birmaga.ru
добавить свой файл

1
Проектная деятельность как способ определения профессиональной направленности.

Саджая Ш.Г., заместитель директора по ИКТ

Центра Образования № 429

«Соколиная гора» Г. Москва

e-mail: sadjaya.s.g@gmail.com

Дроздов С.Ю., директор

Центра Образования № 429

«Соколиная гора» Г. Москва

«Я плохо понимаю, зачем мне изучать эти синусы, косинусы, логарифмы? Я уверенна, что мне это в жизни совершенно не понадобится!..» - с такой фразой ко мне подошла ученица 9 класса.

В действительности, никогда не знаешь, что тебе пригодится – так нас учили и учат, но возникает вопрос – а стоит ли всех тех усилий, которые мы прилагаем для изучения теоретического материала, знания, которые в обозримом будущем мы применить на практике не сможем? Существует ли какой-либо компромисс в современной школе между теоретическим и практическим знанием? И можно ли изучать только тот материал, который в действительности необходим, как считает учащийся и, самое главное, как определить – что нужно, а что нет?

«От программы никуда не деться, - утверждают практикующие педагоги – Так или иначе, мы обязаны дать тот материал, который прописан в стандартах». В действительности, существующий государственный заказ, предполагает, что ученики школы выйдут с определенными знаниями и не столь важно есть ли у них умение применять полученные знания на практике. Но помимо основной цели, которая стоит перед школами, существует и скрытая, но подразумевающаяся – вырастить из человека неопытного, человека образованного и прагматичного в своих действиях.

В настоящий момент каждое общеобразовательное учреждение пытается найти возможности для интеграции теории и практики и, как результат, создать базу для дальнейшего выбора учащимися необходимой им программы обучения. Существуют всевозможные профилированные классы, делающие упор на более глубокое изучение тех или иных предметов, в рамках дополнительного образования, элективные и факультативные курсы, способствующие изучению частного, а не общего, возникают клубы и кружки, делающие упор на практическое применение знаний. Но проблема выбора профиля, факультатива, электива, клуба или кружка остается открытой – учащийся, зачастую, не знает, с чем он столкнется в изучаемом материале – посчитает ли он его нужным или решит, что его выбор был неправильным.


В таком случае возникает возможность предпрофильной подготовки, целью которой будет не обучить теоретическому знанию, но раскрыть потенциал той или иной науки и, как результат, определиться с интересами, которые в последствии помогут в выборе необходимого предмета изучения.

Эти и другие вопросы вставали и раньше, но в век информационных технологий, когда один байт информации, зачастую, стоит дороже хлеба, а ее аналитика и умение применять в различных ситуациях являются показателем, к примеру, при принятии на работу – свою актуальность они не потеряли и даже наоборот, приобрели больший вес. Первым попытку решить данные проблемы сделал Джон Дьюи, который в своих работах «Школа и общество», «Познание и познанное» и «Демократия и педагогика» рассматривает образовательную деятельность с точки зрения «групповой работы над общим делом», т.е. говорит о уроках как о некой площадке, на которой имеет смысл заниматься не только и не столько теоретическим изучением определенного материала, но и пытаться применить его на практике через создание реального продукта. Дьюи утверждает, что создание условий для лучшего усвоения практического материала автоматически приведет к лучшему усвоению теоретического материала и наоборот. Таким образом, совмещение теоретического и практического материала в условиях проектной деятельности являются одним из способов решения проблемы недопонимания и неспособности, получаемые знания, применить на практике.

Выражая утверждение о пользе проектной деятельности, Дьюи не забывает и про стандартные общеобразовательные уроки, но не в контексте основного образования, а, скорее, как способ выявления необходимых знаний для реализации поставленной в проектной деятельности цели, т.е. для создания определенного осязаемого продукта. Мы все сталкивались в своей жизни с ситуациями, в которых мы не были достаточно компетентны для решения возникших проблем, что приводило к увеличению временного отрезка отведенного на разрешение проблемы. В основном это связано с тем, что при решении проблемы, с которой человек ранее не сталкивался, он логически начинает подбирать варианты решений и опытным путем их испытывать, не зная, каков будет конечный результат, соответственно, это приводит к возникновению различного рода ошибок и, как правило, влечет за собой новые проблемы. При этом, при решении однотипных задач, с которыми человек уже сталкивался ранее, срабатывает «механическая память», проще говоря – опыт, полученный при решении похожей проблемы в прошлом, помогает человеку быстро решить стоящую перед ним задачу или проблему.


Фактически именно в данном направлении работает теория проектной деятельности – наработка опыта в практическом применении знаний позволяет при возникновении перед учащимся в будущем разного рода проблем, решение которых, так или иначе, было отработано в условиях реализации учебного продукта, упростить процесс решения задач и проблем встающих перед ним. Учитывая, что данная практика в настоящий момент, применяется в большом количестве общеобразовательных учреждений, логично было бы предположить, что она применяется и при создании профессионального вектора обучения в средней школе, т.е. способствует выбору набора курсов, кружков, элективов или предпрофелизации в данном учреждении, которые, в свою очередь разработаны именно для дальнейшего выбора профиля учащимся.

К сожалению, данная тенденция не столь широка как применение метода проектной деятельности в рамках дополнительного образования и, зачастую, локально. При этом необходимость самого метода ставится под сомнение, в связи с тем, что большинство клубов и кружков сами собой выполняют данные функции – функции реализации учебного продукта, что само собой разумеется, т.к. основная цель дополнительного образования видится именно в научении участников образовательного процесса именно в области практического применения знаний и выработки умения эти знания использовать при создании различного рода продуктов. Но функцию предпрофильной подготовки на систему дополнительного образования никак не могут возложить, что в свою очередь приводит к недопониманию необходимости большого количества различного рода клубов и кружков. При всем этом, функцию предпрофильной подготовки на себя берут, зачастую, малокомпетентные психологические службы школ и других общеобразовательных учреждений, которые не способны раскрыть потенциала различных областей практических и теоретических наук, т.к. специализируются именно в аспекте психологическом. Также маловероятно, что общеобразовательная школа будет способна предоставить учащемуся именно тот набор образовательных курсов, который ему действительно необходим. Например, для поступления и дальнейшего успешного обучения в ВУЗе, как минимум, необходимо уметь конспектировать различного рода научные труды, не говоря уже о проведении анализа выводов той или иной монографии. Учитывая, что на уроках словесности (русском языке и литературе) учащийся успевает усвоить лишь толику вкладываемых в него знаний, что говорить о его возможностях в области анализа научных текстов.


Именно для таких целей наилучшим решением проблемы неподготовленности учащихся к выбору пофильной направленности в старшей школе идеальным выходом является проектная деятельность, интегрированная в систему элективных или факультативных курсов, а также в систему клубных и кружковых объединений в рамках пердпрофильной подготовки.

В настоящий момент в качестве эксперимента на площадке Центра образования № 429 «Соколиная гора» г. Москвы проводится эксперимент по внедрению курсов естественнонаучной и гуманитарной направленности с элементами проектной деятельности, которые включают в себя четыре этапа обучения.

Первый этап является подготовительным – учащимся представляются направления обучения в рамках общего курса, которые затрагивают работу с разного рода источниками (анализ текстов, создание сценариев, работа над рецензированием изучаемого материала и т.д.), ИКТ поддержку (работа с компьютером в сети Интернет), работа с видео и фото изображением (работа с специализированным программным обеспечение по обработке изображения), работу с видео и фото техникой (операторское и фотоискусство), а также актерское мастерство, история кино, МХК и многое другое.

Второй этап – технологический – включающий в себя следующие организационные моменты:


  1. Учащиеся распределяются по направлениям обучения внутри общего курса, при этом в любой момент учащийся может перейти или совместить различные направления в процессе обучения.

  2. Перед общим курсом ставится конечная цель, например реализация проекта Кинофестиваля.

  3. Перед каждым направлением ставится задача, которая способствует реализации единой цели.

  4. Внутри каждого направления прописываются задачи обучения индивидуально для каждого учащегося.

Таким образом, второй этап направлен на частичное разграничение обязанностей между учащимися.

Третий этап является образовательным, в процессе которого каждое направление ставит перед собой образовательные задачи («научиться читать», «научиться писать», «научиться снимать» и т.д.), и реализует их по мере прохождении учебной программы. В процессе обучения также проводятся работы по реализации общего проекта. Учащиеся принимают участие, как в непосредственной организации работ, так и в реализации задач поставленных перед ними в начале курса. При этом задачи, которые были поставлены в начале курса, не являются догматичными и, зачастую, варьируются от сложившейся в процессе подготовки проекта ситуации. Таким образом, помимо получаемых теоретических знаний и практических умений учащийся сталкивается с современным понятием мобильности в меняющихся условиях.


Важную функцию в третьем этапе несет на себе педагог. С одной стороны, в процессе теоретической подготовки он несет на себе обязанности «досконального зазубривания» материала, но с другой стороны он фактически выступает в роли тьютера, что подразумевает под собой только ведение проекта в заданных рамках. При этом тьютеру необходим квалифицированный психолог-педагог, который в любой момент сможет проставить акценты над психологическим портретом того или иного учащегося.

Немаловажную роль третьего этапа играют психологические тесты, которые позволяют как педагогическому коллективу, так и учащемуся определить его ли это направление или стоит попробовать себя в другом, а может быть и вовсе выйти из проекта.

Четвертый, заключительный этап, является самым главным этапом, так как это «экзамен на прочность» учащихся в условиях защиты собственного продукта. Важным фактором образования всегда являлась публичность, которая так или иначе действует на обучающегося, а когда публикой выступают не только хорошо знакомые люди, но и «эксперты со стороны» это двойной стимул для участников проекта. На защите проекта или во время организации различного рода мероприятий в качестве конечного продукта курса каждый ученик принимает участие в процессе. Если это защита, то ученик говорит о своих достижениях в направлении, предоставляя своего рода кейс, в условиях продукта-мероприятия все участники проекта являются организаторами и занимают определенные посты в орготделе (отдел организации мероприятия). Итогом курса обычно является самостоятельное определение учащихся со своими интересами, но бывают случаи, когда им хочется попробовать свои силы в других сферах курса.

Итак современное развитие отечественного образования за счет полного внедрения Единого Государственного Экзамена предполагает развитие профильного и предпрофильного образования в рамках общеобразовательных учебных заведениях, что в свою очередь способствует развитию учебных программ направленных на более качественное обучение в профильных классах. Но в данных условиях видится наибольшей проблемой не само профильное образование, но подготовка учащихся к выбору индивидуального профиля, что приводит нас к достаточно старой идее проектной деятельности, но в новой форме и по новым технологиям. Одним из наиболее выгодных и реальных методов подготовки учащихся к процессу выбора и дальнейшего обучения на профильных направлениях видится именно в интеграции проектной деятельности в систему дополнительного образования и, как результат, более гармоничном развитии теоретического и практического знания в рамках общеобразовательных учреждений.


Список литературы:


  1. В.Ф. Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты», изд. Учитель, 2010

  2. В. Исаев, «Организация работы команды проекта», М. 2006

  3. Дж. Дьюи «Школа и общество» (1899) Печ. по: Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. ГА. Лучинского. Изд. 2-ое. - М., 1924.

  4. Дж. Дьюи «Демократия и образование», Серия: Психология: классические труды, 2000 г.; Изд-во: М.: Педагогика-пресс