birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Федеральное агентство по образованию


Государственного образовательного учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА:

Советом института массовой

информации и психологии

_________________Е.Ю. Булыгина

«___»_______________ 2010 г.

Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» __________ 2010 г.

________________ А.Ф. Повещенко

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.3.12. «Специальная педагогика»

Специальность: 050716.65 Специальная психология

Специализация: Практическая психология и консультирование

Квалификация: Специальный психолог
Составитель: Кожемякина О.А.

Старший преподаватель кафедры специальной психологии ИФМИП

Новосибирск 2010
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОПД.Ф.3.12 Специальная педагогика

Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики

Цели и задачи дисциплины


Цель – развитие педагогического мышления студентов, формирование представления о специальной педагогике как науке.

Задачи:

1. Выделение из окружающей действительности педагогические факты, явления, события;

2. Объяснение и прогнозирование коррекционного воздействия на ребенка
Требования к уровню освоения содержания курса

Овладение студентами умениями: выделять из окружающей действительности педагогические факты, явления, события; описывать их на языке педагогической науки, объяснять и прогнозировать коррекционное воздействие на ребенка.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72


4



Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Практические занятия

18

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

36

Вид итогового контроля

зачет

4



Заочное отделение

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72


4

(у ОЗО 6 лет)

8

(у ОЗО 3,5 года)

Аудиторные занятия

8

Лекции

4

Практические занятия

4

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

64

Вид итогового контроля

зачет


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение

№ п.п.

Тема

Л


П.З.

С.Р.

1.

Предмет, задачи, структура курса.



1




2

2.

Теория специальной педагогики



1




4


3.

Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические



2


2


4

4.

История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.


2


2


2

5.

Выдающиеся ученые-дефектологи.



2


2


4

6.

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования



2



2


2

7.

Основы дидактики специальной педагогики.

2

2

2

8.

Современная система специальных образовательных услуг

2

2

4

9.

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж.


1


2


2

10.

Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.



1

2

2

11.

Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация.

1

2

4

12.

Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.


1





2

13.

Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики







2




Итого:

18

18

36


Заочное отделение

№ п.п.

Тема

Л


П.З.

С.Р.

1.

Предмет, задачи, структура курса.



1




4

2.

Теория специальной педагогики





6


3.

Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические







6

4.

История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.






4

5.

Выдающиеся ученые-дефектологи.







6

6.

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования






6

7.

Основы дидактики специальной педагогики.




1

4

8.

Современная система специальных образовательных услуг

1




6

9.

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж.


1




4

10.


Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.





1

4

11.

Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация.

1




4

12.

Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.



1


4

13.

Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики




1

6




Итого:

18

18

64


Содержание разделов дисциплины

Теория и история специальной педагогики

Общие вопросы теории специальной педагогики. Основные понятия, термины специальной педагогики. Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками.

Научные основания специальной педагогики. Философия и специальная педагогика. Социокультурные основы специального образования. Экономические основы специального образования. Правовые основы специального образования. Клинические основы специального образования. Психологические основы специального образования. Лингвистические и психолингвистические основы специального образования.


История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи.

Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

Основы дидактики специальной психологии. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Стандарт специального образования. Принципы специального образования. Принцип педагогического оптимизма. Принцип ранней педагогической помощи. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Технологии и методы специального образования. Понятие о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Методы обучения, наглядные, практические методы. Словесные методы. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы самостоятельной работы. Методы воспитания. Информационные методы. Практически действенные методы. Побудительно-оценочные методы.

Профессиональная деятельность и личность педагога. Система специального образования. Спектр специальностей педагогов дефектологов.
Профессиональное мировоззрение. Сферы профессиональной компетенции педагогов-дефектологов. Черты профессионального характера педагогов-дефектологов.

Современная система специальных образовательных
услуг. Методико-социально-педагогический патронаж. Ранняя комплексная помощь. Программы ранней помощи. Психолого-медико-педагогические консультации.

Дошкольное образование детей с ограниченными

возможностями. Сеть дошкольных учреждений специального назначения. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа. Дошкольные отделения при специальных школах и школах-интернатах.


Школьная система специального образования.

Виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Комплектование специальных школ. Специальные детские дома. Обучение в домашних условиях. Реабилитационные центры.

Профессиональная ориентация, систем профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.
Индивидуальные реабилитационные программы.

Компьютерные технологии диагностики профпригодности, профессиональной ориентации и организации трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями.

Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.

Образование лиц с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития). Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения. Образование лиц с нарушениями умственного
развития (умственной отсталостью). Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни.

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопедагогики, диагностика нарушений слуха и медицинская реабилитация. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. Глухие и слабослышащие дети.
Позднооглохшие. Специальное образование слабослышащих. Специальное образование глухих. Специальные технические средства для неслышащих. Профессиональное образование и социальная адаптация
лиц с нарушенным слухом.

Специальное образование лиц с нарушениями зрения.

Тифлопедагогика. Последствия нарушения зрения и способы компенсации. Дошкольное образование, обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация и профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.


Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Система специализированной помощи детям, страдающим ДЦП.

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

Перспективы развития специальной педагогики и специального образования. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи. Создание государственной системы ранней помощи.

Гуманизация общества и системы образования как условия развития специальной педагогики. Нормативно-правовая база специального образования лиц с ограниченными возможностями. Россия на пути к интеграции. Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциация.



следующая страница >>