birmaga.ru
добавить свой файл

1
Профессиональный конкурс работников образования


ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ_КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя общеобразовательная школа №4»


(МБОУ СОШ №4, Чумаченко Татьяна Ивановна,
385600, Республика Адыгея, Гиагинский р-н, ст. Гиагинская, ул. Красная, 170)


Номинация (Педагогические идеи и технологии: Среднее образование)

Урок адыгейской литературы. 8 класс.

Мурат Салихович Паранук «Дерево Тлимафа».

Слайд №1.

Цель: 1. Познакомить учащихся с новым стихотворением М.С.Паранука «Дерево Тлимафа».

2.Научить читать стихотворение выразительно, используя логическое ударение;

делать анализ произведения.

3.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к каждому дереву.

4.Научить гордиться своей семьей, своим родом.

Оборудование: мультимедиа, выставка книг, рисунки учащихся, плакат «Генеалогическое дерево рода», гербарий.

Ход урока.

1.Организационный момент (проверка готовности к уроку). Слайд №2.

Проверка домашнего задания: Слайд№3, №4.

Рассказать об И.С.Цее (странички биографии). Выступления учащихся.

Учитель дополняет :

Ибрагим Салехович Цей родился 11 января 1890г – умер 7 сентября 1936 года (46 лет). Место рождения – аул Шеджий, Кубанская область, Российская империя. Один из основоположников адыгейской литературы. Писал на адыгейском и русском языках. В 1933 году стал первым директором Адыгейского театрального техникума.

В ранних фельетонах поднимал темы бесправия народа, неравенства между людьми. После революции им были написаны роман «Хацук -Хаджи», драмы «Кочас», «Хищники», пьеса «Фэмый», поэма «Заячья тризна», рассказы «По заветам старины»,

«Фатимино счастье», «Мулла Ибрагим».

Переводил на адыгейский язык детские произведения С.Я. Маршака и К.И. Чуковского.


Драматург, режиссер, общественный деятель. Во время войны артисты ушли на фронт, лишь в 1957 году театр был восстановлен.

В 2011 году имя Ибрагима Цея присвоено Национальному театру Адыгеи, основателем которого он является. Театру в 2012 году исполнилось 75 лет.

Беседа по произведению И.С.Цея «Одинокий».

----Как называется произведение, которое мы изучили на прошлом уроке?

Назовите главных героев повести. (Хаджи-Султан и Тлимаф).

Охарактеризуйте Хаджи-Султана и Тлимафа.

Нарисовать словесный портрет главных героев:

1ряд- Хаджи-султана , 2ряд- Тлимафа.

(Учитель в конце описания показывает портреты, нарисованные учащимися 8б.)

Почему черно-белые тона использованы юными художниками?

Ученик Лысенко Д. читает стихотворение «Краски».

Подведите итоги жизни Тлимафа. Что стало его жилищем? (выборочное чтение стр.141.).

Тема одиночества главной нитью проходит через всю повесть, она отражена в названии произведения, о ней автор напоминает в конце (стр.141).

Зачитывается отрывок из произведения.

Работа с новой темой.


  1. Страницы биографии Мурата Салеховича Паранука. Слайд №5.

(выступление заранее подготовленного ученика- Коцур С.)

  1. Чтение учителем стихотворения «Дерево Тлимафа».

(Уч-ся расставляют логическое ударение). Слайд №6.

Рассказ о дубе - исследовательская работа Райчук Н. Слайд №7.

Легенды о дубе читает учитель. Слайды №8, 9, 10.

Дуб сделал потрясающую карьеру. В мифах большинства народов тех земель, где растет это могучее дерево, дуб стал символом верховного бога. Судите сами : у славян дуб – дерево Перуна, бога – громовержца. Оно служит мировым древом, скрепляет небо, землю и подземный мир, в более поздние времена его называли «царь-дуб». В Новгороде когда – то стоял храм Перуна, днем и ночью там горел костер из дубовых поленьев.


У кельтов дуб – древо жизни, он связывает мир живых и мир мертвых. Ни одного обряда без дубовых листьев друиды – кельтские жрецы – не проводили.

У древних греков дуб – дерево Зевса, верховного бога – громовержца, его голос слышался в шорохе дубовых листьев знаменитого святилища Зевса в Додоне. Греки молились дубу с просьбой о дожде.

У этрусков дуб – дерево Тина. У древних эталийцев это дерево посвящено Юпитеру – тоже главному богу и тоже громовержцу. Древние германцы покланялись богу грома Донару (Тунару), чьим символом был дуб. Литовцы чтили главного бога Перкунаса – громовержца все с тем же дубом в роли священного дерева. Словом, все индоевропейские народы в Европе почитали одновременно дуб и верховного бога.

За что же дубу такой почет? Наверное, за могучий ствол, крепкую древесину, за силу и мощь. Трепещущую осинку или кудрявую рябину не сделаешь символом грозного божества. Кроме того, дубы проживали долгую жизнь. В те времена, когда не было промышленных лесоразработок, дубы вообще стояли веками: рубить старое могучее дерево считалось убийством. Долголетие уважали все народы, и если у дуба хватает сил прожить дольше, чем живут три поколения людей, - значит, ему ворожат боги.

Многие художники посвятили этому удивительному дереву свои картины:

И. Шишкин «Среди долины ровныя…», А.Герасимов «Два дуба», М.Клодт «Дубовая роща», М. Лебедев «Дуб» и т.д.

Во многих литературных произведениях часто встречается описание дуба.

Почему дуб в народе назвали «Деревом Тлимафа»?

2 значения: 1) Дерево, посаженное Тлимафом.

2)Дуб, одиноко стоящий в поле также одинок, как и Тлимаф.

3. Словарная работа: пилигрим. Слайд №11.

(Запись в тетрадях) Толкование слова.

Почему дуб назван автором пилигримом?

4. Анализ произведения -разбор непонятных слов и выражений.

Метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.(Учащиеся читают по строкам и определяют.)


5. Чтение стихов о деревьях:

1) «Тополь серебристый». Слайд 12. Саида Абрегова –начинающая поэтесса.

2). «Осенней ивы грусть» Слайд 13

3). «На севере диком» Слайд 14 –М.Ю. Лермонтов.

6. - Как вы думаете, что «роднит» эти стихи? Почему они грустные? (Тема одиночества).

Могла ли быть судьба Тлимафа другой, счастливой? (Если бы он жил в семье, у него был бы большой род, никто не смог бы его обидеть).

7. Нужно бережно относиться к семье, к роду и тогда все трудности можно преодолеть.

8. Слайд 15. Сегодня мы познакомимся ещё с одним деревом – родовым деревом. (Показываю плакаты с генеалогическими деревьями учеников).

Словарная работа: генеалогическое древо, генеалогия.

Беседа с учащимися о том, как важно знать свои корни и бережно относиться к своим родным и близким. Надо любить свой род, гордиться им, преумножать его славу.

9.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.