birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема проекта: «Проекты в начальной школе».

Цель: организация проектной деятельности учащихся в младших классах.

Педагогические цели, достижению которых способствует проектная деятельность:


  1. Принятие самостоятельных решений;

  2. Умение ставить задачи и задавать вопросы;

  3. Умение работать в команде;

  4. Поиск нестандартных, оригинальных решений;

  5. Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

  6. Раскрытие индивидуального потенциала.


Аннотация.

Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

Концепция развития образования Белгородской области предполагает реализацию комплексного подхода в образовании. Как изменится учебный процесс, ориентированный на компетентностный подход? Поднимая такой вопрос, мы пришли к заключению, что компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека (ученика) в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решить проблемы в незнакомых ситуациях. Метод проектов – это именно совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.


Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы будем опираться на имеющийся опыт по использованию элементов проектной технологии обучения учителей города, а также учителей иностранных языков школы, которые давно и успешно внедряют элементы проектной методики обучения на своих уроках и во внеурочной деятельности. Теоретические обоснования метода проекта имеются в описаниях современных образовательных технологий в достаточном объеме. Нам предстоит организовать проектную деятельность учащихся младших классов на практике. Почему именно эту образовательную технологию мы предлагаем внедрять? С одной стороны, у нас существует реальная проблема социализации учеников нашей школы вообще и младших школьников в первую очередь. Контингент учащихся нашей школы – это дети из семей сельского уклада жизни. Старый город и школа удалены от центра города, а значит от других культурно – образовательных и досуговых центров. Дети, приходящие в 1 класс, в основном не посещали детский сад. С другой стороны, именно проектная деятельность учащихся кажется нам наиболее привлекательной и полезной для развития школьников, формирования их социально значимых качеств.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и так же обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

План – график реализации проекта

(дорожная карта).

1. Анкетирование учащихся. (изучается вопрос умения проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного вопроса. Осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры) – 1 неделя февраля 2009 года.


2. Анкетирование педагогов, работающих в начальной школе. (изучается вопрос компетентности учителя по проблеме использования проектного метода обучения в современной школе, умение решать возникающие проблемы, самостоятельно восполнять недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы) – 2 неделя 2009 года.

3. Методическая подготовка учителей, ориентированных на реализацию проектного метода обучения в начальной школе в рамках постоянно действующего семинара «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе». Обмен знаниями по теме, высказывание пожеланий, обсуждение возникающих идей, перечисление возможных тем проектов. Формулирование тем проектов для класса или групп учащихся. – февраль – конец учебного года.

4. Формирование максимально возможного дидактического, информационного и материального обеспечения проектной деятельности прямо в классе (справочная литература для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, игрушки. Природный материал и т.д.). – постоянно.

5. Внедрение проектного метода в урочную деятельность учащихся – вторая половина февраля 2009 года – конец года.

6. Внедрение проектного метода во внеурочную деятельность младших школьников. Март – конец учебного года.

7. Проведение праздника – презентация лучших проектов – май 2009 года.

8. Обсуждение достигнутых результатов на конец учебного года на методическом совете школы. Июнь 2009 года.

Теоретическое обоснование проекта.

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

Что такое метод проектов?

Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:


1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

Проекты под названием “Метод проблем” уже 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуж­дена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.


В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.


Рассмотрим возможности использования метода проектов в практике работы начальной школы. Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи проектирования взрослых учеников . В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.
Сначала поговорим о требованиях, а затем - об идеях,

Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» -старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проект­ных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен от­четливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых по­рах, конечно, с помощью учителя).

Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца». Обязательно присутствуют три момента - выбор проекта, планирование проекта, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшест­вовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заин­тересован в проекте.

А теперь задумаемся, что такое исследования для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его в проект с «разработкой плана», обсуж­дением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.


Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Во­круг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например, для самых маленьких, еще дошкольников, это может быть следующее. Походи босиком по песочку - по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем - по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расска­жи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Ты де­лаешь следующий шаг, еще один, еще... и не заметил, как погрузился в свои микро­наблюдения. Одно простое действие в самом начале дает первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребенка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся отве­ты. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые ис­следования окружающей жизни.
Этапы работы над проектом.

- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- презентация полученных результатов.

Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных подтем проекта; формулирование возможных тем проектов для начальных классов; для каждого учителя начальной школы или группы учителей; формулирование тем для работы подгрупп. На первом собрании участников проекта должно быть высказывание проблем, поиски общего языка, выстраивание отношений. В конце собрания назначается точная дата следующей встречи и дается конкретное задание – определится, кто какие творческие группы создаются и какую подтему проекта они разрабатывают. Подтемы их работы являются компонентами общей темы проекта «Проекты в начальной школе».

Например, первая творческая группа разрабатывает тему проекта – рассказа, вторая группа - конструктивные проекты, третья - проекты игр, четвертая - экскурсионные проекты. Возможны также творческие проекты не связанные с конкретным учебным предметом, такие как «Моя семья», «Распорядок дня» и другие.


Этапы планирования работы над проектом.

Участники проектных групп получают задание: найти литературу, используя различные источники информации, связанную с проблематикой своей подтемы. Основная цель этапа планирования – получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.

Планирование работы над проектом. Определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формирование наиболее актуальных проблем, способных оказывать влияние на ход исследовательской работы.

Аналитический этап: исследовательская работа учителей по группам и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; обмен информацией с другими лицами приглашенными, учителями города, консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, Интернета.

Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное получение и анализ информации. Консультант (завуч) при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу так­же входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего реферата и составить список используемой литературы и других источников информации.

В конце аналитического этапа проходит собрание проектных групп, которое предполагает подведение итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над рефератом. Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники, была подготовка к презентации. Участники каждой проектной группы решают, что необходимо для презентации видео- и фотосюжеты по каждой из тем или мастер-класс или спектакль, общее направление которого должно соответствовать названию проекта.


Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача завуча – консультанта на этом этапе — предоставить учителю максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.

Целью этого этапа обобщения является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось.

Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в коллективе; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы над проектом; совместная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.

Подготовка и обобщение материала для презентации могут вызвать новые вопросы и побуждают учителей к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача завуча – консультанта стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.

Какие темы рефератов предложат учителя творческих групп, мы можем только предполагать, т.к. этот проект еще не реализован. Но мы можем предположить, что учителя могут объединиться по принципу: какой предмет учителю начальных классов более близок и интересен, по какому он захочет подготовить творческую работу. К учителям начальных классов по нашему мнению присоединятся учителя – предметники среднего и старшего звена. Участникам творческих групп предстоит ответить на вопросы: Каким должен быть проект в младших классах? Каким может быть проект в младших классах? Как организовать работу над проектом в начальной школе? Что из себя представляет проектные работы по предметам естественно – математического цикла в начальной школе? Социально – значимый проект – что это такое? и т.п. И далее перед коллективом встает самая серьезная задача – организация проектной деятельности учащихся в младших классах. Творческие группы учителей продолжат свою работу, но уже на уровне практики. Завучи – консультанты должны поэтапно отслеживать результаты внендрения проектной деятельности в начальной школе, вести мониторинг и подвести итог. Чего мы ожидаем от введения проектной деятельности учащихся в младших классах? Мы считаем, что грамотно организованная проектная деятельность даст ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.


Метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышения мотивации в получения дополнительных знаний; изучения методов научного познания ( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Анализ

нормативно – правовой базы (федерального и регионального уровня),

позволяющий реализовать проект.

Существующая нормативно – правовая база федерального и регионального уровня, регламентирующая деятельность общеобразовательной школы, позволяет реализовать проект без всяких противоречий. Организация проектной деятельности в младших классах будет осуществляться параллельно с основной программой и не вступать в противоречие с традиционной системой УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный проект предполагает использование элементов проектной методики на уроках и во внеурочной деятельности, а не проектную технологию в чистом виде. Тем более, что ряд инструктивных документов и методических писем департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области настоятельно предлагают педагогическим коллективам включать такую деяетльность в рабочий план школ, начиная с начальной . В ходе обсуждения Государственных Образовательных Стандартов поднимается вопрос безоценочной учебной деятельности младших школьников, введения портфолио как формы учета внеучебных достижений обучающихся с 1 по 11 класс. Проектная деятельность в начальной школе позволит не только всесторонние развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и также облегчить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

Пилотная апробация.

Пилотная апробация проекта осуществлялась на уроках английского языка и информатики (октября – ноября 2008 года) в начальной школе. На Методическом совете в начале года были созданы творческие группы, которые отвечали за проведение семинара «Проектная деятельность учителя начальных классов», где обсуждалась теория вопроса. На методическом совете (заседание №2) состоялось обсуждение вопроса «Метод проектов как один из способов формирования исследовательской культуры и развития творческих способностей учащихся»; учителя, использующие проектную деятельность на своих уроках в начальной школе (Богданова Т.А., Чуенко Т.П.) поделились накопленным опытом.
Литература.

1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9

2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

3. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.

5. Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «Первого сентября». Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.