birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
  • 8-е классы:


Цель:
 

Создание условий для позитивного взаимодействия участников образовательного процесса, способствующих развитию и успешной адаптации, профессиональному и личностному самоопределению, построению собственной перспективы роста.

 Основные задачи:  

  • проводить психологический анализ индивидуально-личностных особенностей обучающихся, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути разрешения;

  • осуществлять помощь обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения: при возникновении учебных трудностей, проблем нарушения эмоционально-волевой сферы, появлении проблем в межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями;

  • оказывать поддержку в решении вопросов самопознания и саморазвития;

  • осуществлять помощь в развитии психологической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Психологическая поддержка образовательного процесса - это целостная система деятельности специалиста психолога, ориентированная на поддержку эффективности деятельности субъектов образовательного пространства.

Была проведена диагностическая работа по изучению особенностей эмоционально-личностной сферы школьников (агрессивность, тревожность, самооценка личности), а также проведены исследования межличностных отношений Дж. Морено в классных коллективах («Социометрия») и психологического климата. С помощью методики «Психологический климат в группе» в 8 классах [Основы психологии: практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.] было выявлено, что 30 % обучающихся считают, что климат их коллектива неблагоприятен, 70% респондентов полагают, что психологический климат их классного коллектива, в котором они находятся, благоприятен. С целью оценки психологического микроклимата в классных коллективах в 8-х классах было проведено диагностическое обследование с использованием набора диагностических методик: «Социометрия Дж. Морено» - определение коэффициента групповой сплоченности коллектива. Результаты данного обследования позволяют сделать выводы о характере микроклимата в классных коллективах. Обследование было проведено в 2-х классах. В каждом классе был определен индекс групповой сплоченности коллектива. Нужно отметить, что в классах присутствует средний уровень сплоченности, что говорит о достаточно благоприятном микроклимате, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме. 




Примечание: показатели, расположенные ниже отметки 0,4, соответствуют неблагоприятной эмоциональной обстановке в коллективе; показатели от 0,46 до 0,65 – средний уровень групповой сплоченности.

Таким образом, оценка психологического микроклимата классных коллективов позволяет сделать следующие выводы:

 Почти в классных коллективах преобладает достаточно благоприятный микроклимат. Показатели групповой сплоченности классов находятся на уровне средний, либо приближенный к среднему показателю, либо выше среднего уровня.

Большая часть обучающихся внутри классных коллективов чувствуют себя уютно.

Классным руководителям даны по итогам диагностики рекомендации по поддержанию и укреплению психологического микроклимата классных коллективов:


  • развивать и поддерживать внутри классных коллективов дух единства и солидарности через совместные школьные и внеклассные мероприятия;

  • повышать престиж учителя и руководителя в глазах обучающихся;

  • учить принимать индивидуальные ценности каждого человека;

  • развивать чувства эмпатии, толерантности по отношению к окружающим.

Степень агрессии и формы агрессивного поведения обучающихся 8 классов были изучены с помощью опросника Басса-Дарки. Результаты работы представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2

Уровни агрессии





Индекс агрессивности

Высокий

-

-


Повышенный

14%

24%

нормальный

86%

76%

Индекс враждебности

Высокий

57%

38%

Повышенный

14%

24%

нормальный

29%

38%

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у многих обучающихся 8 классов в той или иной степени проявляется использование физической силы против другого лица; такая форма поведения, которая направлена обычно против авторитета или руководства. Также им может быть присуща зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

  В рамках работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) было проведено диагностическое исследование среди обучающихся 8-х классов. Всего приняло участие 56 человек. На вопрос об употреблении ребёнком каких-либо психоактивных веществ, 100 % отвечают «Нет», но 38% обучающихся курят и 16 % ответили, что пробовали алкогольные напитки. На вопрос: «Согласишься ли ты пройти тест в следующий раз?» большинство ребят  (38 человек, 68%) ответило, что им всё равно будут ли они проходить тест или нет;  «Да» сказали 12 обучающихся (21%); «Нет» - 6 человек (11%). Среди причин отрицательных ответов были следующие: «Нет желания этим заниматься» (4 %), «Не считаю необходимым» (4 %), «Зачем кому-то об этом знать» (1 %), «Нет смысла: кому надо, тот выкрутится» (1 %), «Некомфортно, унизительно» (1 %).


 

Вид деятельности и

Содержание работы

Полученный результат


Диагностика

1. В ходе тестирования была проведена методика изучения коммуникативных и организаторских умений (КОС).

2.ТЕСТ «Эмоциональное отношение к учению»

Эмоциональное отношение к учению обучающихся 8а класса

Эмоциональное отношение к учению обучающихся 8б клас








Тревожность

Познавательная активность

Негативные переживания

Низкий уровень

40%

5%

25%

Средний уровень

47,5%

37,5%

40%

Высокий уровень

12,5%


57,5%

35%






Тревожность

Познавательная активность

Негативные переживания

Низкий уровень

35.7%

7,1%

7.1%

Средний уровень

53,6%

57,2%

60,7%

Высокий уровень

10,7%

35,7%

32,2%

Сравнительный анализ эмоционального отношения к учению обучающихся 8 классов показал, что в 8 а класс отличается пониженным уровнем тревожности, резким снижением высокого уровня познавательной активности, а также резким сдвигом негативных переживаний в сторону средних и высоких значений.



Информация этой диагностики полезна для классных руководителей для лучшего взаимопонимания и создания благоприятного психологического климата в классе.


На основании данных этого теста можно составить психологическую характеристику класса, а также индивидуальную характеристику обучающегося.




Эти профориентационные типы соответствуют техническому образованию, однако в школе количество обучающихся, относящихся к гуманитарному стилю мышления составляет в среднем 30 %.

Таким образом, понимание и учет человеком собственных типологических особенностей будет способствовать повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья.


3.ТЕСТ «Оценка отношений подростков с классом»

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. В качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Индивидуалистический тип – группа воспринимается как помеха деятельности, не представляет ценности.

Прагматический типгруппа как средство, способствующее достижению своих целей.

Коллективистический тип – группа как самостоятельная ценность, заинтересованность в целях, успехах группы и каждого из ее членов.

4.Диагностика особенностей темперамента

Общеизвестная классификация темпераментов основана на устойчивых сочетаниях свойств нервной системы. Сильная, уравновешенная и подвижная НС у сангвиника, Сильная. Неуравновешенная и подвижная у холерика.

Сильная, уравновешенная и инертная у флегматика. Слабая НС у меланхолика.

На основании теста выделены 31 тип с соответствующими характеристиками и рекомендациями.

5.Тест Климова-Холланда.

В 8-х классах, доминируют следующие типы мышления:




9-е классы:


  • диагностика изучения уровня комфортности на уроках;

  • диагностика вредных привычек;

  • диагностика профессиональных намерений.

При анализе полученных данных по результатам изучения уровня комфортности, можно сделать вывод, что в 9 б классе большинство обучающихся чувствуют себя комфортно на уроках физической культуры 50% и на уроке русского языка 45%; тревожно чувствуют себя на таких уроках как алгебра 30%, геометрия 25%, физика, анг. язык 10%; большинству обучающихся нравятся уроки физической культуры 40%, русского языка 50%, литературы 30%; у 55% обучающихся нет таких уроков, которые они хотели бы прогулять, а остальные по отдельным предметам (анг. язык, история, геометрия, алгебра, физика, русский язык, география).

В 9 а классе большинство обучающихся чувствуют себя комфортно на уроках физической культуры 24% и на уроке алгебры 33%; тревожно чувствуют себя на таких уроках как: география 38%,геометрия, физика, химия, алгебра, обществознание; обучающимся нравятся уроки алгебры 38%, информатика 24%, и нет вообще нравящихся уроков у 29% обучающихся; у 43% обучающихся нет таких уроков, которые они хотели бы прогулять, а остальные по отдельным предметам (анг. язык, история, геометрия, алгебра, физика, русский язык, география, обществознание).

По результатам диагностирования вредных привычек:

в 9 а классе 70% считают, что молодые люди употребляют спиртные напитки, чтобы избавиться от скуки; 30% обучающихся в классе хотя бы раз употребляли спиртные напитки; 45% обучающихся считают наиболее достоверной информацией о спиртных напитках из средств массовой информации;

в 9 б классе 34% обучающихся считают, что молодые люди употребляют спиртные напитки, чтобы избавиться от неприятных переживаний и 32%, чтобы избавиться от скуки; 63% обучающихся в классе хотя бы раз употребляли спиртные напитки; 63% обучающихся считают наиболее достоверной информацией о спиртных напитках от сотрудников полиции, наркологов.


С целью выявления динамики направленности профессиональных интересов, жизненных планов и трудовой мотивации обучающихся проводилось предпрофильное исследование среди обучающихся 9-х классов. Было опрошено 25 человек в 9 а классе, 22 человек в 9  б классе. Цель работы: сбор информации о готовности обучающихся к осознанному выбору профильного образования.

Результаты анкетирования 9 б класса.

Ответы выпускников распределились следующим образом:


  1. Обсуждается ли в вашей семье вопрос о выборе профиля обучения?



Видно, что данный вопрос обсуждается в 82% семей, не обсуждается в 18% семей.

  1. Считаете ли вы себя готовым сделать выбор профиля обучения?



Но, при этом,  из них  86% считают, что готовы к выбору профессии, 14% не уверены в своей готовности.

  1. Для выявления внешкольных интересов ребятам был задан следующий вопрос: Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ответы на данный вопрос расположились следующим образом:

  1. спорт – 23%;

  2. работа за компьютером –20%;

  3. прогулки – 28%;

  4. музыка – 5%;

  5. фотографирование – 12%;

  6. нет любимого занятия –20%

  7. Интернет – 49%;


Таким образом, можно видеть, что, чаще всего в свободное время большинство детей предпочитают заниматься спортом, гуляют со сверстниками на улице, слушают музыку, встречаются с друзьями, сидят за компьютером.

  1. Из каких источников вы получаете информацию о профессиях (отметьте несколько вариантов)?


Таким образом, видно, что основным информационным источником  об особенностях различных профессий у обучающихся данного класса являются родители (данный ответ дали 82%), далее ранжирование ответов свидетельствует о роли учителей - 53%, СМИ – 48% (телевидение и радио), друзей и других взрослых – 47%,  и 33% респондентов отмечают, что получают данную информацию по интернету.


  1. Укажите, насколько вам нравятся следующие области (учебные предметы)?

Для ответа на этот вопрос ребятам был предоставлен перечень предметов, которые им требовалось проранжировать в различные категории «очень нравится», «нравится», «не нравится»; «очень не нравится».

Анализ данных позволяет увидеть, что среди предметов в категории «очень нравятся» преобладают такие как:

  1. информационные технологии – 65%;

  2. история – 53%.

  3. география – 47%;

  4. физика – 35%;

  5. биология – 35%;

В категории «нравятся» обучающиеся отмечают следующие предметы:

  1. русский язык – 71%;

  2. литература – 59%;

  3. алгебра – 59%;

  4. биология – 47%;

  5. технология – 47%;

  6. геометрия–

  7. технология - 47%;

  8. иностранный язык – 47%;

  9. обществознание – 41%.

Укажите, насколько вам не нравятся следующие области (учебные предметы)?

В категории предметов «Не нравятся» наблюдается следующее ранжирование:

  1. физика – 23%

  2. геометрия  – 20%;

  3. химия  – 35%;

  4. алгебра – 18%;

  5. литература  – 24%;

  6. обществознание – 24%.

В  категории «Очень не нравится» преобладают следующие предметы:

1. геометрия  – 47%;

2. алгебра – 49%;

3. иностранный язык – 40%;


4. химия – 15%.


  1. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9-го класса?

Из представленной диаграммы видно, что 36% обучающихся собираются продолжить обучение в профильном 10-11-м классе, 62%  собираются продолжить обучение в техникуме или колледже. Но необходимо отметить тот факт, что 2% обучающихся не определились в своем выборе.

  1. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания школы?

59% отметили, что желали бы продолжить своё обучение в ВУЗе.

12% планируют продолжить обучение в колледже, техникуме или училище. При этом наблюдается тенденция неопределённости обучающихся – 12%.

  1. С какой областью вы связываете свою будущую профессию?

Обучающимся были предоставлены 13 категорий, тест заполняли 15 человек.

В результате исследования, категории были проранжированы следующим образом.

  1. Физика и математика 30%;

  2. Химия 7%

  3. Радиотехника и электроника 20%

  4. Механика и конструирование 7%

  5. География – геология 7%

  6. Биология 14%

  7. Филология

  8. История и политика

  9. Педагогика и воспитание 14%

  10. Экономика

  11. Домоводство 27%

  12. Искусство 7%

  13. Спорт и военное дело 27%

  14. Не справились 14%

  1. Если бы вам предстоял выбор профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?

Результат ответов обучающихся показал:  социально-гуманитарным наклоном – 66%. Далее следует физико-математический – 30%, затрудняются – 4%


10. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (должности, места, работы)?

Данный вопрос помогает выявить: на какие факторы ориентируются обучающиеся при выборе той или иной профессии. Результаты анкетирования следующие:


Ответы, полученные на данный вопрос, распределились следующим образом:


  1. Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) –  88%.

  2. Достойный уровень оплаты труда – 71%.

  3. Возможность постоянного повышения квалификации – 71%.

  4. Возможность профессионального роста, успешной карьеры –65%.

  5. Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, направленность рабочего графика и др.) – 53% .

  6. Достаточная престижность профессии – 53%.

  7. Сообразность развитию задатков вашей личности – 35%.

  8. Востребованность на рынке труда – 35%.

  9. Ничего, просто нравится такая профессия – 24%.

Таким образом, можно видеть, что основным ориентиром для выбора профессии является её соответствие личностным особенностям обучающихся (88%), далее респонденты отмечают необходимость  высокого уровня оплаты и возможность постоянного повышения квалификации (71%). Так же обучающиеся ориентируются на востребованности рынка труда и на возможность постоянного профессионального роста (53%), 24%  считают, что необходимо учитывать интерес к самой профессии.



следующая страница >>