birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение


Угорская основная общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района Костромской области

Программа

занятий математического кружка



Автор: Белкова Н.А.

учитель математики

МКОУ Угорская ООШ
2013


Аннотация
Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё

легко переходить в другие профессии, и все приобретённые

навыки оказываются полезными почти в любом деле.

Программа математического кружка создана автором для занятий с учащимися 5-6 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Данная программа рассчитана на 1 год (34 часа, из расчёта 1 час в неделю).

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний. Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Представляет несомненную практическую ценность для учителей, работающих в инновационном режиме. Методические рекомендации, подобранные к некоторым занятиям, помогут педагогу подробнее понять смысл занятия.


Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике « Математика +» в 5-6 классах. Реализация данной программы возможна в течение одного или двух лет.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 - 6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся пятых – шестых классов.
Продолжительность курса.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34.

Цели и задачи программы
Основная цель – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.


6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

9.Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Педагогическими принципы, обеспечивающими реализацию программы
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Ожидаемые результаты

- формирование интереса к творческому процессу;

- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

- успешное выступление учащихся на олимпиадах.


Тематическое планирование курса
Название тем и их содержание в виде конечного образовательного продукта, а также примерное распределение количества часов представлены в таблице:


п/п

Тема (содержание)

Форма проведения занятия

Литература

1

Организационное занятие. Математическая смесь.

Эвристическая беседа




2

Из истории математики:

  1. История развития математики.

  2. Счет у первобытных людей.

Эвристическая беседа

Поиск информации

Мини- доклады

2, 9

3-4

Поиски закономерностей.

Практическая работа

3, 4

5

Восстановление знаков действий.

Личная олимпиада

3,7

6

Запись цифр и действий у других народов.

Эвристическая беседа

Мини-доклады

2, 9

7

Действия с римскими цифрами.

Эвристическая беседа

3,4

8


Устный счет-гимнастика ума. Приемы устного счета.

Практическая работа

2

9

Приемы устного счета.

Практическая работа

2

10

Расшифровка записей.

Лабораторная работа

3, 4

11

Числовые ребусы.

Практическая работа

1, 3

12

Числа великаны и числа малютки.

Эвристическая беседа

Поиск информации

Мини-доклады

2, 4, 9

13

Логические задачи.

Практическая работа

1, 2, 3

14

Конечные и бесконечные множества.

Эвристическая беседа


4

15

Соревнование «Математическая регата».

Игра. Выполнение творческих заданий

7

16

Множества.

Эвристическая беседа


4, 9

17

Применение графов к решению задач.

Практическая работа


4

18

Переливания.

Практическая работа

1, 3, 9

19

Взвешивания.

Практическая работа

1, 3, 9

20

Математические ребусы.

Практическая работа

1, 3, 9

21

Равносоставленные фигуры.

Эвристическая беседа

2, 4

22

Равносоставленные фигуры. Танграм.

Практическая работа

2, 4

23

Геометрические задачи на разрезание.

Практическая работа

1, 3, 9

24

Игры с пентамино.

Практическая работа

3, 9

25

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

Выполнение конкурсных заданий

7

26

Геометрия в пространстве.

Эвристическая

беседа

Мини-доклады

3

27

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.


Практическая работа

4

28

В худшем случае.

Практическая работа

2, 3, 4, 9

29

Принцип Дирихле.

Практическая работа

1, 2, 3, 4, 9

30

Круги Эйлера. Графы

Эвристическая беседа

9

31

Задачи на обратный ход.

Практическая работа

1

32

Соревнование. «Математическая стрельба».

Игра. Выполнение творческих заданий

3 (стр. 15, 55)

33

Решение математических задач с помощью рассуждений.


Практическая работа

9

34

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса








Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач


следующая страница >>