birmaga.ru
добавить свой файл

1
Экологическая игра «Леший»


Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности воспитанников через организацию игровой деятельности

Задачи:


  1. Развивать познавательный интерес и познавательную активность воспитанников

  2. Развивать коммуникативные умения

  3. Формировать навыки работы в группе

  4. Повысить экологическую грамотность воспитанников

  5. Формировать личностное отношение воспитанников к экологическим проблемам

  6. Воспитать бережное, гуманное отношение к природе

  7. Привить навыки экономного расходования природных ресурсов

  8. Расширить кругозор воспитанников

  9. Развивать творческих способностей воспитанников

  10. Сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты: у детей закрепятся знания по растениям и животным. Выяснится на каком уровне по знанию экологических вопросов находятся воспитанники.

Временные ресурсы, необходимые для реализации игры: продолжительность игры составляет 50-90 минут.

Адресат: игра предназначена для воспитанников с 12 до 16 лет. В команды необходимо организовать таким образом, чтобы они были разновозрастными.

Правила игры:

До начала игры капитаны команд (это может быть любой воспитанни отбирают себе команду, обдумывают название, эмблему, девиз команды. Количество команд может варьироваться от 3 до 9. В зависимости от количества участвующих команд может изменяться и количество вопросов для каждой команды. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить.

Все вопросы разделены на 9 групп (“Грибы”, “Растения”, “Животные”, “Птицы”, “Насекомые”, “Человек и его здоровье”, “Деревья”, “Вода”, “Загрязнения”) (Приложение 1). Вопросы в каждой группе делятся по степени сложности. Командам предоставляется свобода выбора тематики вопросов и их сложности.


Количество вопросов, на которые должна ответить каждая команда: 5-10. За “зеленые” вопросы (уровень сложности низкий) команда может получить 1 балл, за “желтые” (уровень сложности средний) – 2 балла, за “красные” - 3 балла. При правильном ответе на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответа предоставляется команде, желающей ответить на этот вопрос.

В вопросах игры содержится такое задание, как исполнить несколько строк из песен о воде, растениях, животных, птицах и т.д. При этом соответствующее уровню сложности количество баллов получает команда, назвавшая больше всех песен. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Оформление: для проведения игры используется презентация Power Point; “Звуки природы” (музыкальные композиции на фоне которой будет проходиться игра).

Эпиграф “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда” (Антуан де Сент – Экзюпери), плакаты (Приложение 2).

Формы: групповая.

Ход мероприятия:

1. Вводное слово

Ведущий 1 . (Слайд о состоянии окружающей природы»

Все говорят: “Земля”, а каждый подразумевает свое. Земля, – какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны и горы, пускает птиц в небеса и быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города и движется в космосе. Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия. Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с Землей. Люди часто не замечают последствия своих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Нельзя не согласиться со словами Шеффера о взаимодействии человека и природы:


Ведущий 2.

Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна, 
И помни истину простую: 
Нас много, а она одна…


Ведущий 1.

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Ведущий 2.

Нельзя забывать, что “Земля у нас только одна…” Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда”.Вводное слово сопровождается первым слайдом мультимедийной презентации (Приложение 3).

Слайд 2. (если есть возможность, быстро создать слайд о командах и командирах). Если нет дети могут представить свои команды при помощи плакатов и маркеров.

Представление команд

3. Игра (Слайд, начало игры)

Представление разделов экологического турнира. Наведением курсора мыши осуществляется переход на выбранный раздел.

В зависимости от выбранного раздела можно выбрать вопрос по уровню сложности также с помощью наведения указателя мыши на номер вопроса. После ответа на вопрос нужно вернуться в начало игры на второй слайд с помощью кнопки возврата, расположенной в правом нижнем углу слайдов. При повторном посещении какого-либо раздела номера уже выбранных вопросов меняют свой цвет, таким образом можно видеть вопросы, на которые уже были даны ответы.

При выборе вопроса, например из раздела “Деревья”, появляется вопрос или задание. При повторном нажатии левой кнопки мыши в любом месте на слайде (кроме кнопки возврата) появляется правильный вариант ответа. (В Приложении 3 содержится фрагмент мультимедийного сопровождения игры на примере раздела “Деревья”, вопросы повышенного уровня сложности)


4. В заключении – стихотворение А.Дудина “Берегите Землю!”

5. Подведение итогов игры, награждение победителей

Литература и источники


  1. БСЭ.

  2. Бударина В.А. “Вода – чудесный дар природный…” // Последний звонок 2,,6, №12

  3. Бударина В.А. “День леса” // Последний звонок, 2006, №10

  4. Кадырова М.М. “Экология и …” //Последний звонок, №12, 2006

  5. Красиков С.И. Цветы в преданиях. 1989

  6. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – СПб.: Акцидент, 1998

  7. Что такое. Кто такой. В 3 томах. М, 1999

  8. Электронное учебное издание “Экология”, М. 2004

  9. Электронное учебное пособие. Экология 10-11 класс. Под ред. А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазова М “Дрофа”, 2000


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра плетение паутины


Цель. Помочь детям понять самые существенные взаимосвязи между всеми членами природного сообщества. Плетение паутины наглядно показывает, как воздух, горные породы, растения и животные функционируют совместно в сбалансированной паутине жизни.

Возраст 7-9 лет

Материалы и подготовка. Клубок толстых нитей.

Ход игры: дети образуют круг. Лидер игры стоит внутри круга и держит в руках клубок веревки. "Кто может назвать какое-нибудь растение нашей местности?.. Капуста... Хорошо. Госпожа Капуста, вот вам конец веревки. Есть ли у нас животное, которое питается капустой?.. Кролики!.. Прекрасно! Господин Кролик, держите-ка веревку здесь, вы связаны с Госпожой Капустой, потому что вы поедаете ее на обед. Ну, а кому на обед подают Господина Кролика?"

Так продолжаются соединяться веревкой дети, по мере того, как выясняется их взаимоотношение с другими членами группы. Затем педагог предлагает новые элементы и новые связи, такие как другие животные, почва, вода и т.д., пока весь детский круг не будет связан вместе, образуя символ паутины жизни.


Педагог: Посмотрите ребята мы с вами создали свою эко систему. Все члены нашей эко системы нужны, как вы думаете?

Давайте проверим. Дерево погибает от пожара или от нападения вредителей. Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло его веревку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева. Теперь пусть все, кто почувствовал рывок в связи с падением дерева, тоже сделают рывок. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все дети не почувствуют, что и их затронула гибель дерева.

Вот мы с вами почувствовали, как одно звено нашей экосистемы погибает, погибая, нарушается вся система, так происходит в природе. Уничтожая один вид, мы уничтожаем всю природу.

«Хищник-жертва»


Цель. Ознакомить детей с пищевой цепью и с механизмом ее действия в природе.

Возраст: 7-10 лет

Ход игры. На открытом месте образуйте с детьми круг диаметром около 5 м. Завяжите глаза двум участникам и поставьте их в круг. Одному ребенку предлагается назвать какого-нибудь хищника, который живет в вашей местности, а другой пусть назовет его добычу (жертву). Хищник должен попытаться поймать свою жертву: ориентируясь на слух, выслеживая ее, и пытаясь схватить. Если оба "животных" приближаются к кругу, дети дважды хлопают их ладонью.

Правило: во время игры все должны соблюдать тишину, и для того, чтобы все было больше похоже на реальную ситуацию, пусть дети, играющие зверей, имитируют их повадки.

Для разнообразия предлагайте детям придумать новых хищников и жертвы. На некоторых "зверей" вешайте звоночки, чтобы дети могли по-другому вести охоту или пытаться избежать гибели. Если ваш хищник довольно робкий и интерес у детей угасает, сделайте круг уже, так, чтобы хищник и жертва оказались близко друг к другу.

Как в природе хищник выслеживает свою добычу? Кому труднее?

Правильно и хищнику и добыче в естественных условиях приходится трудно, особенно в зимнее время. Что мы можем сделать для животных?


После игры можно провести акцию «Накорми животных», Дети на лыжах разносят ,заготовленные летом веники, куски сала и картошку для подкормки диких животных, в лес

«Пирамида жизнь»

Цель: помочь осознать воспитанникам ценность каждого организма в балансе и устойчивости пищевой пирамиды.

Возраст 10-12 лет

Ход игры: для этой игры требуется не менее шести игроков. Каждому ребенку по листочку бумаги и попросите их в тайне от других написать название какого-нибудь животного или растения, произрастающего в вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, совсем как в спортзале, но не говорите им об этом до тех пор, пока вы не соберете все листочки бумаги. Теперь начинается самое интересное: "Откуда Земля получает энергию?... - От Солнца!... - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду".

"Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все "растения" должны встать на четвереньки и выстроиться в линию. Все должны стоять близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все "травоядные" становятся в ряд, расположенный позади "растений". А все "плотоядные" образуют ряд позади "травоядных".

Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или львом, чем одуванчиком или мышкой. Скромность, к сожалению, очень редко способствует развитию воображения. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды и, наоборот, соответственно незначительном количестве быть у ее основания, очень трудно построить устойчивую пирамиду. Предложите некоторым "хищникам" снизить свое положение. Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов (скажите детям, что более крупные ребята могут стать растениями, если захотят). Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть членов.


Как вы думаете, все ли члены нашей пирамиды нам необходимы?

Хорошо, давайте уберем например: малину. Кто питается малиной?

Как вы себя почувствовали? Дети объясняют, что удержаться было сложно, а некоторые упали. Кто еще пострадал в нашей пирамиде? Дети перечисляют цепочку, которую разорвало одно из растений. В данном случае – малина.

Игра «Запретительные знаки»

Цель: развитие у воспитанников воображения и аналитической деятельности

Место, где я чувствую себя счастливым

Ожидаемый результат: В конце игры дети смогут:


  1. Распознавать, какие стороны окружающей среды делают ее удобной и приятной для человека.

  2. Анализировать различные факторы, которые могут нанести вред их любимым местам.

  3. Понимать, что окружающая среда, имеется ли в виду небольшой участок или целая природная зона, может быть изменена многими способами.

Материалы и подготовка: Карандаши и бумага, мелки (желательно).

Примечание

Это занятие позволяет детям подумать о той среде, которая их непосредственно окружает, и о том, чего они ждут от окружающей их природы. Есть немало вещей, которые приходится принимать во внимание, когда мы изучаем экологию. Это то, что влияет на загрязнение воздуха, зоны обитания различных биологических видов, озоновый слой, загрязнение океана. Дети должны понимать общность всего сущего на нашей планете. Они должны понимать, что даже места, близкие к нашему дому, испытывают на себе влияние процессов, происходящих в других частях Земли. Важно также, чтобы дети поняли, что все, что происходит в одном месте, отражается на жизни в другом.

Возраст: 12-16 лет

Ход работы

Это занятие лучше всего провести на одном из первых уроков по экологии. Представьте себе место, где вы чувствуют себя счастливыми. Это может быть место, где вы побывали или где вы проводите свободное время; может быть, это место вы видели во время поездки. Подумайте, почему это место так приятно для вас.


Раздайте детям по листу бумаги. С

оставить список примет этого места, которые, по вашему мнению, делают его прекрасным.

Когда дети закончат работу над списком.

Встанте; пусть каждый выберет себе партнера, которому он хотел бы рассказать о своем любимом месте. (Когда дети обсудят содержание своих списков в парах)

Сейчас каждая пара объединиться с другой парой. (Теперь дети работают в группах по четыре человека.)

Каждый из вас расскажет остальным членам своей группы о том месте, которое описал его первый партнер.

Сядьте, а теперь я предлагаю подумать о том, что может в описанных вами местах произойти такого, что могло бы сделать их гораздо менее привлекательными. Мысленно представьте это место со всеми теми изменениями, которые могут произойти. Каковы теперь ваши чувства к этому месту.

Напишите о тех изменениях, которые могут произойти с вашим любимым местом, и о том, как они могут отразиться на нем. Напишите о своих чувствах, которые вы испытали бы к этому месту, если бы оно так неприятно изменилось.

А теперь я прошу вас снова объединиться в пары со своими прежними партнерами и обсудить и те изменения, которые вы описали, и свои чувства по отношению к своему любимому месту после того, как в нем произошли перемены.

Когда обсуждение в парах закончится, проведите общее обсуждение со всем детьми группы. Кто-нибудь может рассказать о своем любимом месте до и после изменений.

Итог: На Земле много прекрасных мест, которые могут утратить свою привлекательность для нас, если мы не будем бережно относиться к природе, если мы не поймем, как каждый из нас воздействует на нее. Предложите детям провести такую же беседу дома с родителями. Пусть родители опишут свои любимые места и те изменения, которые в них произошли на их памяти. Это позволит родителям стать участниками этого урока, а также поможет заострить внимание детей на том, что поведение одного поколения людей на Земле определяет то, с чем столкнется следующее


РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ:

Можете попросить своих воспитанников нарисовать какое-нибудь место, как они его себе представляют в действительности. После того, как вы дадите следующие инструкции, вы можете попросить учеников нарисовать еще одну картинку, изображающую это же место, но уже с происшедшими там изменениями.

Оформление "Ландшафтный садик"

Основные цели. Освоение технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов отношения личности к природе.

Задачи:

Закрепить знания и умения необходимые при пересадке и уходу за комнатными растениями.

Развивать умение работать разновозрастной группе, распределять между собой обязанности.

Воспитывать ответственное отношение к природе.

Ожидаемый результат:

Дети научатся создавать зимний сад в домашних условиях

Применять знания о комнатных растениях на практике.

Создадут уют в своих комнатах при помощи цветов.

Ориентировочное время. 2 — 3 часа.

Материалы и подготовка Различные комнатные растения, грунт, коряги, ветки, мох, гравий, кора, листья, камни и другие природные материалы, пластмассовые или керамические контейнеры больших размеров, детские совки и ведерки, пенопласт, монтажная пена, краска в баллонах (зеленого, коричневого, золотистого цвета).

Ход

Педагог: дети, скажите, для чего в нашем детском доме мы выращиваем цветы?

Ответы детей

Педагог: Правильно, цветы необходимы нам для красоты, для создания уюта в помещении. Они еще являются фильтрами воздуха. Вспомните, где располагаются наши цветы?

Ответы детей: на подоконниках, шкафах, тумбочках, полках.

Педагог: Давайте попробуем составить все цветы вместе.


Дети составляют цветы в одном месте.

Педагог: Посмотрите, что у нас получилось. Как по вашему мнению, это красиво выглядит?

Ответы детей

Педагог : сегодня мы с вами будем учиться оформлять ландшафтный садик при помощи бросового материала, а закреплять все будем при помощи монтажной пены. Но для начало нам надо распределиться на группы по 4 — 5 человек, каждая группа получит задание: создать в контейнере участок "зимнего сада" с растениями, горками, тропинками, возможно с миниводоемом и т. Д.

Распределились по группам, а сейчас ответьте мне на вопрос: когда хотят, что то построить, что нужно выполнить для начала.

Ответ детей: надо нарисовать макет постройки.

Педагог: вот вам ватман и краски, можете приступать к работе (тети рисуют макеты своих будущих конструкций)

Педагог: Подумайте и скажите, какие материалы вам понадобятся? Возьмите их.

Происходит строительство макетов, педагог выступает техническим консультантом: подсказывает каким образом выполнить возвышенность, как закрепить куски пенопласта, коряги, камня, Дает советы распределению растений по росту и цвету, напоминает приемы правильной посадки растении, устройства дренажа, дает информации об экологических характеристиках растений (сколько поливать, много ли нужно света и т.п. )

После того как будут выполнены макеты садиков нужно время для просыхания монтажной пены (лучше, если дальнейшая работа будет отложена на следующий день).

Педагог: пробует разместить кашпо с цветами в специальные ячейки. Дети, скажите мне, пожалуйста, чего не хватает в нашей композиции? Конечно цвета, не бывает же горы белого цвета с зелеными растениями, не растут растения в снегах. А красить мы с вами будем при помощи акриловых красок и кистей. Краску нужно наносить многослойно, так чтобы первый слой хорошо просох.

Примечание: тут работает фантазия воспитанников. Одни окрашивают свою композицию в виде горной породы, другие в виде искусственно созданной



"СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ" 

В игре участвуют четыре команды по шесть человек. Чтобы ответить на вопросы, ребята должны хорошо подготовиться, изучить литературу, которую мы указали. Каждая команда придумывает себе название, девиз. 
Игра состоит из шести геймов, последний гейм - это блиц-турнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов. 

ПЕРВЫЙ ГЕЙМ. "ЧЬИ ЭТО СТРОКИ?" 
ВЕДУЩИЙ: Каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача - назвать его имя. 

1. Кроет уж лист золотой 2. Что, дремучий лес, 
Влажную землю в лесу. Призадумался, 
Смело топчу я ногой Грустью темною 
Вещую леса красу. Затуманился? 

3. Солнце нижет лучами в отвес, 4. Лес, точно терем расписной, 
И дрожат испарений струи Лиловый, золотой, багряный, 
У окраины ярких небес; Веселой пестрою стеной 
Распахни мне объятия твои, Стоит над светлою поляной. 
Густолистый развесистый лес. 

После окончания гейма ведущий объявляет очки, набранные командами. Их можно просто огласить или написать мелом на переносных школьных досках. 

ВТОРОЙ ГЕЙМ. "ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ". 

ВЕДУЩИЙ: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви. 
Цветы, как люди, на добро щедры, 
И, щедро нежность людям отдавая, 
Они цветут, сердца отогревая, 

Как маленькие теплые костры. 


Цветы способны "задеть" самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка... Знаете ли вы названия цветов? 
Итак, задание командам. 

ПЕРВОЙ КОМАНДЕ: 
1. Латинское название этого цветка "галактус" происходит от греческих слов "гала" - молоко и "актус" - цветок, т. е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. 
(Подснежник.) 
2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. 
(Тюльпан.) 
3. У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам? 
(Болгария - розабир, Германия - фиалка, Югославия - мимоза, Япония - хризантема, Англия - незабудка. Россия - почитание всего растительного мира в Троицу, в ночь на Ивана Купалу - папоротник.) 

ВТОРОЙ КОМАНДЕ: 
1. По народному преданию этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его - "Сцилла", что в переводе означает - морской лук, наверное, потому что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком веселого настроения. В наших краях появляется одним из первых. Стебелек его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. 
(Пролеска.) 

2. Ее родина - Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная... 

(Сирень.) 
3. Где родилось искусство составления букетов? Какие страны славятся умением составлять букеты? 
(Япония, Франция.) 
4. Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии? 
(Хризантема.) 

ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЕ: 
1. Рассказывает легенда, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога Солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И Великий Громовержец укрыл ее в тенистой роще, превратив в цветок. Римские поэты воспевали красоту этого цветка. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности, ими усыпали ложе новобрачных. Им восхищался Шекспир и Шелли. Гете мечтал, чтобы его родной Веймар утопал в благоухании этого цветка и, выходя на прогулку, рассыпал его семена, где только возможно. 
(Фиалка.) 
2. По одной из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвали именем врача. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия. 
(Пион.) 
3. Что означает понятие "икебана"? 
(Живые цветы или цветы, которые "живут".) 
4. Какой цветок считают последней улыбкой осени? 
(Астру.) 

ЧЕТВЕРТОЙ КОМАНДЕ: 
1. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. 
(Ландыш.) 
2. Она присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну персов, назвали в честь ее Полистаком. По словам Анакреона, родилась она из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она - царица цветов? 
(Роза.) 

3. Что такое бутоньерка? 

(Миниатюрный букет цветов, которым украшают прическу, одежду, ставят на праздничный стол рядом с каждым прибором.) 
4. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться?
(Нарцисс.) 


ТРЕТИЙ ГЕЙМ. "ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ" 

ВЕДУЩИЙ: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? 
Итак, каждая команда получает свой ориентир. 

1 КОМАНДА: Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? 
(Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня.) 

2 КОМАНДА: Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.) 

3 КОМАНДА: Вам стал попадаться подорожник... 
(Значит, где-то рядом тропа.) 

4 КОМАНДА: Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? 
(Самая спелая ягода расположена на южной стороне.) 
ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ. "ЖИВЫЕ БАРОМЕТРЫ" 

ВЕДУЩИЙ: Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию природы угадать завтрашнее. 

1 КОМАНДЕ: 
Багряные зори... (к ветру) 
Утром туман стелется по воде... (к хорошей погоде) 
Дым столбом...(к морозу) 
Утром на траве роса...(дождя не будет) 
Длинные сосульки...(к затяжной весне) 
2 КОМАНДЕ : 
Вечером с реки поднимается пар...(завтра пойдет дождь) 
Бледный цвет луны...(признак плохой погоды) 
Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи...(в полдень быть грозе) 
Если ночью был иней...(снега не будет) 
Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет...(холодным) 
3 КОМАНДЕ: 
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье...(к дождю) 
Рыба выскакивает из воды...(к дождю) 
Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики...(будет ясно) 
Иней на деревьях...(к морозу) 

Грачи рано прилетели...(весна теплая будет) 

4 КОМАНДЕ: 
Клен "плачет"...(к близкому дождю) 
Днем, в самую жару, паук вышел на охоту - это значит... (почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды) 
Сильно пахну т цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости...(к дождю) 
Зимой туман...(будет оттепель) 
Снег скоро тает и вода ежит дружно, лето будет...(дождливым). 

ПЯТЫЙ ГЕЙМ "НАЙДИ ОТВЕТ В КНИГЕ" 

ВЕДУЩИЙ: Сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм полностью посвящен творчеству писателя И. Акимушкина. Задача капитанов - по вопросам определить название книги писателя и, естественно, дать короткие, точные ответы. 
Итак, начали. 

КАПИТАНУ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ: 
Какие живые существа имеют три сердца? Какого цвета у моллюсков кровь? Чем опасен осьминог? 
ОТВЕТ: Книга И. Акимушкина "Приматы моря". 
У осьминогов, кальмаров, каракатиц, которые относятся к классу головоногих, три сердца. Одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают ее через жабры. Сердце бьется 30-36 раз в минуту. 
Цвет крови у моллюсков - голубой. Темно-голубой, когда кровь насыщена кислородом, бледно-голубой в венах. Цвет крови зависит от металлов, которые входят в состав кровяных телец (эритроцитов) или веществ, растворенных в плазме.
Осьминоги по последним исследованиям вполне дружелюбны, они не высасывают из человека кровь, как считалось раньше. Но надо знать, что осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом. Правда, они редко и неохотно пускают в ход это оружие. 

КАПИТАНУ ВТОРОЙ КОМАНДЫ: 
Доживет ли до конца этого века медведь гризли? Кому нужен крокодил? Какие три вида диких пчел Вам известны? 
ОТВЕТ: Книга И. Акимушкина "Невидимые нити природы". 

Гризли, или серый медведь, - особый вид нашего бурого медведя. По легенде, это медведь непомерной силы и свирепости, он обитал на большой территории, включающей Запад США и Канады, Аляску, Северную Мексику. Колонисты уничтожали его всеми средствами. И гризли стал исчезать, был вытеснен человеком в горы. Но гризли - вегетарианец. Это самый крупный из всех медведей, кроме белого. Вес 0,5 т., длина 3 м. Сейчас охота на него запрещена. 

В своем отношении к крокодилам человечество прошло разные фазы - от религиозного преклонения до беспощадного избиения (в природе и цирках) и, наконец, остановилось на охране и разведении на фермах. Крокодилы нужны природе, они поедают много больных рыб. Нужны и людям: раньше из них изготавливали лекарства, из их кожи шили сумки и кошельки. 
Родина домашней пчелы - Южная Азия. Там и сейчас обитает три вида диких пчел: индийская пчела - похожая на домашнюю; гигантская пчела, которая строит единственный большой сот, доходящий в диаметре до одного метра; карликовая пчела, она чуть посолиднее комара, строит один-единственный сот величиной с десертное блюдечко. 

КАПИТАНУ ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЫ: 
Для чего нужны жуку правила высшей математики? Почему у совы все птенцы разного возраста? Могут ли живые существа питаться воздухом? 
ОТВЕТ: Книга И. Акимушкина "У крокодила есть друзья". 
Жучок небольшой, совсем крошка - березовый трубковерт. Он сворачивает в трубки березовые листья не просто как-нибудь, а по всем правилам математики, и делает это для того, чтобы его будущим детям было тепло и уютно. 
У полярной совы старшие птенцы вылупляются в июне, а младшие в июле. Большой смысл заключен в этом. Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих совят как бы по очереди вскармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших. 
Червя конвомоту кормят водоросли, которые живут у него под кожей. С помощью солнечных лучей водоросли превращают углекислый газ и воду в крахмал. Этим крахмалом червь и сыт, не нужны конвомоте ни желудок, ни кишечник. Они у него атрофировались. Зато должен теперь червь почаще бывать на солнышке. Он и бывает там, во время отлива принимает солнечные ванны. А когда начинается прилив, прячется в песок. Этот друг водорослей, можно сказать, питается лучами солнца и воздухом. 

КАПИТАНУ ЧЕТВЕРТОЙ КОМАНДЫ: 

Джунгли во мраке, и вдруг перед нами пролетели калонг, тагуан и кагуан. Кто они? Вечная ночь в царстве Плутона! И все же! Там есть обитатели. Один из них - Ольма - кто он? Кто такие лемминги, почему они нужны всем? 
ОТВЕТ: Книга И. Акимушкина "С вечера до утра". 
Калонг - это летучая собака. Тагуан - летучая белка. Кагуан - шерстокрыл. Все трое - летающие звери. Летающие собаки - калонги - родичи летающих мышей, но похожи на собак. Размах их крыльев - 1,5 м. С тагуаном - летучей белкой - встретиться можно реже и только при полной тишине. Ее длина - 1,2 м. Окрас - черный с серым, а голова, боковые поверхности шеи и ноги, летательная перепонка - цвета каштана. Размах крыльев 60 см. Кагуан тоже имеет летательную перепонку. Ростом с кошку, насекомоядный зверь, внешне похож на землеройку. 
Ольм - страшный дракон. Так его назвали жители словенской деревни, а на самом деле это животное пещеры - Протей, житель подземного царства. Есть у него жабры и легкие, дышит всей кожей, цвет которой желтовато-белый. Протей - альбинос, но если поживет некоторое время не в темноте, то его тело покроется бурыми и черными пятнами. Тельце его бледное, червеобразное, длиной 20-25 см, голова похожа на щучью. Протей - слепец. 
Лемминги. Их называют самыми нужными существами тундры. Они нужны здесь всем. Много леммингов - много песцов, горностаев, много оленей и полярных сов, потому что все они питаются леммингами. Лемминги - небольшие грызуны. Их роль - смертью своей обеспечивать жизнь других. 

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, здорово справляетесь с заданиями. А сейчас будет самый трудный блиц-гейм. Командам по очереди я буду задавать по 20 вопросов. Ваша задача - дать ответы на как можно большее их количество. Время для каждой команды - одна минута. Помощники, приготовьте секундомер, начали. 

1 КОМАНДА: Какое растение дает лучший мед? (Липа.) 
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.) 

Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотел.) 

Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.) 
Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина.) 
Где раки зимуют? (В норах по берегам рек и озер.) 
Какая самая крупная летающая птица? (Дрофа, кори, лебедь?) 
Какая самая мелкая птица? (Колибри.) 
Самое быстрое животное суши? (Гепард.) 
Кто больше всего ест? (Мотылек Полифемус. В первые 48 часов он поглощает пищу, которая в 86 000 раз превышает его вес.) 
Какая птица иногда кричит как "драная кошка"? (Иволга.) 
Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук серебрянка.) 
Назовите хищные растения. (Росянка пузырчатая.) 
Самые долголетающие птицы? (Черные крачки. Они могут находиться в воздухе в течение 3-4 лет после вылета из гнезда, пока не вернутся на землю для воспроизведения потомства.) 
Какое самое маленькое плотоядное животное суши? (Горностай.) 
Самое быстрое морское животное? (Дельфин, касатка.) 
Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (Мышь-малютка.)  
Каких птиц больше всего на земле? (Домашних кур, воробьев.) 
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.) 
Косой ли заяц? (Нет.) 

2 КОМАНДА: 
Какая змея самая большая? (Анаконда.) 
Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр.) 
Какая змея плюется? (Кобра.) 
Где у кузнечика ухо? (На ноге.) 
У кого самый большой язык? (У муравьеда.) 
Какого цвета хамелеон? (Разного.) 
Какая самая высокая трава? (Бамбук.) 
Какие ноги у жирафа длиннее - передние ил задние? (Передние.) 
Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло.) 
Чем блеет бекас? (Хвостом.) 
Сколько ног у паука? (Восемь.) 
Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик.)  
Какая птица носит название танца? (Чечетка.) 
Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.) 
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.) 
Что ест зимой жаба? (Ничего, спит.) 
Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка.) 

Какой зверь после еды зубы чистит? Полощет водой? (Тигр.)  

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин.)  
Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи.) 
3 КОМАНДА: Всегда ли рак движется назад? (Нет, к пище движется вперед.) 
Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины.) 
У кого шея имеет больше позвонков - у жирафа или свиньи? (Одинаково.) 
Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви-киви.) 
У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила.) 
Растет ли дерево зимой? (Нет.) 
Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет? (Душистый табак.) 
Умеют ли слоны плавать? (Да.) 
Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный.) 
Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной? (Белая куропатка.) 
Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.) 
У каких наших певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.) 
Что вниз головой растет? (Сосулька.) 
Весной или летом цветет сирень? (Весной.) 
Спит на земле, утром исчезает. (Роса.) 
Что за трава, которую знают слепые? (Крапива.) 
Что делает зимой еж? (Спит.) 
Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка.) 
Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит.) 
Когда температура воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.) 

4 КОМАНДА: Кто зимой голоден, а летом сыт? (Волк.) 
У кого скелет снаружи? (У насекомых, раков и других членистоногих.) 
Что птицам страшнее - голод или холод зимой? (Голод.) 
Вороне через три года что бывает? (Четыре года.) 
В пруду купался, а сух остался? (Гусь, утка.) 
Какой страшный зверь падок на малину? (Медведь.) 
Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет, другие - забиваются в щели.) 
У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев.) 
Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза.) 
Листья каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена.) 
Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Гадюка.) 

Птенцы какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки.)  

Сколько крыльев у жука? (Две пары крыльев.) 
Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала.) 
Какая самая маленькая птица в России? (Королек.) 
Какая птица сама себя называет? (Утка кряква.) 
Кит - рыба или зверь? (Зверь морской.) 
Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния.) 
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.) 
Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга.) 

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошла к концу наша игра. Взгляните на табло. На нем мои помощницы проставляли очки командам. 
Итак, победила команда №... 

Победителям вручаются призы.