birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Основная общеобразовательная школа с. Грива»

 
                                                            

Программа школьного кружка «ЮНКОР»

                                             Руководитель кружка: Чугаева Г.Г.


  1. Пояснительная записка


Программа рассчитана на учащихся 6 - 9 классов.

Программа основывается на тех же принципах, что и программа для классных занятий.

В программу включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определенных умений в области развития речи.

Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировка, упражнения; языковое чутьё. На уроках зачастую не хватает времени для тренировки учащихся в связных письменных и устных высказываниях.

Внеурочные занятия в значительно большей степени предоставляют учащимся такую возможность.

Внеурочная работа эффективно способствует литературному развитию

школьников, формированию у них мировоззрения, развитию творческих сил, самостоятельности и инициативы.

Расширяя рамки языковой среды, она создает условия для совершенствования их устной и письменной речи, является важнейшим источником обогащения словаря, углубления знаний о языке и литературе, способствует привитию интереса к книге.

Внеурочная работа способствует совершенствованию и развитию качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Учит жить интересами коллектива, радоваться их успехами, огорчаться и переживать. Развивает у школьников общественно - политическую активность.

Внеурочная работа позволяет выявить одаренных в лингвистическом отношении школьников, а также позволяет воспитанию у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы, в возможность преодоления отставания.

Средства массовой коммуникации (телевидение, журналы, газета) играют в нашей жизни большую роль. Благодаря им читатели, слушатели, зрители постоянно знакомятся с происходящими социально-политическими событиями, новостями науки, культуры, искусства.


Наиболее демократическим средством массовой коммуникации является газета – туда может обратиться любой, чтобы попросить о помощи, поставить интересующий его вопрос, высказать свое мнение.

В связи изучением русского языка учащиеся должны овладеть целым рядом газетных жанров.

Задача учителя состоит в том, чтобы написанные учащимися заметки не оставались забытыми, а систематически публиковались в стенной печати.

Это чрезвычайно важно не только в смысле обучения учащихся определенным речевым навыкам, но и в плане реализации задач воспитательного характера.

Активная общественная деятельность, интерес к которой должен воспитываться школой, предполагает также и сотрудничество школьника и

впоследствии сознательного гражданина в органах печати.

Исходя из этого в программу включено знакомство учащихся с различными газетными жанрами.

Наша школа, к сожалению, недостаточно учит школьников умению свободно пользоваться теми речевыми жанрами, которых требует тот или иной конкретный случай.

Целью моего кружка является:


  • пробудить интерес к газете как жанру публицистического стиля;

  • создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить способности детей;

  • выявить одарённых в лингвистическом отношении учащихся;

  • способствовать развитию интереса к литературному творчеству;

  • создать условия для максимальной самореализации детей;

  • научить «читать» газеты;

  • научить собирать материал для различных высказываний;

  • научить пользоваться записной книжкой и литературными заготовками;

  • познакомить учеников с работами писателей над совершенствованием произведений, показать значение упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений;
  • познакомить приёмами редактирования текста;


  • научить детей излагать материал в форме беседы ( от имени человека, который даёт интервью);

  • научить культуре речевого общения;

  • привлечь работников других учреждений для совместной деятельности (встреча с журналистом газеты «Новая жизнь»; экскурсия в редакцию «Новая жизнь»).

  • организация совместных мероприятий с родителями (Праздник «Посвящение в «Юнкоры»).


Методическая основа программы – метод проектов, связанный самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся.







  1. Тематическое планирование





№ п/п

Содержание занятий


Кол-во часов

1.

Введение. Правила техники безопасности.

1

2.

Подготовить диагностический материал «способности учащихся». Провести анкетирование.

1

3.

Праздник « Посвящение в Юнкоры».

1

4.

Встреча с корреспондентом местной газеты «Новая жизнь».

1

5.

Экскурсия в редакцию местной газеты «Новая жизнь».

1

6.

Роль газеты в жизни человека.

1

7.


Знакомство с газетами и журналами страны, республики, района.

4

8.

Понятие о публицистическом стиле. Особенности жанра, сфера употребления.

1

9.

Газетные заготовки.

1

10.

Записная книжка журналиста, её роль. Личность писателя,

1

11.

В гостях у словарей.

1

12.

Газетная иллюстрация.

3

13.

Обучение верстке номера стенной газеты.

1

14.

Текст и языковая личность.

1

15.

Газетные жанры и их особенности.

1

16.

Разновидности информационных жанров: хроника, интервью, отчёт, зарисовка, путевые заметки, репортаж.

13

17.

Статья в газету. Выпуск газеты. Анкетирование.

1

Тема занятий

Содержания

1.Введение. Правила техники безопасности.


Знакомство с правилами техники безопасности.

2. Анкетирование.

Выбор актива кружка. Распределение обязанностей. Эмблема газеты. Девиз.

3.Праздник «Посвящение в Юнкоры».

Знакомство с родителями кружковцев.

4.Встреча с корреспондентом местной газеты «Новая жизнь».

Специфика работы журналиста. Встреча с журналистом Матвеевой Л. В.

5.Экскурсия в редакцию местной газеты «Новая жизнь».

Знакомство с коллективом. Привлечение журналистов для совместной деятельности.

6. Роль газеты в жизни человека.




7. Знакомство с газетами, журналами страны, республики, района.

Издатель. Редактор. Корреспондент. Тираж.

8. Знакомство с газетами и журналами: («Радуга», «Йолога», «Би кинь»).

Устный журнал: « Наши любимые газеты и журналы».

9. Газета « Новая жизнь».

Знакомство с газетой .

10. Газета «На школьной волне» Выпускает Койгородская школа.

Знакомство с газетой. Рублики газеты.

11 Понятие о публицистическом стиле. Особенности жанра. Сфера употребления.

Работа с текстом.

12. Газетные заголовки и знаки препинания при них.


Тема. Идея. Эпиграф. План высказывания.

13. Записная книжка журналиста. Личность писателя.

Анализ отрывков записных книжек писателей: А.П. Чехова, П.А.Павленко и Э. Капиева.

14. Литературные заготовки.

Мой дневник. Моя записная книжка.

15. В гостях у Словарей.

Праздник «В гостях у Словарей».

16. Газетные иллюстрации: репортажный снимок, рисунок, портрет, пейзаж.

Задачи иллюстрации и их изготовление. Виды иллюстрации. Конкурс на лучшую газетную иллюстрацию.

17. Газетные иллюстрации: фотоэтюд; натюрморт; интерьер; карикатура; дружеский шарж.

Обзор газет. Создание газетной иллюстрации.

18.Газетные иллюстрации: юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, диа-граммы, репродукции, орнамент.

Обзор газет. Создание юмористического рисунка, плаката.

19. Текст и языковая личность.

Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, доступность, богатство и разнообразие, действенность, уместность.

20.Разновидности информационных жанров: заметка, хроника, отчёт, интервью, путевые заметки, зарисовки.

Анализ образцов, взятых из республиканских газет и журналов.

21. Способы работы над жанрами информационного характера.

Анализ образцов.

22. Заметка - хроника, краткая информация.


Хроника (факт). Заметка ( присутствие автора). Работа с газетной хроникой.

23. Создание информационной заметки.

Заметка ( событие, прошедшие в школе).

24.Совершенствование написанного. Исправление стилистических недочётов.

Сообщение участников кружка «Писатели о работе над словом»

25. Виды заметок в газете: заметки-просьбы, заметки- благодарности, заметки-вопросы, заметки об отрицательных фактах.

Рублики «Нам пишут». Конкурс на лучшую заметку – благодарность.

26. Виды интервью: интервью – монолог, интервью - диалог, коллективное интервью.

Интервью (совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию). Анализ содержания и композиции интервью, выявление языковых и стилистических особенностей газетного жанра.

27. Особенности интервью (живость, простота, задушевность, правдивость).

Анализ образцов интервью, взятых из центральных и республиканских газет. Культура речи.

28. Конкурс «Я веду интервью».

Встреча с интересным человеком.

29. Основы литературной правки текстов. Виды правок.

Анализ текстов газетного жанра.

30. Обучение верстке номера газеты.

Выпуск газеты.

31. Репортаж. Репортажи событийные и тематические.

Анализ образцов репортажа. Составление устного репортажа. «Я веду репортаж с урока».


32. Отличие заметки от репортажа.

Сопоставительный анализ заметки и репортажа.

33. Работа учащихся над репортажем.

Репортаж о лыжных соревнованиях. «Мы пишем репортаж».

34. Выпуск газеты.

Газета «Учитель при имени твоём…».




Газета «Мама – это наше начало».




Газета «О великий, могучий русский язык!».




Газета «М.В.Ломоносов – первый российский академик».




Газета «Новый год шагает по планете».




Газета «Первое апреля – никому не веря».




Газета «Как могут эти дни забыться…».


Диагностика обученности будет проводиться с помощью тестов, контрольных и творческих работ.  По окончании изучения программы «Юнкор» учащиеся должны знать:

  • основную систему понятий из области публицистического жанра;

  • речевые понятия,на основе которых строится работа;

  • определять тему и основную  мысль текста;

  • грамотно, четко высказывать свое мнение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

  Вопросы диагностики обучаемости учащихся:

  1. Что такое СМИ? Где и как делается газета?

  2. Тезисы и конспекты. Для чего их вести.
  3. Что мы относим к печатной продукции современного общества? (перечислите все известные вам издания, подробно описать 1-2 вида)


  4. Газетный жанр. Репортаж, новости, интервью.  Какими должны быть новости, репортаж, интервью?

  5. Для чего необходимо совершенствование написанного текста?

  6.  Что такое путевые заметки?

  7. Рассуждения проблемного характера.

  8. Статья в газету. Стиль, характер статьи. Отличие ее от заметки.

  9. Отзыв.  Рецензия. Чем  они отличаются?

  10. Портретный очерк. Устно дать описание своего друга.

  11. Что такое  юмор и сатира?

  12. Реклама и доставка газеты.

  13. Поверка знаний программы.

  1. Использованная литература




  1. Б.Т. Панов. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2000.

  2. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учителей. Т.А.Ладыженская, Ю.И. Равенский. - 2-е изд.,- М.; Просвещение, 2001.

  3. К.П.Щепина. «Репортаж», «Интервью». – М. : Просвещение, 2008.

  4. Ю.И.Равенский. «Репортаж», «Статья в газету».- М.: Просвещение, 2002.

  5. О.В.Марысеева. Информационные газетные жанры на уроках развития речи. ж-л « Русский язык в школе», 1996.

  6. П.Ф.Ивченков. «Значение факультативного курса, его задачи». «Школьный бюллетень». – М. : Просвещение, 2008.