birmaga.ru
добавить свой файл

1 2
Министерство образования и науки Российской Федерации


ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Социально-психологический факультет

Кафедра физической культуры и медико – биологических дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М2. ДВ1.2 Методологические основы педагогики физической культуры и спорта

Направление подготовки Педагогическое образование

Программа магистратуры «Индивидуально-творческий подход к

подготовке педагога физической культуры

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения заочная

Армавир – 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1.

Тема: Сущность методологии спортивной педагогики.

Основные понятия: спортивная педагогика, методология , методологическое знание.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Понятие о методологии науки. Дескрептивная и прескрептивная методология.

2.Уровни методологического знания, их характеристика

3. Методологические подходы в спортивной педагогике..

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала в виде листа сжатия информации.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.


3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

  3. Выполнить аналитическую записку «В чем отличие прескрептивной и дескрептивной методологии?»

Практическое занятие №2.

Тема: Философские основания методологии спортивной педагогики

Основные понятия: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Диалектический материализм как ведущая философская основа в педагогической методологии.

  2. Педагогические аспекты экзистенциализма.

  3. Томизм и неотомизм: традиция и ее трансформация.

  4. Позитивизм и неопозитивизм, их значение в пополнении научного знания.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, систематизация дидактического материала ,написание эссе.


Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.

3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

  3. Выполнить эссе «Роль прагматизма ( или иного философского учения) в развитии педагогических знаний»

Практическое занятие №3.

Тема: Педагогический потенциал физкультуры и спорта как объект научного познания

Основные понятия: педагогический потенциал, спорт. физическая культура, физическое воспитание.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
  2. Множественность методологических подходов в понимании физической культуры личности.


  3. Проблематика педагогических исследований развития физической культуры и спорта.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, систематизация научного и учебного материала, написание аналитической записки

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.

3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.

  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.
  3. Выполнить аналитическую записку «Почему существует множество подходов в понимании сущности физической культуры?»


Практическое занятие №4.

Тема: Логика и этапы педагогического исследования в спортивной педагогике

Основные понятия: логика исследования, этапы исследования, методологические параметры исследования

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Логика научного исследования в спортивной педагогике.

2.Этапы исследования.

3. Методологические параметры научного исследования
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – поисковая беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов,

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.

3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.


Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

  3. Изучите содержание 2-3 авторефератов диссертаций по спортивной педагогике. Сколько этапов выделяют их авторы? Чем они характеризуются? Оформите тезисно результаты учебного поиска.

Практическое занятие №5.

Тема: Прикладной характер спортивно-педагогических исследований.

Основные понятия: связь теории и спортивной практики, прикладные исследования.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Передовой педагогический опыт как предмет спортивно-педагогического исследования.

2. Инновационный педагогический опыт как предмет спортивно-педагогического исследования.

3. Методы изучения педагогического опыта, их характеристика.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сбор файлов в исследовательское портфолио.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.

3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.


4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.

1.Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

2..Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

3.Оформите отдельными файлами информацию о эмпирических методах спортивно-педагогического исследования. Соберите файлы в портфолио.

Практическое занятие №6

Тема: Теоретические методы спортивно-педагогического исследования.

Основные понятия: метод исследования, теоретическое исследование,

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):


  1. Общенаучные теоретические методы.

2. Теоретические методы спортивной педагогики.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, обучающая игра . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, игровая деятельность в рамках учебной игры.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.


3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.

1.Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

2.Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

3. Подготовьте и проведите имитационную игру- заседание ученого совета «Теоретические методы педагогического исследования»

Практическое занятие №7.

Тема: Проблема и гипотеза как гносеологические формы поиска исследователя .

Основные понятия: гносеологическая форма, проблема, гипотеза, противоречие научное..

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Противоречие между теорией и практикой как источник научной проблемы.

2. Постановка и уточнение проблемы исследования.

3. Гипотеза и ее роль в проведении исследования.

4. Гипотеза в теоретическом исследовании по спортивной педагогике.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов,работа с авторефератами диссертаций.


Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.

3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.

1.Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

2.Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

3Ознакомтесь с обоснованием проблемы научного исследования в авторефератах 3-4 диссертаций. В чем выражается логика рассуждений авторов? Затем обратите внимание на формулировку гипотез. Сколько условий успешности протекания педагогического процесса выдвигает автор? Ответы оформите тезисно.


  1. Подготовьте резюме анализа источников по проблеме своего исследования.

Практическое занятие №8

Тема: Системный подход в развитии теории как результата педагогического исследования.

Основные понятия: педагогическая теория, педагогическая концепция, педагогическая идея., педагогическая система, педагогическая модель, парадигма образования.


Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):


  1. Возможности применения системного подхода в создании теорий спортивной педагогики.

  2. Концепции и теории физического воспитания как результат научного поиска.

  3. Критерии достоверности теории в педагогике.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, написание аналитической записки.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 2007.

3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.

4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

Дополнительная:

1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

Задания для СРС.

1.Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

2.Выписать в глоссарий методологических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.


3.Выполните эссе « Является ли теория личностно ориентированного образования научной?»

Вопросы для собеседования:

1.Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре.

2. Научное знание, научное исследование.

3. Взаимосвязь научной и методической деятельности.

4. Роль и место научной и методической деятельности в сфере физической

культуры.

5. Виды методических работ и их характеристика.

6. Метод и методология научного исследования.

7. Эмпирический уровень научного познания.

8. Теоретический уровень научного познания.

9. Проблемная ситуация и проблема исследования.

10. Выбор темы исследования

11. Объект и предмет научного познания.

12. Гипотеза исследования и её разновидности.

13. Задачи исследований, требования к их постановке.

14. Наиболее распространенные методы исследований в области физической культуры.

15. Система поиска научной информации.

16. Методика сбора и изучения специальной литературы.

17. Беседа, интервью, анкетирование.

18. Педагогическое наблюдение.

19. Виды педагогических наблюдений.

20. Метод экспертных оценок

24. Тестирование в исследованиях по физической культуре.

25. Особенности педагогического эксперимента.
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Загвязинский В.И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Из-во «Академия», 2001. – 208 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2005, 3.Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МСПИ; Флинта, 2005.


4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

5. Философия и методология науки: учеб. пособие / Под ред. В.И. Купцова.- М.: Из-во «Аспект пресс», 1996. – 551 с.
б) дополнительная литература:
1. Беляев, А. А. Методика организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.А. Беляев // Социально-политические науки. - 1990. - №11.

2. Крайник, В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие [Текст] / В.Л. Крайник. – Барнаул, 2005.

3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.

4. Лешкевич, Т. Г. Философия науки [Текст]: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте [Текст] / П. К. Петров. – М.: Академия, 2008.

6. Тихонов, В. А. Основы научных исследований: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Тихонов [и др.]. – М.: Гелиос АРВ, 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  • Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru/

  • Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

  • Педагогическая библиотека -www.pedlib.ru

  • Психолого-педагогическая библиотека - www. Koob.ru

  • Педагогическая библиотека -www.metodkabinet.eu

  • Электронные версии учебников и учебных пособий -http://www.koob.ru/mazalova/history_pedagogy

Инновационные процессы в образовании

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1.

Тема: Общая характеристика инновационной системы образования

Основные понятия: образование, система образования, образовательная новация.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):


1.Понятие инновационной системы. Социальное развитие и цели инновационной

системы. Структура, функции и уровни анализа инновационной образовательной

системы. Соотношение общественных, групповых и личных интересов субъектов инно-

вационного процесса.

2.Общая характеристика стадий инновационного процесса: инициация, создание

(разработка), освоение, диффузия в социокультурном пространстве, использование,

интеграция в культуру.

3.Влияние социокультурных условий на природу и общественный статус инноваций в

сфере образования. Инновационный климат общества. Типология социальных систем:

инновационно-сензитивные и инновационно-толерантные типы обществ. Варианты

стратегий социальной динамики общества: инновационный, модернизационный и

мобилизационный пути развития. Инновационные практики в авторитарном

(тоталитарном) и демократическом обществах. Гражданское общество как источник

инновационной активности. Специфика инновационных образовательных процессов в

обществах переходного типа в условиях глобализации.

4.Социальная политика государства в сфере управления инновационными

механизмами развития образовательного пространства России в сопоставлении с

государственной политикой других стран. Болонский процесс. Психологические

проблемы информационного и образовательного обеспечения инновационных процессов

в стране.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала в виде листа сжатия информации.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:


1.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая

наука [Текст]: //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. [Текст]: – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во Нпо

«МОДЭК», 2003

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах

[Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-

пресс,2008.-256 с.

Дополнительная:

1.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование

интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов[Текст]: . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. .Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений[Текст]: .

– М.: Издат.центр «Академия», 2007.

3. Полат Е.С. Новые коммуникационные и информационные технологии в обучении.

– М, 2003.

4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии[Текст]: .-Новокузнецк, 2000.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий педагогических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

  3. Написать эссе «Оценка инноваций 90-х годов 20 века»

Практическое занятие №2.

Тема: Цели и принципы построения содержания инновационного образования

Основные понятия: содержание образования, факторы содержания образования, принципы отбора содержания образования.


Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Понятие инвариантов содержания образования.

2. Структура предметного содержания дисциплины: основные термины и понятия; научные факты; основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, рассматриваемых в данной научной области; объективные связи между ними; теории, содержащие систему научных знаний и методы объяснения и предсказания явлений в изучаемой научной области; знания об объекте и предмете данной науки, методах познания и истории ее развития..

3.Вариативность построения программ учебных дисциплин .

Принципы блочного и модульного построения программ.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, систематизация дидактического материала .

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая

наука [Текст]: //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. [Текст]: – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во Нпо

«МОДЭК», 2003

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах

[Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-

пресс,2008.-256 с.

Дополнительная:

1.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование

интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов[Текст]: . – Волгоград: Учитель, 2007.


2. .Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений[Текст]: .

– М.: Издат.центр «Академия», 2007.

3. Полат Е.С. Новые коммуникационные и информационные технологии в обучении.

– М, 2003.

4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии[Текст]: .-Новокузнецк, 2000.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий педагогических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

Практическое занятие №3.

Тема: Инновационные методы обучения.

Основные понятия: методы обучения, активное обучение, игровые технологии, интерактивные методы.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Характеристика инновационных методов обучения. Дискуссионные методы,

учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные игры, проблемные методы, метод проектов и метод кейсов (ситуаций или прецедентов).

2.Деловая игра как форма воссоздания предметного и социального содержания

будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем

отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Различия рутинных

и инновационных игр.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, систематизация научного и учебного материала, написание аналитической записки


Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая

наука [Текст]: //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. [Текст]: – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во Нпо

«МОДЭК», 2003

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах

[Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-

пресс,2008.-256 с.

Дополнительная:

1.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование

интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов[Текст]: . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. .Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений[Текст]: .

– М.: Издат.центр «Академия», 2007.

3. Полат Е.С. Новые коммуникационные и информационные технологии в обучении.

– М, 2003.

4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии[Текст]: .-Новокузнецк, 2000.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий педагогических терминов определения основных понятий, указанных в семинаре по данной теме.

  3. Напишите аналитическую записку «Возможности применения деловых игр в обучении физкультур е и спорту».

Практическое занятие №4.

Тема: Инновационное поведение и индивидуальный стиль инновационной деятельности педагога.


Основные понятия: инновационное поведение, индивидуальный стиль деятельности.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Инновационное поведение в изменяющейся социальной среде. Соотношение

понятий инновационное и адаптационное поведение. Преимущество инновационной

стратегии развития личности. Стремление к новизне как социокультурная и

индивидуальная ценность. Индивидуальный стиль инновационной деятельности

педагога. Ригидность, догматизм и консерватизм как личностные преграды участия в

инновационной деятельности.

2.Требования к образованию в условиях инновационного развития общества: новые

цели, стратегии и технологии подготовки и переподготовки специалистов.

3. «Общество знаний» как инновационная образовательная среда. Роль Интернета и виртуальной реальности в современном образовательном процессе. Образование и самообразование. Проблема подготовки и переподготовки кадров в контексте формирования и развития инновационной готовности личности.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – поисковая беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая

наука [Текст]: //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. [Текст]: – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во Нпо «МОДЭК», 2003

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс,2008.-256 с.


Дополнительная:

1.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование

интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов[Текст]: . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. .Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений[Текст]: .

– М.: Издат.центр «Академия», 2007.

3. Полат Е.С. Новые коммуникационные и информационные технологии в обучении.

– М, 2003.

4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии[Текст]: .-Новокузнецк, 2000.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий педагогических терминов определения основных понятий, указанных в лекции и семинаре по данной теме.

Практическое занятие №5.

Тема: Методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности

Основные понятия: креативность спортивного педагога, готовность педагога к инноватике.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Понятие готовности педагога к инновационной деятельности.

2.Методы диагностики готовности педагога к инновационной деятельности. 3.Исследование направленности учителя на инновационную деятельность. Методики изучения креативности педагога.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – поисковая беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия, . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов,


Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст]: //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. [Текст]: – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во Нпо «МОДЭК», 2003

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс,2008.-256 с.

Дополнительная:

1.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование

интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов[Текст]: . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. .Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений[Текст]: .

– М.: Издат.центр «Академия», 2007.

3. Полат Е.С. Новые коммуникационные и информационные технологии в обучении.

– М, 2003.

4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии[Текст]: .-Новокузнецк, 2000.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий педагогических терминов определения основных понятий, указанных в семинаре по данной теме.

Практическое занятие №6.

Тема: Методики разработки и оформления инновационного образовательного проекта

Основные понятия: проектировочная деятельность, моделирование, прогнозирование. образовательный проект

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Этапы создания инновационного проекта.

2.Содержание программы развития инновационного образовательного учреждения: информационно-аналитическая характеристика состояния образования учреждения, цель и задачи программы развития, концептуальное и теоретическое обоснование основных положений программы развития, основные направления программы развития, план реализации программы развития, ресурсное обеспечение программы развития, механизмы реализации управления, объем и источники финансирования программы, контроль и экспертиза реализации программы развития.

3.Оценки эффективности инновационной деятельности: социальные критерии и процедуры анализа.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – поисковая беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов,

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая

наука [Текст]: //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. [Текст]: – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во Нпо «МОДЭК», 2003

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Г. М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс,2008.-256 с.

Дополнительная:

1.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация

учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование

интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов[Текст]: . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. .Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в


системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений[Текст]: .

– М.: Издат.центр «Академия», 2007.

3. Полат Е.С. Новые коммуникационные и информационные технологии в обучении.

– М, 2003.

4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии[Текст]: .-Новокузнецк, 2000.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2008

Задания для СРС.


  1. Подготовить лист сжатия информации по теме семинара.

  2. Выписать в глоссарий педагогических терминов определения основных понятий, указанных в семинаре по данной теме.

Вопросы для собеседования:



следующая страница >>