birmaga.ru
добавить свой файл

1
Мир лекарственных растений


программа учебного предмета

для 9 класса
Пояснительная записка.
В последнее время возрос интерес населения к здоровому образу жизни, и в частности к профилактике и лечению ряда заболеваний методом фитотерапии, имеющим глубокие народные традиции. Применение лекарственных средств растительного происхождения обусловлено в первую очередь их высокой биологической активностью и комплексным воздействием на организм без побочных эффектов, что выгодно их отличает от синтетических аналогов или веществ искусственного происхождения. Поэтому я считаю, что программа по курсу: "Мир лекарственных растений" является современной и своевременной. Программа ориентированна для детей 9 класса. С учетом того, что они уже знают курс ботаники и человека они могут вполне осознано освоить этот материал и применить при профилактике и лечения заболеваний. В курсе изучаются темы" Химия запахов". В ней ребята получат информацию о веществах, которые входят в состав лекарственные вещества. В теме "Получение, исследование и стандартизация эфирных масел" рассматриваются практические аспекты получения эфирных масел. На этих уроках предусматриваются практические и лабораторные исследования. Курс завершается конференцией, на котором ребята должны представить творческие работы.

Цели курса:


  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

  • формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения;

  • развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности;

  • развитие социальной активности обучающихся через установление межпредметных связей химии с историей, биологией, медициной, литературой.

Практические работы нельзя рассматривать в отрыве от тех теоретических положений, на которых они базируются. Поэтому сначала необходимо рассмотреть теоретический блок, который разъясняет фармакологическое действие на организм человека биологически активных веществ, содержащихся в лекарственных растениях. Курс "Мир лекарственных растений" имеет образовательно-воспитательный характер и состоит из теоретического (16ч.) и практического блоков (2ч.).


Задачи курса:

-ознакомить школьников с лекарственными растениями, их практическим использованием в медицине;

-сформировать систему практических умений, в том числе исследовательских, связанных с технологией производства и получения эфирных масел и изучение их свойств;

-воспитать бережное отношение к окружающей среде;

-развивать эстетические чувства. Его организация основана на применении личностно ориентированного и деятельного подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся; использовании интегрированного подхода к изучению природы.

Требования к знаниям: навыки исследовательской работы. Изложение материала лекционное. Контроль в виде защиты творческих работ.

Программа курса

"Мир лекарственных растений" рассчитан на 18 ч. 1ч. в неделю в первом полугодии для 9 класса.

Цели курса:


  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

  • формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения;

  • развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности;

  • развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, биологией, медициной, литературой.

Введение (6ч.)

Вводное занятие. Значение лекарственных растений. Фармакогнозия-наука, изучающая лекарственные растения. История развития фармакогнозии. Классификация лекарственных растений. Ядовитые вещества.

Химия запахов (5ч.)

Химический состав лекарственных растений. Фармакологически активные вещества. Состав и химическая природа запахов растений. Эфирные масла, их значение для растений, животных, человека. Нахождение эфирных масел в растениях. Лабораторная работа №1.Опредиление эфирных масел в растениях.

Получение, исследование и стандартизация эфирных масел (2ч.)

Практическая работа№1 «Получение эфирного масла мяты».


Практическая работа№2. «Получение эфирного масла из гесперидия лимона».

Ароматерапия (3ч.)

Ароматерапия. История развития ароматерапии. Особенности ароматерапии, дополнительные аспекты лечения, меры предосторожности Восприятие запаха.

Заключительное занятие. Конфиренция(2ч.)

Темы докладов и реферативных сообщений.

1.Лекарственные растения Кемеровской области.

2.Целебный воздух

3.Горный запах сандала.

4.Неопалимая купина.

5.Розовое масло.

6.Коварный лесной розмарин.

7.Эфирные масла и…грозы.
Учебный план курса «Мир лекарственных растений».




Наименование разделов

всего часов


в том числе

формы контроля


лекции

практические занятия

1

Введение.

6

6

Демонстрация гербарных экземпляров лекарственных растений.

тест

2

Химия запахов.

5

4

1.Лабораторная работа№1.Опредиление эфирных масел в растениях.

тест

3

Получение, исследование и стандартизация эфирных масел.

2




2

Практическая работа №1,2.

Защита практических работ

4

Ароматерапия.

3

3







5

Заключительное занятие. Конференция.

2







Защита творческих работ.


Учебно-тематический план курса «Мир лекарственных растений ».






Наименование разделов и/или тем



всего часов

в том числе

формы контроля


лекции

практические занятия

другие формы

1.

Введение

6

6










1.1

Вводное занятие.







демонстрация гербарных экземпляров лекарственных растений.






1.2

Понятие о лекарственных растениях и их значение в медицине.
















1.3

Фармакологнозия-наука,изучающая лекарственные растения.
















1.4

Классификация лекарственных растений.










Чаепитие

(использование лекарственных растений)

тест

1.5

История развития фармакогнозии.
















1.6

Ядовитые растения.













тест

2.

Химия запахов.

5

4

1





2.1


Химический состав лекарственных растений.
















2.2

Фармакогические активные вещества.
















2.3

Химический состав и природа запахов растений.













тест

2.4

Эфирные масла, их значение для растений, животных и человека.
















2.5

Лабораторная работа №1.Опредиление эфирных масел в растениях.













Защита лабораторной работы.

3.

Получение, исследование и стандартизация эфирных масел.

2




2







3.1

Практическая работа№1.Получение эфирного масла мяты.














защита практической работы

3.2

Практическая работа№2.Получение эфирного масла из гесперидия лимона.













защита практической работы

4.

Ароматерапия.

3

3










4.1

Ароматерапия.
















4.2

История развития ароматерапии.
















4.3

Особенности ароматерапии,дополнительные аспекты лечения, меры предосторожности.
















5.

Заключительное занятие. Конференция.


2













5.1

Заслушивание докладов, рефератов













защита творческих работ

5.2

Заслушивание докладов, рефератов.













защита творческих работ







итого:18ч.














Приложение 1
Практическая работа по теме: «Получение эфирного масла мяты»

Цель: получить эфирное масло мяты, используя метод перегонки с водяным паром.

Задачи: научить учащихся собирать аппарат для получения эфирного масла; продолжить формирование и развитие умений работы с лабораторным оборудованием.

Оборудование: круглодонная колба, штатив, плитка, водяной холодильник, свежие листья мяты, две пробирки, нитки, дистиллированная вода, делительная воронка, схема дистилляционного аппарата.

Ход занятия:

Перед началом работы предлагаем учащимся вспомнить определение понятия "дистилляция" и строение аппарата для получения эфирного масла путем дистилляции. Обобщив ответы, объясняем, как следует готовить растительный материал и собирать прибор. Учащихся получают инструктивную карточку, и приступает к работе.

Инструктивная карточка:

1.Нарежьте листья мяты на небольшие кусочки.

2.Заполните ими колбу на 2/3 вместимости и залейте водой. Вода должна полностью покрыть листья.

3.Привяжите пробирку к нижней пробке холодильника с помощью ниток.

4.На штативе соедините колбу с холодильником.

5.Через холодильник пропустите холодную воду (аппарат должен стоять рядом с водопроводной водой).

6.Под дно колбы поставьте электрическую плитку, включенную в сеть. Дно колбы не должно касаться плитки.

7.Нагрейте.

8.После появления на поверхности воды внутри пробирки маслянистой жидкости нагревание прекратите.

9.С помощью делительной воронки отделите эфирноемасло в небольшую пробирку.

10.Закройте пробирку пробкой и поставьте в темное место. Полученные эфирные масла подвергаем вторичной перегогонке, чтобы отделить растворитель. Очищенные масла храним в стеклянных пузырьках с завинчивающейся пробкой для удобства демонстрации и использования.


Приложение 2
Практическая работа по теме: «Получение эфирного масла из гесперидия лимона»
Цель: получить эфирное масло из гесперидия лимона методом отжимания.
Задачи: научить учащихся получать эфирное масло методом отжимания; продолжить работу по развитию навыков получения эфирных масел из растительных материалов; на основе полученных знаний способствовать развитию у учащихся интереса к исследовательской работе по изучению лекарственных растений.

Оборудование: лимонные корки, фильтровальная бумага, оргстекло, металлический пестик (пресс).

Ход занятия

В начале занятия предлагаем учащимся назвать части растений, в которых накапливаются эфирные масла. Затем активизируем знания о способах получения эфирных масел из растений и их частей. При этом особое внимание отводим обсуждению метода отжимания и объясняем, почему для проведения опыта необходимо использовать предметы с невпитывающей поверхностью (оргстекло или железная пластина). После этого проводим инструктаж по получению эфирного масла методом отжимания в лабораторных условиях.


Инструктивная карточка
1.На оргстекло, покрытое фильтровальной бумагой, поместите свежие лимонные корки так, чтобы они соприкасались с бумагой своей внешней стороной.

2.Надавите несколько раз металлическим пестиком на корки.

3.Что образуется на фильтровальной бумаге. Определите цвет, запах. Данные по эфирным маслам, полученные в ходе эксперимента, можно использовать при изучении некоторых разделов биологии (темы «Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека»; «Охрана растений» и т.д.) и химии (темы «Сложные эфиры. Жиры»; «Химия и косметика»; «Химия и медицина» и т.д.).