birmaga.ru
добавить свой файл

1

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Место урока в целостной системе темы:

“Генетическая связь между классами неорганических соединений”– 8 урок в теме “Основные классы неорганических соединений”.

Тип урока:


  • по дидактической цели: урок актуализации знаний;

  • по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

ЦЕЛИ УРОКА:

  • опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла;

  • закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

  • развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

ДЕВИЗ УРОКА: “Зажечь, увлечь и повести”.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая:


  • восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

  • сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивающая;

  • развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

  • развивать экологическое мышление.

Воспитательная:

  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

  • воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Технология обучения:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные

Методы, используемые на уроке:

  • средства наглядности:
    – компьютерная презентация;
    – образцы металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей;
    – схемы-таблицы,

  • практические:
    – составление схем превращений и их выполнение.

  • дедуктивные:
    – от известного к неизвестному;
    – от простого к сложному.

Виды контроля:

  • текущий опрос,

  • работа по карточкам.

Домашнее задание:

  • по учебнику § 33 стр. 110;

  • по рабочей тетради упр.177 а), б) стр. 62.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • презентация “Генетическая связь между классами неорганических соединений”;

  • образцы реактивов и минералов;

  • схемы (таблицы) для индивидуальной работы учащихся;

  • спиртовка, магний, ложечка для сжигания веществ, оксид магния, растворы гидроксида натрия, хлорида магния, вод;

  • магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов.

Интернет ресурсы:

  • http;//experiment.edu.ru/catalog.asp Российский образовательный портал

  • http;//www.alhimikov.net/video/neorganika./menu.htmi Aihimikov.net;

  • http;//chemiste.da.ru/Links/video.htm;

План урока

 

План урока

Задачи

I

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II

Актуализация опорных знаний

“Мозговой штурм”


(обзор изученного материала)


Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.

III

Изучение нового материала

  • генетическая связь;

  • генетический ряд металлов и его разновидности;

  • генетически ряд неметаллов и его разновидности.

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод.

Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию.

Развивать экологическое мышление.

Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

IV

Закрепление полученных знаний

Повторение, воспроизведение усвоенного материала.

V

Подведение итогов урока

Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

VI

Домашнее задание

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.


На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.

Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”

Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний”

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя


MgO

CO2

SO3

Na2SO4

HCI

H2SO4

LiOH

NaOH

KOH

H2S

KCI

MgSO4

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”)

На доске висят таблички-подсказки:

Ме НМе

МехОy НМехОy

МеХRy

Меn(ОН)n

НхRy

Учащиеся дают определение выбранному классу по карточке и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

Дают название выбранному веществу.

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски)

  • простые вещества: медь, уголь, магний;

  • оксиды: оксид кремния, оксид магния, оксид углерода (IV);

  • кислоты: соляная, фосфорная, угольная;

  • основания: гидроксид бария, гидроксид железа (III);

  • соли: карбонат магния, карбонат кальция, сульфат натрия.

III. Изучение нового материала.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны.

Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов

Схема генетических рядов:


Ме

НМе

МехОy

НМеxОy

Меn(ОН)n

H xRy

MexRy

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

? Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).

? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.

Тема урока:
“Генетическая связь между классами
неорганических соединений”

(запись на доске и в тетрадях, рабочая тетрадь стр.62)

?. Что означает понятие “генетическая связь”?

  1. Превращение веществ одного класса соединений в вещества
    других классов;

  2. Химические свойства веществ;
  3. Возможность получения сложных веществ из простых;


  4. Взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов
    неорганических соединений.

Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.

Ключевой момент урока – создание проблемной ситуации. Для этого использую проблемно-поисковую беседу, которая побуждает учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызывает столкновение идей, мнений, суждений.

Главная задача – указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания.

Задание 3.

В баночке с кислородом сожгли уголек, после чего в полученное вещество добавили немного воды. Превращения, которые произошли с веществами, можно выразить схемой:

  1. C –> CO2 –> H2CO3

  2. H2CO3 –> CO2 –>H2CO3

  3. CO –> CO2 –> H2CO3

Выберите правильный ответ и составьте данную схему из выданных вам веществ.

Учащиеся составляют генетический ряд углерода– неметалла

C –> CO2 –> H2CO3 –> CaCO3

Задание 4.

Из выданных вам веществ составьте генетический ряд металла– магния по усложнению состава, начиная с простого вещества.

Mg –> MgO –> Mg(OH)2 –> MgCO3

В результате получаем две цепочки:

C > CO2 > H2CO3 > CaCO3

Mg > MgO > Mg(OH)2 > MgCO3

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы магний и углерод, которые переходят из одного вещества в другое.

Запишем в тетради те генетические ряды которые мы составили


C –> CO2 –> H2CO3 –> CaCO3

Mg –> MgO –> Mg(OH)2 –> MgCO3

Напишем уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения, основываясь на химических свойствах и способах получения данных классов.

Химия – наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически.

Предварительно напоминаю о правилах безопасности при работе в химическом кабинете.

Учащийся на кафедре проводит химическую реакцию – горение магния, второй учащийся записывает уравнение химической реакции на доске.

1) 2Mg + O2 = 2 MgO (реакция соединения)

Оксид магния

2) MgO + H2O = ?

3) MgCO3 + 2 HCI = MgCI2 + H2CO3 (реакция обмена) (Учащийся выполняет практически)

4) Мg CI2 + 2 NaOH = Mg(OH)2 + 2 NaCI (реакция обмена) (Учащийся выполняет практически)

Проблемную ситуацию, созданную на уроке, завершает постановка учебной проблемы: “Как составить генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание, и осуществить эту цепочку превращений экспериментальным путем?”

Mg –> MgO –> MgCI2 –> Mg(OН)2

Общий вывод:

Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:


  1. Вещества разных классов;

  2. Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;

  3. Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

Знание генетической связи между различными классами неорганических веществ позволяет подбирать удобные и экономичные методы синтеза веществ из доступных реагентов.

IV. Закрепление полученных знаний.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание.

Задание 5. “Попади в цель”



Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция.

Составьте уравнения реакций этих превращений.

V. Подведение итогов урока.


  1. Оценивается деятельность учащихся на уроке;

  2. Выставляются отметки.

VI. Домашнее задание.


  • Учебник § 33 стр.110;

  • Рабочая тетрадь упр.177 а), б) стр.62.