birmaga.ru
добавить свой файл

1
Профессиональный конкурс работников образования


ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВРЧЕСТВА
(2012 – 2013 учебный год)

Номинация конкурса ( педагогические идеи и технологии: среднее образование).

Методическая разработка (программа «Введение в экологию» 5 класс)

Автор Колундаева Татьяна Николаевна

МБОУ «Каргинская СОШ имени М.А.Шолохова»

Программа курса.
5 класс.
Введение в экологию: Природа и человек.

(35часов, 1час в неделю)
Пояснительная записка.
 Конечная цель экологического образования общеобразовательных школ - формирование экологического сознания и гражданской позиции личности. Овладение экологическим содержанием невозможно без опоры на предметные знания по географии, биологии, химии, физики. Однако при реализации этих программ  есть существенные недостатки - отсутствие целостной экологической картины. С этой целью необходимо введение интегрированного         курса экологии в старших классах. Однако это не исключает того, что к изучению экологии школьника нужно готовить, начиная  с младших классов, так как экологические принципы должны лежать в основе изучения ряда разделов географии, биологии, которые они начинают изучать в 6 классе.  Поэтому считаю, что в 5 классе целесообразен курс "Введение в экологию": Природа и человек. Это позволит на данном уровне осуществить познавательную деятельность, основанную на восприятии экологического материала, доступного их возрасту.
Задачи:

образовательные  -сформировать основные понятия экологии;  - сформировать систему знаний о взаимоотношениях человека и природы, о роли природы в жизни человека;  



развивающие:  - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;    - развивать навыки исследовательской деятельности;  - развивать творческие способности учащихся, вырабатывать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой (справочники, научно-популярная литература);

воспитательные:   - воспитывать бережное отношение к природе, формируя активную жизненную позицию школьников. Требования к подготовке учащихся.  Данный курс

"Введение в экологию" предполагает развитие у учащихся следующих качеств: ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности;   ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;    

потребность участия в деятельности по охране  и улучшению  состояния окружающей среды, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.




Методы занятий: - словесные (рассказ об экологических особенностях факторов природы; чтение и анализ  информации; беседы: вопросы с кратким комментарием ответов учащихся);  
- наглядные (использование различных средств обучения: схемы, рисунки, таблицы, электронные пособия, презентации);  
- практические (выполнение творческих работ, домашние практические занятия).
Формы занятий:  
- индивидуальная(подготовка домашних заданий, проведение практических занятий, подготовка презентаций и их защита);  
- групповая (подготовка и проведение научно-познавательных игр, кроссворды, анаграммы, викторины);  
- фронтальная (изучение новых тем, проведение контроля, экскурсии). 

Содержание программы.
35 часов.
Введение (2часа).  Роль природы в формировании человека. Природа и здоровье человека. Экологические факторы.

Тема №1. Воздух и человек (6 часов). Загрязнение воздуха. Что такое кислотные дожди? Как влияет грязный воздух на здоровье человека? Источники загрязнения воздуха в нашей местности. Меры борьбы с загрязнителями воздуха. Экскурсия на АБЗ(асфальтобетонный завод). Практическое занятие: оценка размещения АБЗ.




Тема №2. Вода и человек (6часов) Значение воды в жизни человека. Источники загрязнения воды. Заболевания, вызванные потреблением недоброкачественной воды. Воды нашей местности и проблемы, связанные с их использованием. Охрана вод. Практическая работа: исследование качества воды на вкус, содержание солей, прозрачность.
Тема №3. Недра и человек (3 часа).  Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Охрана недр. Полезные ископаемые нашей местности, их использование. Проблема Песчаного кургана (геологическое обнажение, описание которого встречается в произведениях М.А.Шолохова.
Тема №4. Почвы и человек (4 часа). Почва - особое природное тело. Использование почв человеком, последствия. Почвы нашей местности. Овраги и борьба с ними.
Тема №5. Человек и растения (6 часов).  Роль растений в жизни человека и в природе. Лекарственные растения. Редкие растения. Растения нашей местности, особенности их приспособления к данным условиям среды обитания. Охрана растений. Красная книга. Практическое занятие: разведение комнатных растений, уход за растениями.
Тема №6. Человек и животные (6 часов). Роль животных в жизни человека и в природе. Домашние животные и отношение к ним. Зимующие птицы. Животные - обитатели степей. Редкие виды животных. Охрана животных. Красная книга. Практические занятия: изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период; изготовление гнездовий для птиц (скворечники). Выполнение творческих работ (рисунки, стихотворения, сочинения на тему "Мое любимое животное")

Заключение. Человек и его местожительство (2 часа). Экскурсия в природу "Наше отношение к природе". Экологические проблемы своей местности, вызванные деятельностью человека (презентация работ).