birmaga.ru
добавить свой файл

1




министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ИФМИП

председатель Е.Ю. Булыгина

_________________________

Протокол № 1 от «10» октября 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры

«Экономики и управления»
Протокол № 1 от «04» сентября 2012 г.

_________________ Л.А. Журавлева

ПРОГРАММА дисциплины

СД.Ф. 2 «Управленческие решения»

(код по УП) (наименование дисциплины)

Трудоемкость 224 часов

Направление подготовки 080500.62 Менеджмент
Профиль: Менеджер

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Форма обучения – очная

Составитель: Владимиров В.А.

ст. преподаватель каф. ЭиУ

Новосибирск 2012

  1. Цели, задачи и предмет дисциплины


Программа курса «Управленческие решения» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения предназначена для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 080500 «Менеджмент организации».

Учебный курс «Управленческие решения» является одной из основных специальных дисциплин, в рамках которой будущие специалисты получают навыки формализации основных управленческих процедур и оптимизации результатов своей профессиональной деятельности.


Цель курса– сформировать у будущих руководителей понятие о системном подходе к принятию управленческих решений, о моделировании основных управленческих ситуаций в условиях неопределенности и риска, о реализации контроля за выполнением управленческих решений о методах оценки их эффективности, и, самое главное, будущие специалисты должны получить хорошие навыки решения стандартных, наиболее часто встречающихся ситуаций в управлении предприятием торговли и сферы услуг.

Задачи курса:

ознакомить слушателей с предметом, целью, задачами курса, основными понятиями;

показать основные научные подходы к принятию решений;

раскрыть типологию решений в процессе управления предприятием торговли и сферы услуг;

дать основные параметры качества решений;

рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением процесса разработки и исполнения решений; алгоритмами и постановкой задач принятия решений; стратегиями принятия решений; целевой ориентацией управленческих решений;

объяснить сущность влияния динамичных качеств внешней и внутренней среды бизнеса на возможность и эффективность исполнения принятых решений, а также воздействие неопределенности и риска в процессе управления предприятием;

разъяснить классификацию и принципы построения моделей; прогнозирование как метод принятия решений; методы и приемы анализа альтернатив; эффективность решений;

охарактеризовать понятия системы обратной связи и эффективного контроля, а так же возможной внешней и внутренней ответственности за принятые и реализованные решения в процессе управления торговлей и сферой услуг;

научить слушателей пользоваться различными методами управления, деятельностью организаций и коллективами людей.

Предмет курса - процесс разработки управленческих решений. Это один из наиболее важных управленческих процессов, от обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех менеджера в предприятии торговли.


Курс «Управленческие решения» базируется на таких дисциплинах как «Экономическая теория», «Социология», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Хозяйственное право», «Организация коммерческой деятельности», «Информационные технологии управления», а также ряда прикладных дисциплин, читаемых студентам.

Программа состоит из введения и 8 тем.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, анализа конкретных ситуаций, рассмотрения аналитических эссе.

Аудиторная работа дополняется самостоятельным изучением литературных источников с последующим обсуждением конкретных ситуаций на семинарских занятиях. В соответствии с учебным планом студенты специальности 080500 «Менеджмент организации» выполняют курсовую работу по дисциплине Управленческие решения.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины



Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принятые решения. Сущность принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация рисков. Методы оценки степени риска. Этапы исследования риска. Способы управления риском.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны узнать:

  • основные характеристики качества управленческого решения;

  • организационные методы и процедуры выполнения принятых решений;

  • инструменты и характеристики эффективного контроля реализации управленческих решений;

  • методы и приемы разработки и принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности;

  • роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения;

  • влияние сферы деятельности предприятия на процесс разработки и принятия управленческих решений.



  1. Объем дисциплины


Форма организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривает сочетание лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов. Студенты очной и заочной формы обучения обязаны выполнить курсовую работу.

Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокую проработку актуальных вопросов, включенных в тематический план по данной дисциплине, при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Все вышеизложенное дает студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы организации добровольных объединений в оптовой и розничной торговле с учетом их специфики.
    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Количество часов по формам обучения




Очная

Заочная

Заочная

(сокращ.)



1


2

3

4



Аудиторные

занятия:


112

16

12




Лекции

64

12

8



Практические и семинарские занятия


48

4

4



Самостоятельная работа


112

208

128




Всего часов на дисциплину

224

224

224




Итоговый контроль

экзамен

Экзамен

Экзамен






    1. Распределение часов по темам и видам учебных работ


Очная форма обучения



 

 

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная

п/п

Название тем

Всего

работа

 

 

(часов)

Лекции

Семинары

 

1


2

3

4

5

6



Введение: предмет, задачи и содержание курса.

4

4

0

0

1.

Роль принятия решений в управлении

30

8

6

16

2.

Типология управленческих решений, факторы и условия их эффективности

30

8

6

16

3.

Технология и организация процесса разработки и принятия управленческих решений

30

8

6

16

4.

Реализация и контроль исполнения управленческих решений

30

8

6


16

5.

Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска

32

8

6

18

6.

Методы оптимизации управленческих решений

32

8

6

18

7.

Социально-психологические аспекты принятия управленческих решений

20

8

6

6

8.

Особенности принятия управленческих решений в различных сферах деятельности предприятия

16

4

6

6

И Т О Г О

224

64

48

112

  1. Содержание курса

Введение

Предмет курса. Структура и содержание курса. Особенности изучения отдельных вопросов и тем курса. Управленческие решения: сущность, структура. Связь курса с другими дисциплинами учебного плана. Роль курса в подготовке специалистов в области торговли.
Тема 1. Роль принятия решений в управлении

Актуальность и научная принадлежность курса, его цель и задачи. Наука о принятии управленческих решений: зарождение, эволюция, понятийный аппарат. Место управленческого решения в процессе управления. Значение принятия обоснованных решений для обеспечения успешной деятельности пред­приятий.
Тема 2. Типология управленческих решений, факторы и условия их эффективности

Понятие и свойства управленческого решения. Отли­чие управленческих решений от других видов решений, принимаемых в организации. Классификация управленческих решений по объекту управления, характеру процесса принятия решения, количеству альтернатив, срокам действия, частоте принятия, форме, содержанию, возможности автоматизации, прогнозной эффективности и т.п. Факторы, критерии и ограничения при принятии управленческих решений. Основные характеристики качества управленческого решения. Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений.
Тема 3. Технология и организация процесс а разработки

и принятия управленческих решений

Понятие процесса разработки и принятия управленческих решений. Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Факторы, ограничения и критерии, определяющие технологию разработки и принятия управленческих решений. Уровни и принципы принятия управленческих решений. Разработка алгоритма процесса принятия решения. Организация процесса разработки и принятия решения.
Тема 4. Реализация и контроль исполнения

управленческих решений

Организационные методы и процедуры выполнения принятых решений. Условия эффективного функционирования организационных структур при реализации решений. Организация процессов выполнения решений: ресурсное обеспечение на стратегическом и тактическом уровнях. Функции и виды контроля. Содержание контроля. Процесс осуществления контроля. Инструменты и характеристики эффективного контроля реализации управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принятые решения.

Тема 5. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Сущность риска и неопределенности. Сущность принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация рисков. Методы оценки степени риска. Этапы исследования риска. Способы управления риском. Методы и приемы разработки и принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности
Тема 6. Методы оптимизации управленческих решений

Понятие оптимальнoгo и рационального управленческих решений. Типы задач принятия решений в соответствии с типом ситуации: в условиях определенности, неопределенности, риска, конфликта. Понятие метода разработки и принятия решения. Классификация методов разработки и принятия решений по типу условий, этапу процесса разработки и принятия, сфере деятельности лица, принимающего решение, и т.п. Методы, применяе­мые на этапе диагностики проблемы и формулировки критериев и огра­ничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата.
Тема 7. Социально-психологические аспекты

принятия управленческих решений

Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Использование власти и влияния при принятии управленческих решений. И индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решения. Управление изменениями и конфликтами в процессе разработки и реализации управленческих решений.
Тема 8. Особенности принятия управленческих решений

в различных сферах деятельности предприятия

Влияние сферы деятельности предприятия на процесс разработки и принятия управленческих решений. Особенности и методы принятия решений в сфере стратегического управления. Особенности и методы принятия решений в сфере управления персоналом. Особенности и методы принятия решений в сфере финансового менеджмента. Особенности и методы принятия решений в маркетинге. Особенности и методы принятия решений в управлении производством. Автоматизация процесса разработки и принятия управленческихрешений: предпосылки и инструменты.



  1. Темы и задания для практических занятий




Практическое занятие 1

Деловая игра «Выбор варианта решения по нескольким критериям

с учетом влияющих факторов»


Цель занятия: развитие у студентов практических навыков к само­стоятельной и групповой работе по анализу факторов, ограничений, влияющих на принятие решения, выбору одного из альтернативных ва­риантов решения по набору критериев.

Ситуация. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение в Тихом океане. Обломки корабля и вас вынесло волной на маленький необита­емый остров диаметром не более 200 м. Уцелели несколько человек. Вы в цивилизованной одежде. После опроса уцелевших и осмотра выброшенных на берег объектов выявлен набор полезных предметов:

  • зажигалка;

  • канистра с пресной водой;

  • косметичка с зеркалом;

  • москитная сетка;

  • аварийный запас продуктов на три дня для нескольких человек;

  • подробная карта Тихого океана;

  • надувная подушечка;

  • канистра горючего;

  • средство для отпугивания акул;

  • светонепроницаемый пластиковый лист;

  • один литр рома;

  • нейлоновый шнур;

  • коробка шоколада;

  • рыболовные снасти;

  • слегка поврежденная весельная шлюпка;

  • средство от расстройства живота;

  • спасательный круг;

  • набор инструментов;

  • книга о первой помощи при травмах и несчастных случаях;

  • мобильный телефон.

Задание. Выбрать стратегию спасения по выбранным критериям с учетом влияющих факторов.

Порядок выполнения работы.

Участникам следует разбиться на две группы: группу потерпевших и группу экспертов.

Задания для группы потерпевших:

  1. выбрать лидера группы;


  2. определить стратегию спасения группы;

  3. проранжировать предметы по степени полезности для реализа­ции выбранной стратегии;

  4. определить факторы, которые могут оказать влияние на успех/ провал реализации выбранной стратегии;

  5. лидеру группы кратко изложить стратегию и рассказать о влияющих факторах группе экспертов;

  6. после оценки экспертами стратегий сделать предположение о факторах, повлиявших на выбор экспертов.

Задание для группы экспертов (ролевой состав: студент, бабушка, ге­неральный директор торгового предприятия, рок-музыкант, врач-трав­матолог):

  1. выбрать лидера группы;

  2. сформулировать критерии оценки стратегий группы;

  3. разработать шкалы оценки по критериям;

  4. определить значимость каждого критерия;

  5. провести оценку варианта стратегии по критериям после презен­тации каждого варианта;

  6. определить суммарный балл по каждому варианту стратегии;

  7. лидеру группы объявить результат оценки экспертов и стратегию­победителя.


Контрольные вопросы, задания и

литература для самостоятельного изучения.
Тема 1. Роль принятия решений в управлении.

Актуал ьность и научная принадлежность курса, его цель и задачи. Наука о принятии управленческих решений: зарождение, эволюция, понятийный аппарат. Место управленческого решения в процессе управления. Значение принятия обоснованных решений для обеспечения успешной деятельности предприятий.
Тема 2. Типология управленческих решений, факторы и условия их эффективности.

Понятие и свойства управленческого решения. Отли­чие управленческих решений от других видов решений, принимаемых в организации. Классификация управленческих решений по объекту управления, характеру процесса принятия решения, количеству альтернатив, срокам действия, частоте принятия, форме, содержанию, возможности автоматизации, прогнозной эффективности и т.п. Факторы, критерии и ограничения при принятии управленческих решений. Основные характеристики качества управленческого решения. Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений.

Тема 3. Технология и организация процесс а разработки

и принятия управленческих решений.

Понятие процесса разработки и принятия управленческих решений. Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Факторы, ограничения и критерии, определяющие технологию разработки и принятия управленческих решений. Уровни и принциtты принятия управленческих решений. Разработка алгоритма процесса принятия решения. Организация процесса разработки и принятия решения.
Тема 4. Реализация и контроль исполнения

управленческих решений.

Организационные методы и процедуры выполнения принятых решений. Условия эффективного функционирования организационных структур при реализации решений. Организация процессов выполнения решений: ресурсное обеспечение на стратегическом и тактическом уровнях. Функции и виды контроля. Содержание контроля. Процесс осуществления контроля. Инструменты и характеристики эффективного контроля реализации управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принятые решения.
Тема 5. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Сущность риска и неопределенности. Сущность принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация рисков. Методы оценки степени риска. Этапы исследования риска. Способы управления риском. Методы и приемы разработки и принятия управленческих решений в условиях риска инеопределенности
Тема 6. Методы оптимизации управленческих решений.

Понятие оптимaльнoгo и рационального управленческих решений. Типы задач принятия решений в соответствии с типом ситуации: в условиях определенности, неопределенности, риска, конфликта. Понятие метода разработки и принятия решения. Классификация методов разработки и принятия решений по типу условий, этапу процесса разработки и принятия, сфере деятельности лица, принимающего решение, и т.п. Методы, применяе­мые на этапе диагностики проблемы и формулировки критериев и огра­ничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата.

Тема 7. Социально-психологические аспекты

принятия управленческих решений.

Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Использование власти и влияния при принятии управленческих решений. И ндивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решения. Управление изменениями и конфликтами в процессе разработки и реализации управленческих решений.
Тема 8. Особенности принятия управленческих решений

в различных сферах деятельности предприятия.

Влияние сферы деятельности предприятия на процесс разработки и принятия управленческих решений. Особенности и методы принятия решений в сфере стратегического управления. Особенности и методы принятия решений в сфере управления персоналом. Особенности и методы принятия решений в сфере финансового менеджмента. Особенности и методы принятия решений в маркетинге. Особенности и методы принятия решений в управлении производством. Автоматизация процесса разработки и принятия уп­равленческихрешений: предпосылки и инструменты.
7. Вопросы для подготовки к экзамену
1.Понятие «уnравленческое решение», динамичность и циклический характер процесса управления.

2.0сновные требования, предъявляемые к управленческим решениям.

3.Экономический, организационный и правовой аспекты управленческих решений.

4.Социальный, психологический и педагогический аспекты решений в процессе управления.

5.Классификация методов принятия управленческих решений.

6.Параметры и условия обеспечения качества решений.

7.Методы прогнозирования. Классификация прогнозов.

8.Методы снижения степени хозяйственных рисков.

9.Применение научных подходов в разработке решений.

10.Системный и ситуационный подходы: сущность, методы использования 11Информация и информационное обеспечение как основа разработки и реализации решений.

12.Автоматизированные информационные системы в процессе управления 13..Сущность и виды математического и статистического обеспечения процесса принятия решений. .


14.Сущность и виды организационно-правового и методического обеспечения принятия и реализации решений.

15.Средства технического и программно-лингвистического обеспечения. 16.Кадровое обеспечение: виды, источники и методы формирования. 17.Классификация экономико-математических моделей.

18.Aлгоритм и постановка задачи принятия управленческих решений. 19.0сновные фазы диагностики проблемы.

20.Программно-целевой подход к разработке решения.

21.Способы формулировки и оценки альтернатив.

22.Возможные критерии выбора варианта решения.

23.0рганизующая и мотивирующая функция процесса реализации решений. .

24.0сновные стратегии принятия решений.

25.Влияние внешней среды на процесс реализации управленческих решений.

26.Факторы внутренней среды предприятия.

27.Влияние персонифицированных внутренних факторов на правильность пpинятия решения в процессе управления.

28. Статическая и динамическая неопределенность внешней среды.

29.Риск как один из критериев оптимального выбора.

30.Моделирование в процессе принятия управленческих решений.

31.Требования к построению моделей решения хозяйственных ситуаций.

32.Методы прогнозировация результата решения. .

33.Основные и вспомогательные методы и приемы анализа решений.

34.Индивидуальные экспертные методы.

35.Методы коллективных экспертных оценок.

36.Логические и формализованные методы принятия решений.

37.Методы структурного прогнозирования.

38. «Мозговая атака» в ситуационном анализе.

39.Метод оптимального линейного програмирования.

40.Частные и обобщающие показатели оценки эффективности уп-

равленческих решений. .

41.Экономическая.эффективность решений.

42.Социальная эффективность решений.

43.Роль контроля в процессе реализации решений. Типы и формы контроля.


44.Требования, предъявляемые к построению системы контроля на предприятии.

45.Создание оптимальной системы коммуникаций для эффективной реализации решений

46.Характеристики эффективного контроля.

47.0пределение ответственности за реализацию решений. 48.Внyrpифирменная ответственность.

49.Внешняя ответственность.

50.Роль личности менеджера в организации процесса разработки и реализации решении

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Литература


Основная литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1,2,3.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1,2.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации.

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

  5. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез и планирование решений в экономике, М.: Финансы и статистика, 2002.

  6. Анискин Ю.П., Привалова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2003.

  7. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. М.: Омага-Л, 2004.

  8. Годин В.В., Корнеев И.К. Модульная программа для менеджеров: управление информационными ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2000.

  9. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1998,- 288 с.

  10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник- М.:Дело, 2000,- 392 с.

  11. Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: ФОРМУМ: ИНФРА-М, 2005,- 192 с

  12. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: Учебник / Под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2009,- 383 с.

  13. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское голашение, 2003.-288 с.

  14. Рогов М.А. Риск-менеджмент.- М: Финансы и статистика, 2001,- 120 с.
  15. Спивак В.А. Корпоративная культура, -СПб: Питер, 2001,- 352с.


  16. Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА-М, 2001,- 264 с.

  17. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебное пособие.- М.:Интел-Синтез, 2001,- 208 с.

  18. Фольмут Х.И. инструменты контролинга от А до Я: Пер.с нем./ Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой.-М.: Финансы и статистика, 2001,- 228 с.

  19. Юкаева В.С. Управленческие решения;Учеб. Пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999,- 292 с.

Ресурсы Интернет

  1. Министерство Экономики РФ - http://server.vpk.ru/www-vpk/minek

  2. Госкомстат РФ - http://www.dol.ru/users/vcgks/home.htm

  3. АРБТ – универсальная база данных по законодательству - http://dbs.demos.su

  4. Информационно-правовая система “Кодекс” - http://www.kodeks.net

  5. АКДИ «Экономика и жизнь» – Агентство экономико-правовых консультаций и деловой информации. Информационный канал Совета Федерации и Государственной Думы РФ - http://www.akdi.ru

  6. «Гарант» – справочно-правовая система - http://www.park.ru

  7. «Гарант-Сибирь» - http://www.gcom.ru

  8. «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru

  9. Информационно-аналитическое агентство «Интерфакс» - http://www.interfax.ru

  10. Российская Торговая Система - http://www.rtsnet.ru

  11. Информационное агентство «ФИС», Новосибирск - http://www.fis.ru, http://www.fis/analitika/
  12. Финансовый анализ - http://www.audit-it.ru


  13. Административно-управленческий портал - http://www.aup.ru

  14. Интернет-библиотека - http://www.gaap.ru



9.2. Методическое обеспечение дисциплины

  1. Методические указания по проведению практических занятий по курсу «Управленческие решения».

  2. Глоссарий по курсу «Управленческие решения».

4. Тестовые задания по курсу «Управленческие решения»


    1. Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплины

В учебном процессе при чтении лекций по дисциплине «Международный менеджмент» используются такие технические средства, как компьютерное оборудование и мультимедийный проектор. Практические занятия со студентами проводятся в компьютерных классах.

В качестве информационного обеспечения используется учебная и научно-техническая литература, периодические издания по изучаемой дисциплине, а также программное обеспечение и ресурсы Интернет.
9.4. Инновационные технологии применяемые в процессе преподавания дисциплины

Таблица 9.1.

Данные об использовании инновационных технологий в процессе чтения лекций и проведения практических занятий по дисциплине

«Управленческие решения»

п/п

Инновационные технологии

Тема лекции или практического занятия

1

2

3

1.

Деловая игра – метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью профессиональных консультаций преподавателя.


Практическое занятие № 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Задание 1



2.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем, при этом возможно написание эссе, тезисов или реферата по обсуждаемой проблеме.

Практическое занятие № 2, 3 задание 1.


3.

Метод «кейс-стади» – обучение, при котором студенты вместе с преподавателем обсуждают и принимают решения по различным деловым ситуациям.

Ситуации для анализа: «Хорошее решение»; «Решение Джилетта»; «Решение с дыркой»; «Музыкальное решение»; «Вкусное решение»; «Интересное решение».



4.

«Мозговой штурм» - это способ активизации внимания студентов на конкретной проблеме или ключевых словах, способствующий вовлечению студентов в процесс обучения и запоминанию основных положений или проблемы, или темы, или вопроса.

Практическое занятие № 5, задание 1

5.

Тестирование – с помощью тестов осуществляется самооценка и решение проблем по самоменеджменту.

Самостоятельная работа по темам 2-14, тесты на практических занятиях.


6.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Мини-опросы и задания (5-7мин) на всех лекционных занятиях.