birmaga.ru
добавить свой файл

1
Проект «Зебра»


В 1990 году в США был рассекречен проект «Зебра», связанный с гидросамолётами «Каталина». В годы войны вопрос об изготовлении и поставках «Каталин» для советских союзников решился положительно, так как американцы рассчитывали на нашу помощь, на вступление СССР в войну с Японией. Проект этих поставок был строго засекречен. Ему было присвоено кодовое название «Зебра» (Project Zebra).
АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО

В американском флоте эти летающие лодки чаще всего применяли в десантных операциях. Усовершенствованными модификациями «Каталин» стали летающие лодки PBN – 1 «Номад» и PBY – 6A (последняя – в варианте амфибии с трёхколёсным убирающимся шасси, позволяющим самолёту садиться и взлетать

асси, позволяющим са-х-ю-как с воды, так и с суши). Они могли пролетать без заправки четыре тысячи километров. «Каталина» обладала прекрасными аэродинамическими и мореходными качествами. К торцам её длинных крыльев крепились боковые поплавки. При посадке торцы крыльев складывались, принимая вертикальное положение, и машина превращалась в тримаран, устойчивый на волне. При взлёте, оторвавшись от воды, машина крылья расправляла. «Ка

талина» могла нести значительный бомбовый груз, принимать на борт целый отряд десантников. В её широком (до трёх метров) корпусе можно было поместить мини-госпиталь. Кроме того, она могла участвовать в спасении экипажей с тонущих кораблей и

подбитых самолётов. «Каталина» была оснащена новейшими средствами связи и навигации. Неудивительно, что советское руководство стремилось получить чудо американской техники. Местом приёмки самолётов с американских заводов была определена военная база – гидроаэродром в Элизабет-Сити, штат Северная Каролина. Сюда прибывали лётчики из СССР, которые ранее летали на одномоторных самолётах МБР-2 (морской ближний разведчик). С прибывшими советскими экипажами усиленную подготовку вели американские инструкторы. Переводчики были присланы из советского посольства. Экипаж считался подготовленным, если лётчик уверенно пилотировал машину, а штурман должен был уметь самостоятельно довести машину до пункта назначения в случае отрыва от группы. Для того чтобы перегонять лодки в Советский Союз, были разработаны три маршрута: северный – через Рейкьявик до Мурманска, восточный – до Владивостока и южный – над Северной Африкой, через Баку до Севастополя. Северный маршрут предполагал доставку американских лодок в распоряжение Балтийского флота, восточный – Тихоокеанского, южный – на Черноморский флот. 25 мая 1944 года партия из 25 гидросамолётов отправилась через Атлантику по северному маршруту. Метеоусловия здесь были очень сложными, лётчикам приходилось преодолевать обледенение, густую облачность, лететь в условиях болтанки, иногда на высоте 40 метров над бушующим морем. У северного побережья Норвегии вражеская авиация постоянно висела в воздухе, выслеживая транспортные конвои союзников. Избегая встречи с немецкими истребителями, «Каталины» шли на бреющем полёте параллельно скалистым берегам, временами буквально прижимаясь к воде. Чтобы не привлекать внимания противника, экипажи соблюдали режим радиомолчания и связи с Мурманском не поддерживали. До места назначения долетели все самолёты, кроме одного. Руководитель группы полковник В.Н. Васильев летел замыкающим и был сбит немецким истребителем. На его место была назначен подполковник Максим Николаевич Чибисов, лётчик-ас с боевым опытом, огромным «налётом» на гидросамолётах, умелый командир, который впоследствии, в 1954 году, возглавил Камышинское военно-морское авиационное училище.

ОПАСНЫЙ ПЕРЕГОН

Из Элизабет-Сити спецгруппа Чибисова вылетела на остров Кадьяк в Аляскинском проливе. Здесь были сосредоточены экипажи и самолёты, подготовленные к перелёту в СССР через Берингово море. 25 августа 1944 года в воздух поднялись два экипажа и взяли

курс на Анадырь. Трасса Кадьяк – Анадырь – Магадан – Владивосток была освоенана всех её участках, по ней проследовали все «Каталины», предназначенные нашему Тихоокеанскому флоту. Летающие лодки в то время уже применялись в боевой практике советского флота. 29 августа 1944 года в операции по захвату оккупированного немцами румынского порта Констанца передовые отряды десантников высаживались с «Каталин». Констанца была взята за один день с минимальными потерями советских войск. Начиная с июля 1944 года, после прибытия американских гидросамолётов на Северный флот, появилась возможность наладить постоянное воздушное патрулирование Карского моря.

Подполковник Чибисов направился с группой лётчиков в Америку по южному маршруту, чтобы приглядеться к этому пути. Спецгруппе Чибисова поручили и перегонку гидросамолётов южным маршрутом. Его протяжённость составила 18 тысяч километров (почти половина земного экватора), лететь предстояло более 100 часов, совершив десяток посадок. Первым перелёт совершил Чибисов, с 15 по 25 февраля 1945 года. 9 августа 1945 года Советская Армия начала наступательные действия против Японии. Советские морские десанты овладели рядом корейских портов, легендарным Порт-Артуром, Курильскими островами, ворвались в Мукден – столицу Манчжурии – и захватили там лагерь военнопленных. В этих операциях с большой эффективностью использовались «Каталины», доставленные в СССР спецгруппой полковника Чибисова. В середине октября 1945 года арьергардный отряд спецгруппы во главе с Максимом Николаевичем

Чибисовым благополучно опустился на Тушинский аэродром в Москве. Родине были переданы 5 новеньких «Каталин» – последних из общей партии. Так закончилась секретная военная операция «Зебра». В конце октября 1945 года за образцовое выполнение задания каждый участник перегонки был отмечен правительственными наградами. Максима Николаевича наградили орденом Ленина и орденом Боевого Красного знамени. Спецгруппа Чибисова переправила в СССР около 200 гидросамолётов, в которых крайне нуждались наши военно-морские лётчики.