

- выступают связывающим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого явления или процесса;

- создают условия для сохранности психического здоровья школьников за счет рациональной смены видов учебной деятельности;

- стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта, которые расширяют социальное пространство личности.

Интегрированные уроки эффективны в тем, что они выходят за рамки общепринятых норм – обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнении к привычной урочной жизни. Особенности проявляются в том, что от учителей требуется тонкий настрой на эмоциональную обстановку в классе, что необходимо для достижения поставленных задач урока. Во время нетрадиционного урока работает механизм одновременно - последовательного преподавания, в которой задействованы прежние отношения учитель – ученик, ученик – ученик и новые общения учитель – учитель. Это ближе стоит к формированию межличностного общения человек – человек.

Активная работа учителя по расширению и углублению интеграции становится одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения.

Внедрение в образовательный процесс школы интегрированных уроков сегодня становится оптимальной организационной формой интеграции знаний (Приложение 1).

Предмет биологии в этом плане имеет прекрасные перспективы. В интеграции с другими предметами биология только выигрывает. Победителями являются все участники интеграционного процесса:

- совершенствуется нравственная ориентация школьников,

-закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества,

- охрана природы и разумное решение экологических проблем рассматривается как часть общей культуры человека, как важное условие сохранения здоровья людей;

- более успешно решаются проблемы личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, активизации учебно-познавательной деятельности, определения жизненной позиции школьников.

Педагогические наблюдения в процессе изучения школьниками предмета биологии показывают необходимость учитывать фактор здоровья при организации учебного процесса школьников, в особенности старшеклассников. В целях предупреждения снижения здоровья особенно выпускников необходимо не допустить их перегрузок.

Решению ее способствует совершенствование умственных действий, и в частности формирование умения выделять опорные знания, что значительно облегчает процесс учения.

Вместе с тем, анализ школьной практики показывает, что многие учащиеся не владеют умением работать с учебником и научно-популярной литературой, выполняющими функцию основных источников знаний. Они невнимательно читают текст и плохо запоминают прочитанное, не могут выделить главное, использовать рисунок как вспомогательное средство, облегчающее понимание текста. Необходимо специально организованное обучение школьников работе с литературными источниками.

Первым источником понятий и знаний является учебник. Элементы организации овладением им показали следующее.

Главная точка опоры в работе с учебником - запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования этого аппарата, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Каждого ученика надо убедить в том, что он обладает большими потенциальными возможностями. И эти возможности надо использовать сполна[2,118].

Одна из основных задач учителя биологии является оказание помощи ученику в формировании у него основных биологических понятий, которые необходимы для овладения учебным материалом. В целях обучения материал знания должен подвергнуться специальной обработке. «Обрабатывая определённым образом учебный материал для наилучшего усвоения дидактика должна всё же обеспечить освоение определённого материала. Этот предмет имеет свою объективную логику, которая не может быть безнаказанно нарушена» [3,497].

Процесс преподавания предмета предусматривает применение разнообразных типов уроков, на которых организуется разнообразная учебно-познавательная деятельность школьников. На каждом этапе урока: при проверке изученного материала, усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, применении знаний, умений и навыков в новых учебных ситуациях… учитель находит приемы использования учебника учащимися.

В учебном процессе необходимо учитывать то, что «тот или иной уровень восприятия, памяти, мышления детей является не столько предпосылкой , сколько результатом той конкретной познавательной учебной деятельности, в процессе которой они не только проявляются, но и формируются»[3, 498].

Методический аппарат учебников «Биология» под редакцией профессора Н.И. Пономарёвой позволяет организовать разнообразную учебно-познавательную деятельность школьников.

Рассматривание учащимися среднего звена набора иллюстраций к определённым параграфам позволяет задать детям множество целенаправленных вопросов, проблемных заданий, создание проблемных ситуаций. Эти приёмы способствуют поддержанию интереса к изучаемому материалу. С другой стороны поиск ответов заставляет развивать мышление, напрягать память, сопоставлять увиденное в учебнике с фактами из собственного опыта. В конечном итоге приводит детей к определённым умозаключениям, выводам.

В учебных текстах основные понятия выделены полужирным шрифтом. Такой приём даёт возможность быстро их найти, что экономит время на уроке. Раскрытие содержания таких понятий осуществляется на основе беседы, поиска собственного представления о содержании понятия. После прослушивания высказываний всех желающих учащихся предлагается обратиться к тексту учебника и сравнить. Дети часто бывают очень довольны тем, что их отдельные мысли были очень близки к научной. Понятия, на которые надо обратить внимание, выделены светлым курсивом. Тексты, представленные очень мелким шрифтом, предлагаются для ознакомления самым любознательным, для расширения кругозора или для поиска и сообщения интересных фактов.

Внимание детей к схематически рисункам и схемам удобно привлекать на этапе рефлексии. Опыт показал, что в данном случае учащиеся более осознанно воспринимают их содержание.

Тексты, выделенные в рамочки в конце параграфов, помогают учащимся уточнить и сделать вывод по изученному материалу.

Изучение крупной темы или главы завершается работой с рубрикой «Проверь себя». Предлагаемые авторами учебников вопросы и задания способствуют организации фронтального опроса или беседы. Работа с заданиями под названием рубрики «Какие ответы верны?» осуществляется в виде письменной кратковременной работы или устной форме путём обоснования выбранного ответа или поиска ошибки и её исправления. Таким образом происходит систематизация и обобщение знаний учащихся.

В старшем звене работа с учебником на уроке усложняется. К уже выработанной схеме работы с понятийным аппаратом присоединяется более глубокая работа с содержанием учебного материала. Часто организуется самостоятельная работа с текстом учебника по поиску ответов на специально подготовленные вопросы, заполнение сводных таблиц. Имеет место создание схем, схематических рисунков или составления конспекта по предлагаемому учебному материалу.

Использование разнообразных методических приемов работы с учебником позволяет его максимально использовать, что помогает учащимся усваивать учебный материал более глубоко и осознано.

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития на разных предметах чрезвычайно важно давать такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей, как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция).

Определение путей оптимизации процесса обучения является частью оптимизация обучения школьников.

Литература:

1.Бабанский Ю.К., Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). – М.: 1982. – 192 с.

2. Коротяев Б.И., Учение – процесс творческий, М., Просвещение ,1989. -160 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2004.-713с.

Приложение 1
Интегрированные уроки

из методической копилки МКОУ- Сосновская СОШ № 32 Новосибирского района Новосибирской области
1) история, химия и биология в 8-11 классах. Ученическая исследовательская конференция «Прошлое и настоящее малой родины». ^ Колопецина Н.М., Семьянова Н.Т., Руденко Н.В.

2) география и ОБЖ в 7 классе «Землетрясения или Беспокойная планета». Колопецина Н.М., Хохлова Т.Ю.

3) ОБЖ и история «Дни воинской славы России». Внеклассное мероприятие для 8-11 классов^ . Хохлова Т..

4) физика, ОБЖ и биология в 10-11 классах. Урок – конференция. «Электромагнитные излучения и защита от них». Евгещенкова И.А., Хохлова Т.Ю., Колопецина Н.М.

5) химия, биология, география в 8 классе. «Вездесущий кислород». Семьянова Н.Т., Колопецина Н.М.

6) химия, биология, экология в 11 классе. «Экологическое состояние окружающей среды». Семьянова Н.Т., Колопецина Н.М.

7) химия, биология в 8 классе. «Питание и здоровье». Семьянова Н.Т., Колопецина Н.М.

8) химия, биология в 8 классе. «Гидросфера». Семьянова Н.Т., Колопецина Н.М.

9) химия, биология, экология в 8 классе. «Оксиды углерода». Семьянова Н.Т., Колопецина Н.М.

10) биология, география, немецкий язык в 6 классе. «Наша чистая планета». Колопецина Н.М., Янголь Н.Г.

Варианты интегрированных уроков из школьной методической копилки

Открытый интегрированный урок по географии и ОБЖ в 7 классе школы

32 с. Сосновка

(учителя: Колопецина Н.М. и Хохлова Т.Ю.)

Тема урока: Землетрясения или Беспокойная планета.

Цель: на основании изучения особенностей строения планеты Земля и процессов, происходящих в её недрах, определить наиболее эффективные способы защиты людей от стихийных бедствий.

Задачи: 1) углубление знаний о строении Земли и её твёрдой оболочки – литосферы;

2) поиск причин и доказательств подвижности литосферы и её «беспокойного

характера»;

3) формирование понятия «землетрясение»;

4) определение наиболее эффективных способов защиты людей от поражающих факторов, возникающих при стихийных бедствиях, так как жизнь человека – наивысшая ценность.

Оборудование:

Таблица «Сейсмические активные зоны Земли».

Таблица « Биосфера», глобус – модель Земли, физическая карта полушарий.

Ученические атласы « География материков и океанов. 7 класс», учебники по географии и ОБЖ 7 класса, рабочие тетради учащихся, простые и цветные карандаши, ручки.

ИКТ для демонстрации слайдпрограмм.

^ Подготовка к уроку: запись на доске темы урока, схематическое изображение внутреннего строения планеты Земля, с указанием размеров(в км) и температур в ядре, мантии и её коре.

^ ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Актуализация внимания (зачитывается текст из учебного пособия «Земля» под редакцией М.Колтун, с 5).

« Когда – то ныне существующие континенты были сосредоточены в области экватора. Около 500-700 млн. лет назад образовался недолгий и непрочный союз из двух больших континентов – Гондваны и Лавразии, который просуществовал около 350 млн. лет. Оба континента объединились затем в гигантский континент Пангею, и все океанические воды слились в огромный древний океан Панталасс.

Около 200млн. лет назад суперконтинент распался и началось образование современных континентов и океанов.»

Вопрос: Как объяснить такие изменения на планете Земля?

Поиск ответа на вопрос

ИКТ. Просмотр слайдов о строении планеты Земля.

Поисковая работа учащихся под руководством учителя с использованием ранее полученных знаний о строении Земли из курса «География. 6 класс» и просмотренного видеоматериала.

Создание в тетрадях схематического рисунка о строении Земли с опорой на схему, представленную на доске.

Помещение на рисунок – схему « трещин», «разломов», «ущелий», «горных поясов», «глубоководных желобов», океанических хребтов», «плит».

Вопросы для работы с текстом учебника « География 7 класс».

Какие силы природы заставляют двигаться плиты Земли?

С какой скоростью происходит их перемещение?

К чему приводит столкновение плит:

а) океанической с материковой;

б) двух океанических;

в) двух материковых?

Дать понятие о СЕЙМИЧЕСКИХ ПОЯСАХ.

8. Рефлексия.

Какую оболочку Земли называют литосферой?

Чем различаются материковая и океаническая кора?

Какие силы делят литосферу на плиты?

Как применить в жизни знания о процессах, происходящих в земной коре?

9. ^ Вывод по первой части урока

Планета Земля имеет особое строение. В её центре находится мощнейшая энергетическая установка – её раскаленное ядро. Его тепло нагревает окружающие породы мантии. В верхнем слое мантии породы плавятся и превращаются в жидкую магму. Эта магма бурлит, как вода в чайнике. Нижние слои более горячие поднимаются к земной коре, остывают, опускаются в глубину; снова нагреваются и т.д. Иными словами постоянно существуют циклические внутренние силы – конвективные потоки, которые тянут литосферу в разные стороны. Эти процессы превратили твердую оболочку литосферы в мозаику литосферных плит, которые плавают по горячей мантии, как гигантские льдины. Они несут на себе континенты и океаническое дно. Магма, просачиваясь в трещины между литосферными плитами, раздвигает их. В результате плиты сталкиваются, что порождает землетрясения и вулканическую активность (В сейсмических поясах – пограничных областях между плитами).

Зная, где изливалась магма, геологи ведут поиск магматических пород, то есть ищут рудные полезные ископаемые.

Знания помогают делать прогнозы стихийных бедствий.

10. Работа над понятием «землетрясение» с использованием таблицы, учебника по ОБЖ г класса.

11. Просмотр видеопрограммы о землетрясениях.

12. Озвучивание учителем фактов о землетрясениях на планете.

13. Работа учащихся под контролем учителя со слайдпрограммой по определению путей защиты от стихийных бедствий.

14. Главное: найти наиболее верный способ защитить свою жизнь в случае стихийного бедствия и помочь тем, кто нуждается в помощи.

Рефлексия. Организуется фронтальный опрос по рассмотренному материалу с использованием ИКТ.
15^ . Задание на дом. 1) поиск дополнительной информации по теме урока.

2) составить перечень способов само –и взаимоспасения при стихийных бедствиях.
Интегрированный урок по биологии, географии и немецкому языку

на тему «Наша чистая планета»

Цель: привлечь внимание к возможности решения экологических проблем, созданных человеком.

Задачи:

Обобщить результаты воздействия человека на природу планеты Земля.

Создать условия поисковой деятельности по решению возникших экологических проблем.

Содействовать развитию умений сотрудничать.

Способствовать воспитанию потребности задумываться и анализировать действия человека в Природе.

Развивать интерес к изучению предметов биология, география, немецкий язык.

Оборудование: модель Земли – глобус, физическая карта полушарий, флажки стран России и Германии, фотосюжеты о красоте природы родного края и его экологических проблемах, бейджики с надписями «Ботаник», «Почвовед», «Эколог», «Гидролог», «Медик».

Тип урока – интегрированный

Форма урока – деловая игра в форме международной конференции.

^ Ход урока

Открытие конференции.

1. Ведущий 1:

Во все времена в дни торжеств звучали колокола. Но звучали и во времена людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль.

По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу …»
Ведущий 2:

Люди разных стран обеспокоены состоянием родной планеты. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее она хрупкая и беззащитная. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас ученые проводят «врачебный» осмотр нашей планеты.

Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет? Для этого мы здесь и собрались на конференцию, в которой будут принимать участие специалисты из 2 стран: России и Германии.

Всем участникам сегодняшнего занятия - конференции необходимо быть внимательными и по окончании заседания необходимо оставить свое мнение на опросных листах.
^ Содержание выступлений на конференци
2. Ведущий 1: Первое слово предоставляется нашим гостям из дружественной Германии.

Они на своем родном языке расскажут об экологических проблемах, которые обнаружили в своей стране.
Учитель немецкого языка и его переводчик.

Выступление немецкого гостя и его переводчика.
Ученик:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр,

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.
Речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который привыкли называть небом. А ещё небо называют голубым полем.

Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он бывает таким. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся и микробы, и пыль, и выхлопные газы и другие лёгкие вещества. Об этом доказывает факт, представленный на данной фотографии.

Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (^ Учащиеся отвечают на вопрос.)

Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь наших зелёных друзей. Они собирают вредные вещества, которые оказываются в воздухе вместе с дымом заводов и фабрик. Потому в больших городах должно быть много зелени.

6. Ведущий: В чём заключается секрет такой важности растений? Об этом нам сообщит специалист в области ботаники.

7. Ботаник Растительный покров – один из важнейших частей биосферы. Как известно, только зелёные растения способны использовать энергию солнца для создания органических веществ из воды и углекислого газа. При этом растения выделяют кислород. За счет фотосинтеза одно дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно трём взрослым людям.

Зелёные растения способны в больших количествах поглощать углекислый газ. Тем самым растения препятствуют его накоплению в воздушной оболочке. Кроме этого растения улавливают из воздуха и вредные вещества, откладывая их в своих листочках.

Особую, большую и важную роль в этом выполняют растения леса. Поэтому лес называют «лёгкими» нашей планеты.

8. Ведущий: на нашей конференции присутствует почвовед. Он желает выступить по рассматриваемой проблеме.

9. Почвовед Можно привести много примеров, показывающих великую роль растений в жизни природы. Без участия растительности невозможно почвообразование. Растения препятствуют размыванию берегов рек и горных склонов, развеиванию песков и выдуванию частичек почвы. А значит, не дают возможность ветрам наполнять воздух пылью, из-за которой невозможно ни дышать, ни нормально смотреть. Зелёные растения влияют и на температуру и влажность воздуха и почвы. Таким образом, растения – это мощный природный фактор, значение которого трудно переоценить.

10. Ведущий: Вновь предоставим возможность выступить нашим гостям.

11. Ученица:

У Михаила Ножкина есть стихотворение, посвященное рассматриваемой проблеме.

Озонная дыра над Антарктидой!

А не было её ещё вчера.

Зачем она учёными открыта?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой?

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчиться корчиться безпомощно толпой?

На миллион квадратных километров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взвыли, душу леденя.

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда.

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, господа!

Озонная дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как жар в груди.

Одумайся, беспечный индивидуум,

И в будущее взор обороти!

12. Ведущий: Как же люди отреагировали на данную ситуацию?

13. Эколог 1: Человечество серьёзно взялось за решение данной проблемы.

В Вене в марте 1985 года подписана конвенция по охране озонового слоя.

А 16 сентября 1987года представители 34 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Эти страны обязуются сократить выпуск фреонов на 50%. В 1992 году Лондонская конвенция внесла поправку: до 1996 года прекратить выпуск фреонов на 100%.

14. Ведущий: Посмотрев из космоса на нашу планету, космонавты отметили, что она голубая. Все теперь знают почему. (Отвечают учащиеся.) Хотя воды очень много, но проблема состояния воды есть. Об этом нам расскажут наши иностранные гости.

^ 15. Выступление гостей

16. Ведущий:

Ни умыться, ни напиться

Без воды,

Листку не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек, и поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Где больше всего воды на Земле? (Отвечают учащиеся.)

А где ещё находится вода? (Звучат ответы.) снег – это тоже вода, и облака – вода.

В океане какая вода? (^ Учащиеся отвечают.)

А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей и рек? (Отвечают учащиеся.)

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

17. Гидролог: Как только не называют обыкновенную воду. И самым удивительным веществом, и волшебным. А гениальный Леонардо да Винчи назвал её соком жизни на Земле. Следует признать – он был прав. Водная оболочка Земли состоит из всех водных объектов земного шара, которые вы и называли.

В настоящее время гидросфера сильно изменилась под влиянием деятельности человека. Ежегодно используется около 5 тысяч кубических метров воды, при этом загрязняется примерно в 10 раз больше.

Интересен такой пример. В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут… До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину.»

Со времени его путешествия прошло почти 30 лет. Но загрязнение не только не уменьшилось, а ещё усилилось. От загрязнения страдают живые существа. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько рыб гибнет от загрязнения океана нефтью.

Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит,

16 больших труб, 34 куска рельсов,

9 мотков колючей проволоки,

27 изогнутых железных листов,

43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор,

112 санок, 108 котелков, чайников и кострюль,

36 сковородок. 27 утюгов,

2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок,

2214 консервных банок и много другого мусора.

Нам, я думаю есть над чем задуматься.

18. Ведущий: о состоянии окружающей среды можно узнать по растениям, которых называют индикаторами или указателями. Подробнее о них сообщит эколог.

19. Эколог 2: Наука экология позволяет узнать о состоянии окружающей среды, о её загрязнении с помощью внешнего вида растений – указателей. Их называют индикаторами. Такие индикаторы есть для воды, воздуха и почвы. Индикаторами чистой воды являются всем известные растения, занесенные в Красную книгу, кувшинка и кубышка. Они растут только в чистой воде.

Если вода содержит большое количество загрязняющих веществ, то активно размножаются сине-зелёные водоросли и вода говорят «цветёт».

Индикаторами плодородия почв являются печёночница и репейник (лопух). Они растут на самых плодородных почвах.

Показателями чистого воздуха являются мхи и лишайники. Если их нет, значит, воздух в этом районе сильно загрязнён. Хорошими индикаторами являются хвойные растения: ель и сосна. При загрязнении воздуха их хвоя на ветках желтеет.

20. Ведущий: Всё, что мы с вами обсуждали важно конечно для нас, для нашего здоровья.

Последнее, заключительное выступление будет касаться каждого из присутствующих на заседании.

21.Медик: Для человека важно хорошее здоровье. Большое значение имеет возможность провести активный отдых на природе. Это помогает восстановить силы, снять напряжение и укрепить здоровье. Придуман специальный термин «рекреация», что в переводе с латинского означает «восстановление сил». Для этого человек идет в парки, скверы, лесопарки, где поддерживается чистота, порядок. Такие уголки природы отличаются особой эстетичностью и красотой.
^ Заключительная часть конференции

22. Ведущий: Наша конференция приближается к своему завершению. Сейчас необходимо подвести итоги. Для этого всем необходимо сделать записи в своих опросных листах.

Общее мнение по рассматриваемой проблеме возможности сохранения планеты в чистоте мы сможем представить в виде схемы. Эту схему надо составить из предложенных терминов, понятий, которые звучали при выступлениях.

^ 23. Составление схемы учащимися:

Человек

Человек

24. Ведущий: заключительное слово предоставим нашим гостям.
25. Ведущий: Голосование. Кто согласен с тем, что защитить Землю может только человек? За данное решение проголосовало… человек.

^ Ученик (в заключении занятия зачитывает строки стихотворения):

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтоб стали все мечты возможны,

Должны мы все планету сохранить!
Опросный лист

Русский

Немецкий

1




2




3




4




5




6




Задание: найти соответствие

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем. Что это?

Газообразный слой, защищающий планету

Оболочка Земли, состоящая из жидкого вещества.

Указатели состояния окружающей среды

Восстановление сил, отдых

Из какой страны были гости на конференции?
Термины для справок: Германия, Франция, озоновый, вода, воздух, рекреация, водная, индикаторы.


^ Ученическая исследовательская конференция

«Прошлое и настоящее родного края»

Ученическая исследовательская конференция «Прошлое и настоящее родного края» проходит в рамках Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы».

Цель:

активизация деятельности по привлечению внимания школьников к проблемам окружающей среды, воспитанию бережного и внимательного отношения к природе, развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств, духовно- нравственному становлению и профессиональному самоопределению школьников.

Задачи:

- развитие аналитических навыков, навыков критического мышления, коммуникативных навыков;

- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

- привлечение внимания школьников (обучающихся) к актуальным проблемам природы Новосибирской области;

- формирование у обучающихся чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку области;

- развитие у обучающихся умения работать во взаимодействии с органами власти, со средствами массовой информации по решению актуальных проблем региона.

^ Оформление помещения для конференции и оборудование:

  1. выставка научно- популярной литературы по теме конференции из фондов школьной библиотеки и музея школы;

  2. выставка палеонтологических экспонатов из фонда школьного музея;

  3. сосуды с образцами воды из водоисточников села Сосновка;

  4. видеоаппаратура (ИКТ) для презентаций работ учащихся;

  5. видеофильм из серии «Краеведение Новосибирской области»;

  6. слайдовые программы для презентаций исследовательских работ учащихся: Поздоровкиной Виктории « Экологическое состояние воды в водных источниках села Сосновка»,

  7. Дубских Ксении « Состояние окружающей среды села Сосновка»,

  8. Назаровой Анны « Удивительное рядом»;

  9. тексты исследовательских работ:

  10. Карнович Семена « История заселения территории Новосибирской области» (руководитель: учитель истории Руденко Николай Валентинович),

  11. Поздоровкиной Виктории «Экологическое состояние воды в водных источниках

    1. села Сосновка» (руководитель: учитель химии Семьянова Наталья Тимофеевна),

  12. Дубских Ксении «Состояние окружающей среды села Сосновка»

(руководитель: учитель биологии Колопецина Надежда Михайловна).
Организаторы ученической исследовательской конференции:

^ КОЛОПЕЦИНА Н.М., СЕМЬЯНОВА Н.Т., РУДЕНКО Н.В.

Ученическая конференция «Прошлое и настоящее РОДНОГО КРАЯ»
Многообразен мир природы, бесчисленны тайны, таящиеся в ней.

Главная цель конференции состоит не только в том, чтобы всё объяснить, все тайны раскрыть. А ещё в том, пробудить любовь к родной земле, ко всему существующему на ней. Побудить всех к участию в добрых делах по сохранению природы родного края. Она прекрасна, природа нашей родной Сибири!

А чтобы любить, надо знать за что её любить.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно вглядеться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

3.

Предлагаем всем участникам нашей конференции заглянуть в прошлое сибирского края.

^ ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА

Музей школы № 32 тоже хранит несколько палеонтологических находок бывших учащихся. Обратите внимание на них. Это части бивней мамонта, зубы мамонта, шейный позвонок и рога древнего животного, которые когда-то бродили по нашему краю. Эти все экспонаты били найдены на обрывистых берегах наших небольших речушек Барлака и Пашенки. А теперь эти экспонаты являются своеобразной летописью древней истории родного края.

Мы откуда появились?

Звёзд далёких порожденье?

Или всё ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем?

Наделил Душой Создатель?

Или разум как зарница

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной всё на веки,

Но откуда б мы ни взялись,

Раз возникнув Человеком,

Надо чтоб мы им остались.
6. О том как давно и кто первыми поселились и осваивал земли нашего сибирского края мы узнаем из результатов поисковой работы Карнович Семена.
^ ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМЕНА КАРНОВИЧ -10 КЛ.
7. Вы все убедились, что жизнь поселенцев на просторах Сибири связана с рекой.

Потому, что в ней находится самое удивительное вещество без которого нет жизни.

Она среда реакций и процессов

И просто местообитанье!

Она свидетель жизни и прогресса

И обладатель важной тайны.

О результатах исследований наших водоисточников сообщит Вика Подоровкина.

^ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОЗДОРОВКИНОЙ ВИКИ – 9 КЛАСС.
Пусть ручей поёт, струится под горой

В густой осоке исчезая вдруг.

Звенящей песней, сладостной водой

Поит всё живущее вокруг.
Вам наверное хотелось бы узнать о том, что же происходит вокруг?

Учёные отмечают, что в последние десятилетия наблюдается ухудшение состояния окружающей среды. Это становится государственной проблемой.

Интересно, а в каких условиях живем мы с вами в своём селе?

Об этом нам расскажет Ксения Дубских.

^ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДУБСКИХ КСЕНИИ – 9 КЛАСС.
11. Мы надеемся, что общими усилиями будет наведен порядок на территории нашего села. И станет оно чистым и привлекательным. И тогда станут созвучными с природой следующие строчки:

Здесь мало услышать,

Здесь прислушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть

Застенчивой русской природы.
Красоту природы родного края отразила в своей презентации Назарова Анна.

^ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЗАРОВОЙ АННЫ
Выводом данной работы могут стать следующие строки Михаила Пришвина:

«Всё прекрасное на земле

- от солнца

и всё хорошее

- от человека».

14. Наша конференция приближается к завершению. К какому выводу мы с вами пришли?

Сегодня человечество переживает решающий момент своей истории.

Оно столкнулось с глобальными проблемами.

Оно обладает необходимым интеллектуальным потенциалом для их решения.

Надо всем людям понять свою ответственность перед будущим.

Чтобы выжить необходимо изменить свой способ жизнедеятельности, то есть оказывается, вся проблема в самом человеке.

Необходимо развивать в себе человеческие качества.
15. В 1992 году в г. Рио-де-Жанейро проходила международная конференция по проблемам окружающей среды. Там прозвучало следующее:

Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение.

Необходимо глубокое научное понимание проблем, то есть знания.

Необходимы творческие силы молодёжи, то есть мы.
16.. Получается, что и мы, школьники, можем и должны помочь родной природе своими добрыми делами.

Для этого предлагаем создать ЭКОЦЕНТР по координации, организации дел по сохранению природного окружения.
Первоначально предлагаем ввести в состав ЭКОЦЕНТРА по одному представителю от класса.
Кто за данные предложения просим проголосовать.

Сколько человек проголосовало «за» ---

Сколько человек проголосовало «против» ---

Сколько человек воздержалось ---

И так, принято решение о создании ЭКОЦЕНТРА в составе:
19. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!