birmaga.ru
добавить свой файл

1
МИНИСТЕРСТВО ОБЗРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

В МАГИСТРАТУРУ

по направлению


030300.68 «Психология»

по программе

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Армавир

2013

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ по направлению 030300.68 «Психология» по программе «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего профессионального образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания европейского пространства высшего образования).

Основная цель магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно – исследовательской деятельности.

Данная программа направлена на оказание абитуриентам содействия по организации самостоятельной подготовки к вступительному испытанию в магистратуру Армавирского социально - психологического института по направлению 030300.68 Психология магистерская программа «Педагогическая психология».

Программа состоит из введения из введения, примерных вопросов, содержание и структуры учебных дисциплин, выносимых на собеседование, списка рекомендуемой литературы и критериев оценки ответа на собеседование.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель – определить готовность и возможность поступающего освоить магистерскую программу.

Задачи:


  • Выяснить мотивы поступления в магистратуру;
  • Проверить уровень знаний;


  • Выявить область научных интересов;

  • Определить склонность к научно – исследовательской деятельности;

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Право для прохождения вступительных испытаний в форме собеседования предоставляется лицам, имеющим высшее профессиональное образование различных ступеней соответствующее профилю выбранной магистерской программы «Педагогическая психология».

Собеседование проводится в устной форме. Кроме ответа на два теоретических вопроса, собеседование включает и профориентационные вопросы:

- Уточнение области научных интересов;

- Обсуждение предполагаемой темы исследования;

- Вопросы по выпускной квалификационной работе специалиста или бакалавра.

Время подготовки устного ответа составляет 30 минут, опрос поступающего длится 15-20 минут.

Правила проведения вступительных испытаний при поступлении в магистратуру определены соответствующими Правилами проведения вступительных испытаний, которые утверждены ученым советом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результаты собеседования оцениваются по балльной системе знаний с оценками 5(отлично), 4(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2(неудовлетворительно) и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

При оценки учитываются следующие показатели ответов:

  • теоретические знания;

  • умения применять, обобщать полученную информацию;

  • соответствие объему программы.

При анализе ответа и выставлении оценки также учитывается число и характер ошибок, а именно, существенные или несущественные.

Существенные ошибки

Несущественные ошибки

Связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (претендент не смог применить теоретические знания для объяснения, сравнения и классификации явлений и т.д.)


Определяются неполнотой ответа (упущение претендентом из вида какого-либо нехарактерного факта, дополнения при описании процесса, явления и т.д.). Также к ним могут быть отнесены допущенные при невнимательности претендента оговорки.

Оценка 5 (отлично) ставится, если абитуриент демонстрирует полное, глубокое раскрытие основных направлений развития психологической науки и практики. Выдвигаемые им положения аргументированы и иллюстрированы примерами. Использование аналитического подхода при освещении различных проблем науки, культуры и образования, обосновывается своя точка зрения. Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком и с использованием современных научных терминов, ответ должен быть самостоятельный.

Оценка 4 (хорошо) ставится, если абитуриент дает достаточно полный ответ и правильный ответ. Выдвигаемые им теоретические положения подтверждены примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование не аргументировано, отсутствует точка зрения, сделаны краткие выводы. Материал изложен в определенной логической последовательности, но при этом допущены несколько несущественных ошибок, которые были исправлены по требованию экзаменаторов.

Оценка 3 (удовлетворительно) ставится, если абитуриент в ответе допускает существенную ошибку. Ответ недостаточно логически выстроен. Базовые понятия употреблены правильно, но есть недостаток раскрытия теории. Выдвигаемые положения недостаточно аргументированы и не подтверждены никакими примерами. Ответ носит описательный, а не концептуальный характер и научная терминология используется недостаточно.

Оценка 2 (неудовлетворительно) ставится, если абитуриент демонстрирует непонимание основных направлений и перспектив развития психологической науки. В ответе допускается ряд существенных ошибок, которые он не может исправить при наводящих вопросах экзаменатора, также не может дать научное обоснование проблемы. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер, преобладает бытовая лексика.


Содержание программы

Проблемы становления и развития личности в современном обществе.


  • Основные концепции личности.

  • Структура личности.

  • Сознание и самосознание.

  • Потребности и мотивация.

  • Темперамент и характер.

  • Педагогические способности и их диагностика.

  • Эмоционально-волевая сфера личности.

  • Индивидуализация, социализация, самоактуализация и личностный рост

  • Психологическая помощь личности.

  • Социально-психологическая компетентность и социально-психологическая культура личности.

Человек и личность как объекты психологической науки

  • Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.

  • Движущие силы и условия развития личности.

  • Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности.

  • Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности.

  • Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.

  • Проблема воли.

  • Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.

  • Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

  • Личностный выбор.

  • Теории личности.

Тенденции развития педагогической психологии.

  • Образование в мире как объект научного анализа.

  • Характерные свойства образования в современном мире: гуманизация, демократизация, индивидуализация, дифференциация и др.

  • Теории образования в структуре педагогической психологии.

  • Проблема качества образования и ее решение в российских и зарубежных психолого - педагогических теориях.

Актуальные проблемы педагогической психологии.
  • Психологические основы модернизации образования.


  • Ключевые компетентность и их развитие в процессе школьного обучения.

  • Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

  • Передача общественного опыта и адаптации человека.

  • Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая).

  • Обучение и развитие.

  • Учебная деятельность.

  • Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания.

  • Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования.

  • Ученик как субъект учебной деятельности.

  • Мотивы учения и способы учении, активность и ответственность.

  • Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения.

  • Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении.

  • Психология взаимодействия в системе: учитель – ученик - класс.

  • Психологические характеристики профессии учитель. Профессионально важные качества.

  • Педагогические способности.

  • Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс, и результат труда.

  • Профессиональное самосознание и самосознание педагога.

  • Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

  • Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого – педагогического консультирования родителей.

Педагогическая психологи как интегративная отрасль знания.

  • Место педагогической психологии в системе научного познания.

  • Ее связь с общей, возрастной, социальной психологией, психологией личности, теоретической и прикладной педагогикой в свете основных тенденций развития современной науки – интеграции и дифференциации научных отраслей.

  • Педагогическая психология как наука: предмет и задачи.
  • Структура педагогической деятельности: психология образовательной деятельности и ее субъекта, психология педагогического взаимодействия


  • Понятийный аппарат педагогической психологии: образование, обучение, развитие, воспитание, учебная деятельность, субъект учебной деятельности, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль деятельности и т. д.

Место педагогической психологии в системе современного человека.

  • Место педагогической психологии в системе научного познания.

  • Ее связь с общей, возрастной, социальной психологией, психологией личности, теоретической и прикладной педагогикой в свете основных тенденций развития современной науки – интеграции и дифференциации научных отраслей.

Педагогическая психология в системе работы практического психолога образования.

  • Психологическое сопровождение ребенка.

  • Психологическая служба в системе образования: роль, задачи, средства.

  • Научно – методическое обеспечение и правовые основы психологической службы образования.

  • Функции и обязанности практического психолога.

  • Специфика деятельности практического психолога.

  • Профессиональная адаптация практического психолога.

  • Практическое освоение отношений психолога с педагогическим коллективом.

  • Проблемы построения отношений психолога с детьми и родителями.

  • Личность практического психолога, самодиагностика степени соответствия профессионально значимым качествам практического психолога.

Особенности работы психолога, его роль и назначение в системе образования. Специализация в работе практического психолога.

  • Концепции и модели психологических служб.

  • Предмет, задачи и принципы функционирования психологической службы в системе образования.

  • Нормативно – правовая основа психологической службы образования.
  • Основные виды деятельности практического психолога в образовании: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, психологическое консультирование, психопрофилактика, психологическое просвещение, организационно-методическая деятельность.


  • Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога.

  • Условия эффективной деятельности службы практической психологии в образовании.

  • Актуальное и перспективное направление в деятельности психологической службы.

Инновационные технологии в работе практического психолога.

  • Взаимосвязь теории и практики в психологии.

  • Методология практической психологической деятельности.

  • Психологическое проектирование.

  • Технологии решения профессиональных задач.

  • Индивидуальное и коллективное в деятельности психолога.

  • Позиция педагога в инновационных процессах.

  • Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.

Проблемы психологической помощи в профессиональном самоопределении молодежи на современном этапе.

  • Профессиональное и личностное самоопределение.

  • Карьера и профессиональный выбор.

  • Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

  • Типы и уровни профессионального самоопределение.

Проблемы современной семьи и помощь практического психолога в их разрешении.

  • Социально – психологический «портрет» современной семьи.

  • Специфика семейных проблем в разных социальных и этнокультурных группах.

  • Специфика проблем семьи в зависимости от особенностей и возраста ребенка (дошкольник, школьник, одаренный ребенок, ребенок – инвалид и т.д.)

  • Семейные традиции и способы трансляции семейного опыта.

  • Влияние характера семейных отношений на становление личности ребенка.

  • Способы решения семейных проблем.

  • Основные стратегии психологического консультирования. Психодиагностика семьи.
  • Отражение проблемы семейных отношений в культуре и искусстве.


Проблема гуманизации и ее место в современной педагогической психологии.

  • Гуманизм как аксиологическое основание педагогической психологии.

  • Аксиологический подход в изучении педагогических и психологических явлений.

  • Педагогические ценности и их классификация.

  • Образование как общечеловеческая ценность и его культурно – гуманистические функции.

Кодекс этики психолога.

  • Мотивация профессиональной деятельности психолога.

  • Формирование индивидуального представления о своей профессиональной деятельности.

  • Умение психологически мыслить.

  • Основные направления и формы работы психолога.

  • Виды деятельности профессионального психолога.

  • Роли и функции психолога.

  • Мораль и психологическая практика.

  • Нравственные оценки в психологии.

  • Этический кодекс в психологии.

Перспективы развития педагогической психологии как науки.

  • Детерминанты развития педагогической психологии как науки и практики.

  • Тенденции развития педагогической психологии на современном этапе.

  • Изучение приоритетных стратегий образования: гуманизация, демократизация, индивидуализация, дифференциация, информатизация и т.д.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Альма Матер, 2005. – 699 с.

  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2008.-384 с.

  3. Климов, Е.А. Психолог: Введение в профессию / Под. Ред. Климова Е.А.: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008,-208 с.

  4. Котова, И.Б. Общая психология: учеб. пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дащков и К*, 2008. – 480 с.
  5. Маклаков, А.Г. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 319 с.


  6. Марцинковская, Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко. – Академия, 2009. – 528 с.

  7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М., 2008. – 442 с.

  8. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. – 592 с.

  9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник / И.В. Шаповаленко. – м.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2000. – 288с.

  2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М., 2005. – 248 с.

  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 – ти томах / Л.С. Выготский. – м., Просвещение, 1982 – 83.

  4. Гуревич, П.С. Психология личности: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 559с.

  5. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

  6. Корнилова, Т.М. Методологические основы психологии. / Т.М. Корнилова. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

  7. Недбаева, С.В., Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании: монография / С.В. Недбаева; М., 2006. – 432 с.

  8. Оганесян, Н.Т. Педагогическая психология: система разноуровневых контрольных знаний / Н.Т. Оганесян. – М.: Кнорус, 2006. – 416 с.

  9. Педагогическая психология: интеграция теории и практики / под. Ред. Е.Н. Шиянова, С.В. Недбаевой.- Ставрополь: Сервис – школа, 2007. – 658 с.

  10. Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма: монография / Е.Н. Шиянов [и др.]. – Ставрополь: СКСИ, 2007. – 486 с.
  11. Саугстад, П. История психологии. От истоков до наших дней / П. Саугстад. – Самара: Бахрах – М, 2008.- 543 с.

  12. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога: метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.