birmaga.ru
добавить свой файл

1
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: воспитатель МДОУ № 2

Филимонова Людмила Николаевна


Программа логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Нередко, занимаясь подготовкой детей к школе, мы стремимся вложить в них массу различных знаний, научить читать, считать, писать. Между тем наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку всестороннего развития. В основе программы поисково-творческие упражнения и задичи, разработанные А.А.Столяром, развивающие игры Б.П.Никитина, З.А.Михайловой, Венгера. Система работы по игре-пособию «Сто-счет» Н.А.Зайцева; игры на развитие психических процессов (восприятие, памяти, внимание) и придание им характера произвольности; математические развлечения, игры по системе Т.Р.И.З.
Цель:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, различных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация), логического мышления в целом.

Проводится 2 занятия в неделю с детьми 5-6 лет (56 занятий с 1 ноября по 31 мая) и 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц) с детьми 6-7 лет, всего 56 занятий с 1 ноября по 31 мая.

Структура занятия:


  1. «Логическая разминка».


Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.


  1. «В царстве математики и логики».

Цель: Развивать представления о множестве, о числе и числовом ряде. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.



  1. «В царстве смекалки».


Цель. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
Перед началом занятий со всеми детьми проводится диагностика сформированности различных психических процессов. Методика диагностики:

Диагностика (2 занятия):

  1. Исследование зрительного восприятия.

Знание геометрических фигур.

Восприятие пространственных взаимоотношений.

Навыки количественного и порядкового счета

  1. Исследование произвольного внимания.

  2. Исследование различных форм мышления


ПЛАН- КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятия № 1, 2 (2 часа)


  • Диагностика развития психических процессов.

  • Развитие комбинаторных способностей.

  • Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

  • Развитие мелкой моторики, скоординированности движений руки и глаз, способности к самоконтролю.


Занятия № 3, 4 (2 часа)


  • Развитие способности к анализу, умение выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете конкретные особенности.

  • Научить детей пользоваться таблицей «Стосчет», познакомить детей с числами и цифрами до 20, учить отвечать на вопрос: «Сколько не хватает до 10?»

  • Развитие сообразительности при решении проблемы частей целого, из возможных взаимоотношений и взаиморасположений.


Занятие № 5, 6 (2 часа)


  • Учить сравнивать похожие рисунки, выделять отличия ( из 6-8 рисунков).

  • Развитие аналитико-синтетических и комбинаторных способностей, умение соотносить свои действия с образцом.

  • Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ, способ расположения фигур.
  • Учить детей устанавливать логический принцип построения ряда.



Занятие № 7, 8, 9 (3 часа)


  • Решение простых задач, в условиях которого варьируются 2-3 элемента.

  • Работа с таблицей «Стосчет».

Закрепить счет до 10 с показом цифр, учить прибавлять 2, не называя действия, познакомить со счетом десятками в прямом и обратном порядке с показом цифр.

  • Учить детей решать простейшие ребусы.

  • Развитие восприятия у детей пространственных взаимоотношений.


Занятие № 10, 11, 12 (3 часа)


  • Учить детей классифицировать предметы и выделять из данной совокупности те, которые отличаются каким-либо свойством.

  • Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

  • Развитие зрительной сосредоточенности.

  • Развитие мелкой моторики, способности к самоконтролю.


Занятие № 16, 17, 18 (3 часа)


  • Учить детей мыслить пространственными образами, объемными фигурами (2 фигуры), умению их комбинировать.

  • Учить детей анализировать изображение из геометрических фигур (2 вида), выделять отдельные детали изображения, соотносить из с геометрической фигурой.

  • Закреплять умение выявлять закономерность расположения предметов.


Занятие № 19, 20, 21 (3 часа)


  • Работа с таблицей «Стосчет».

Знакомство с цифрами 11-20, учить считать четверками; закрепить счет десятками и счет от 1 до 20.

  • Воспитывать умение синтезировать целое из частей, развивать сосредоточенность.

  • Учить детей устанавливать логический принцип построения ряда и выстраивать свою последовательность на его основе.


Занятие № 25, 26, 27 (3 часа)

  • Формировать умение осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку.


  • Работа с таблицей «Стосчет»:

Закрепить состав в пределах 10, учить детей сравнивать числа, закреплять умение соотносить количество предметов с определенной цифрой до 10.

  • Решение задач, связанных с поиском единичного и частного суждения.


Занятие № 28, 29, 30 (3 часа)



  • Формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ на основе выделения сходных и отличных признаков группы предметов и каждого предмета в отдельности.

  • Учить детей мыслить пространственными образами, объемными фигурами (3 фигуры), умению их комбинировать.

  • Развивать способности рассуждать при решении сложных задач.


Занятие № 31, 32, 33 (3 часа)


  • Закреплять умение делать несложные умозаключения.

  • Учить детей умственным действиям, направленным на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия.

  • Упражнять детей в умении производить устные вычисления.


Занятие № 34, 35, 36 (3 часа)


  • Развитие способности к анализу, умение выделять в явлении разные стороны, вычленять в предметах конкретные особенности.

  • Работа с таблицей «Стосчет»

Познакомить детей со счетом до 100.

Закрепить умение определять большее и меньшее число до 20.

Учить соотносить количество предметов с определенной цифрой от 11 до 20.



Занятие № 37, 38, 39 (3 часа)


  • Учить детей рассказывать о предполагаемом способе действий, планируя их ход.

  • Учить детей находить недостающую фигуру на основе анализа, сравнения и обобщения фигур по 3 признакам.
  • Учить детей находить реальный предмет, основываясь на его схематичном изображении.



Занятие № 40, 41, 42 (3 часа)


  • Развивать сообразительность, смекалку, произвольное внимание. Развивать речь-доказательство.

  • Учить детей мыслить пространственными образами, объемными фигурами (3-4 фигуры), умению их комбинировать.

  • Закреплять умение устанавливать логический принцып построения ряда: выстраивать свои изображения в соответствии с ним.

  • Закреплять навыки сравнения чисел, пространственной ориентировки.


Занятие № 43, 44, 45 (3 часа)


  • Учить целенаправленному восприятию объекта, состоящему из геометрических фигур; закрепление навыков счета в пределах 20.

  • Упражнять детей в умении решать задачи, где варьируются 2-3 условия и совершаются несколько последующих логических операций.

  • Закрепить навык штриховки различными способами.


Занятие № 46, 47, 48 (3 часа)


  • Работа с таблицей «Стосчет».

  • Учить считать от 100 до 1 десятками, от 20 до 1 единицами.

  • Закрепить ориентировку детей в числовом ряде.

  • Закрепить знание связи между сложением и вычитанием.

  • Развитие сообразительности при решении проблемы «часть-целое», их возможное взаимоотношение.

  • Комплексное решение задач.

  • Развитие произвольного внимания, количественного счета, пространственных взаимоотношений.


Занятие № 49, 50, 51 (3 часа)


  • Учить детей осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

  • Решение задач, связанных с поиском единичного суждения (логические отношения свойств предметов).

  • Развивать способность анализировать, умение выявлять в явлении разные стороны, вычленять в предмете конкретные особенности.


Занятие № 52, 53, 54 (3 часа)

  • Решение и составление задач.


  • Развивать способность комбинировать, осуществлять преобразование.

  • Учить детей производить вычисления в соответствии с предложенным алгоритмом.

  • Выполнение заданий связанных с перемещением по клеткам.




Занятие № 55, 56 (2 часа)


  • Развивать элементы зрительного контроля, пространственную ориентировку. Самостоятельное составление лабиринтов.

  • Учить детей мыслить пространственными образами, объемными фигурами (5-6 фигур), умению их комбинировать.

  • Учить детей находить недостающую фигуру на основе анализа, сравнение и обобщение фигур по 4 признакам.

  • Комплексное решение задач развития произвольного внимания, количественного счета, пространственных взаимоотношений.


ЛИТЕРАТУРА:
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»; Москва, Просвещение, 1991г.

Труханова Н.В. «Учимся, играя»; С-Петербург, 1993 г.

Плюснина Е. «Опыт применения пособий Н.А. Зайцева при обучении дошкольников чтению и счету»; Ленинград, 1991 г.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»; Москва, Просвещение, 1990 г.

Волина В. «праздник числа»; Москва, Знание, 1993 г.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «И учеба, и игра: математика», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

Беженова М.А. «Веселая математика», Донецк, «Сталкер», 1998 г.