birmaga.ru
добавить свой файл

1
Приобщение детей дошкольного возраста


к здоровому образу жизни
Воспитатели: Пастушенко Н.С.

Полохало О.В.

МКУЗ «Детский санаторий «Надежда»
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. По статистике Министерства образования и науки Российской Федерации XXI век начался в России с значительного ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На  1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Основным направлением деятельности детского санатория «Надежда» является оздоровление частоболеющих детей. Приоритетным направлением работы педагогов является формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и принципов рационального питания.

Исходя из принципа «здоровый ребенок + умный + желающий + умеющий = успешный ребенок», мы должны совместными усилиями всех специалистов санатория и родителей осуществлять комплекс воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма. К традиционным формам педагогического труда добавляется новый аспект – формирование здорового образа жизни.

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они выпали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Следовательно, педагоги и родители, опираясь на основные законы и принципы здорового существования, должны дать детям нужные знания  и создать необходимые условия.


Поэтому, важнейшей задачей деятельности педагогов санатория сегодня является разработка, усовершенствование и реализация методического комплекса «Школа здоровья». Данный комплекс включает в себя предметно-развивающую среду, систему занятий, бесед, дидактических игр, консультаций для родителей, направленных на популяризацию здорового образа жизни и принципов рационального питания.

При разработке методического комплекса «Школа здоровья» мы придерживались следующих направлений, которые отражены не только в тематических занятиях, но и при создании предметно-развивающей среды.

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков: в комнатах для умывания размещены алгоритмы умывания, красивые кармашки для хранения расчесок, постоянная работа с детьми в процессе режимных моментов.

Развитие представлений о строении своего тела: в специально оборудованных уголках находится: иллюстративный материал, дидактические игры, художественная литература, энциклопедии,  плакаты.

Обучение навыкам безопасного поведения: иллюстративный материал, дидактические игры.

Формирование представлений об окружающей среде: в уголке природы находятся: настольно-печатные игры, дидактические игры природоведческого содержания: природный материал, оборудование по уходу за растениями, календари погоды, энциклопедии, оборудование для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, растения подобраны в соответствии с возрастом детей, и индивидуальной переносимостью; у каждого растения табличка с пиктограммой об условиях содержания.

Формирование представлений о том, что вредно, что полезно для организма: иллюстративный материал по данной теме, дидактические игры, альбомы с рисунками и фотографиями любимых и полезных продуктов питания.

Формирование привычки в ежедневных физических упражнениях: передвижные уголки с мелким физкультурным оборудованием и атрибутами (в зависимости от возрастной группы), ежедневная утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика после сна.


Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Построение предметной
среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на закрепление полученных данных под наблюдением взрослого.

Ежедневно в режимных моментах закрепляются, уточняются полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности знания. Детям регулярно предлагаются к рассмотрению различные ситуации, в которых следует обосновать свой выбор, доказать необходимость принципов здорового образа жизни и их применение в практике повседневной жизни.

Основной сложностью при работе в данном направлении в условиях детского санатория является тот факт, что дети в санатории пребывают только 4 недели. За этот срок крайне сложно добиться стабильных результатов и отследить их эффективность, поэтому программа комплекса «Школа здоровья» постоянно совершенствуется, апробируются новые техники и приемы, используются инновационные подходы для достижения максимально возможного результата.

Таким образом, в созданном методическом комплексе «Школа здоровья» отражены различные психолого-педагогические аспекты, позволяющие наиболее эффективно формировать и закреплять принципы здорового образа жизни в сознании детей уже с дошкольного возраста.