birmaga.ru
добавить свой файл

1
Презентация перспективно-тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Птицы: оседлые, перелетные и зимующие».


Коренева Алла Григорьевна

Воспитатель

Первая квалификационная категория

МБДОУ ДС №43 г. Озёрск,

Челябинская область
Практическая работа, анализ планов с учетом ФГТ показала, что основными этапами работы над составлением перспективно-тематических планов являются следующие. Их вы видите на экране.
Ребенок является потребителем образовательных услуг. Исходя из потребностей детей группы, их желаний, возможностей мы строим план по работе над темой. В этом нам помогает анализ знаний детей (их объем, глубина, соответствие возрастным особенностям). Так же в процессе диагностики выявляются вопросы, на которые дети группы хотели бы получить ответы, их познавательные интересы.
Поэтому первый этап работы над планом -


  • Анализ знаний и интересов детей по заданной теме.

Следующий этап работы -

  • Подбор, изучение и анализ методической литературы по заданной теме.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Поэтому третий этап работы это -

  • Постановка целей и задач в соответствии с перспективой ожидаемого результата.

Исходя из целей и задач, поставленных педагогами, далее осуществляется -

  • Выбор форм работы с детьми.

  • Подбор практического материала.

В процессе работы по реализации планирования с учетом ФГТ были накоплены теоретические и практические материалы по различным темам работы с детьми.

Возникла необходимость систематизировать наработки в перспективно-тематические планы. Решили составлять план исходя из реализации образовательных областей и их интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы.

Представляю Вам перспективно-тематический план по теме «Птицы: оседлые, перелетные и зимующие» для детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом планирования мы определили следующие задачи:


  • обобщить представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов), о зимующих и оседлых птицах.

  • Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

  • Развивать творческие способности, речь, мышление. Учить строить высказывания типа рассуждений. Развивать умение строить причинно-следственные связи. Учить понимать образный смысл загадок.


Также мы определили результаты, которые хотели бы получить в итоге работы. Дети должны: Знать и называть птиц, улетающих от нас осенью и возвращающихся весной

Знать и уметь называть причинно-следственные связи:

  • почему птицы осенью нас покидают,

  • что страшнее для птиц зимой - холод или голод,

  • чем питаются перелетные птицы,

  • почему весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края,

  • какие весенние перемены в природе позволяют птицам вернуться в родные края,

  • какие перелетные птицы прилетают к нам осенью и зимуют с нами, а летом мы их не видим

  • почему оседлые птицы остаются у нас на зиму? Чем они питаются?

Знать: как изменяется поведение оседлых птиц весной, чем занимаются птицы после перелета?

Проявлять интерес к живой природе, испытывать желание беречь и охранять, проявлять заботу об окружающем мире, птицах.

Для организации предметно развивающей среды подобрали следующие материалы. Сюда вошли: демонстрационные картины, фотоиллюстрации с изображением оседлых и перелетных птиц, их жизни; подборка произведений художественной литературы, игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская и др.) из разных видов материалов (щепа, солома, папье-маше и др.).Сюда же вошли: познавательно-справочная литература, подборка дидактических игр, изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования; модели для составления рассказов, группировки природных объектов; алгоритмы трудовых действий.

Продумали формы итоговых мероприятия с детьми по данной теме. По своей форме итоговые мероприятия могут быть разнообразными, включать в себя различные виды детской деятельности, могут различаться по составу участников. Мы определили такие варианты итоговых мероприятий:

- Коллективная аппликация, выражающая акцию миролюбия и охраны всего живого на земле: «Пусть летят наши птицы мира».

- Вечер стихов и загадок «Наши пернатые друзья»

Формы работы с семьей также могут быть разными. Они выбираются исходя из поставленных целей и задач, познавательных интересов детей, а так же зависят от уровня педагогической компетентности родителей воспитанников.

Мы выбрали следующие формы работы с семьей:

- Привлечение к наблюдениям за птицами, изготовлению кормушек, кормлению птиц.

- Обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря;

- Предложить подборку популярной литературы, журнальных статей, публикаций в журналах. Прочитать эти статьи вместе с детьми, побеседовать об их содержании.

- Совместно с детьми подготовить короткое сообщение о какой-либо перелетной птице.

Предусмотрели работу с детьми во всех образовательных областях. Для примера приведу планирование работы в разделе «Познание. ФЦКМ. Развитие кругозора» нами подобраны варианты занятий по данной теме.


Темы занятий:

- Перелетные птицы.

- Улетают журавли

- Зимующие птицы

- Сорок сороков: птицы прилетели - весну принесли

- Беседа – рассуждение: «Какую пользу приносят птицы?»

К каждому занятию определены цели, подобраны материалы.
Наиболее эффективно образовательные задачи психолого-педагогической работы решаются в случае интегративного подхода в организации образовательного процесса. Только в том случае, когда методично и целенаправленно используется в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным. Поэтому в планировании нами предусмотрена интеграция образовательных областей.

. В реализацию образовательной области «Коммуникация. Развитие речи» включены такие занятия:

- «Долгое путешествие»,

- Составление творческого рассказа «Встречаем птиц»,

- Народные приметы «Птицы прилетели - весну позвали».

Определены задачи по развитию связной речи, обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, воспитание звуковой стороны речи.

Для работы были подобраны литературные произведения разных жанров: сказки народные и авторские, рассказы писателей-биологов, стихотворения. Для реализации данной области мы определили области интеграции: Музыка, Здоровье, Познание, Социализация.

Подобрали репертуар:

- музыкальные произведения для слушания:

- музыкальные произведения для пения

- музыкально-дидактические игры

- произведения для подыгрывания и игры на музыкальных инструментах

- музыкальные движения под разные мелодии

- аудиозаписи для слушания звуков весенней природы

Варианты развлечений:

« Птицы прилетели», развлечение « Встречаем птиц» (пение песен о весне, игры, танцы, хороводы).

Предусматривается, что данная работа будет проводиться в различных режимных моментах.

Таким образом, нами разработано перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по теме «Птицы: оседлые, перелетные и зимующие» ко всем образовательным областям

Планирование работы с детьми в режимных моментах часто вызывает затруднение у воспитателей, особенно при тематическом планировании.

Нами подобраны материалы для организации деятельности педагогов и детей в различные отрезки времени в течение дня.

Определены виды деятельности детей, цели и задачи, материалы и пособия, интеграция образовательных областей.

Подобраны варианты вопросов к беседам с детьми, которые можно проводить как в утренний отрезок времени, так и в вечерний, а так же на прогулках. Для этого продумали варианты вопросов к детям:
- Каких перелетных птиц, улетающих от нас осенью и возвращающихся весной, ты знаешь?

- Как ты думаешь, почему птицы осенью нас покидают? По-твоему, что страшнее для птиц зимой - холод или голод?

- Чем питаются перелетные птицы?

- Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края? Как ты думаешь, какие весенние перемены в природе позволяют птицам вернуться в родные края?

- Есть перелетные птицы, которые прилетают к нам осенью и зимуют с нами. Ты знаешь таких птиц, которых мы часто видим зимой, но не встречаем летом?

- А почему оседлые птицы остаются у нас на зиму? Чем они питаются?

- Как изменяется поведение оседлых птиц весной?

- Чем занимаются птицы после перелета?

Для формирования целостной картины мира у детей, нами подобраны дидактические игры и упражнения: «Да - нет» или «Какая птица?» с использованием наглядного материала, «Кто как поет?», «Угадай по описанию» и другие.

Определены цели и содержание игр.

Название

Цели, содержание

Интеграция образовательных областей

«Какая птица»

один ребенок из подгруппы выбирает одну из птиц, изображения которых разложены на столе. Дети задают ему вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет»:


Познание

Коммуникация


«Кто как поет»

Учить детей произносить звукоподражательные слова, изображая разных птиц

«Угадай по описанию»

Учить детей составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее

«Птицы»

Уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах

«Кто где живет»

Уточнить знания детей о месте проживания птиц (гнездо, скворечник), активизировать в речи детей слова, обозначающие названия птиц, их жилищ; стимулировать развитие связной речи (умение строить простое полное предложение).


«Расскажем сказку вместе

развития коллективного творчества детей; развития речи; умения придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании





Подобраны варианты наблюдений (их можно использовать как на утренней, так и на вечерней прогулке).

Они осуществляются в процессе интеграции образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.


  • Наблюдать за птицами в солнечные и пасмурные дни. Отметить особенности их внешнего вида, изменение в повадках. Устанавливать зависимость поведения птиц от состояния погоды. Послушать весенние голоса птиц, где и как поют синицы: «Синица поет, будто капельки в воду роняет. День! День! День!»
  • Заметить, где чаще собираются птицы (на солнечных местах, солнечных пригорках), когда они купаются в лужах.


  • Понаблюдать за голубями.

  • Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

  • Беседы о бережном отношении к птицам;

Рассуждения: «Можно ли разорять птичьи гнёзда?»;

В вечернее время педагогами так же осуществляются разные виды образовательной деятельности, которые проходят через такие образовательные области, как: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация, Труд.
Определены и подобраны формы работы с детьми, предложены разнообразные виды деятельности.

  • наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной;

  • работа с дидактическими картинками, отражающими стадии роста живого организма (выстраивание последовательности, пояснение изменений, происходящих на каждой стадии);

  • обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы птиц искали», «Весенняя природа» и др.);

  • составление коротких рассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);

  • составление загадок с использованием модели, отражающей признаки разных птиц;

  • проблемные обсуждения реальных событий из детской жизни (по впечатлениям экскурсий в природу: «Как мы следы весны искали», «Весенняя природа», «Птицы весной» и др.);

  • сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, о птицах, изготовление самодельных книг);

  • коллективная аппликация, выражающая акцию миролюбия и охраны всего живого на земле: «Пусть летят наши птицы мира»;

  • игры-фантазирования природоведческого содержания;

  • составление загадок с использованием модели;
  • прослушивание аудиозаписей («Звуки весеннего леса»), просмотр видеофильмов о весенней природе, о птицах;


  • рассматривание детских журналов с творческими заданиями;

игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже
В приложении к перспективному плану размещены:

  • Речевые игры

  • Рассказы о птицах

  • Стихи и загадки о птицах.

Также в конце плана дана используемая методическая литература.
В процессе работы над календарно-тематическим планом педагоги группы решают, какие мероприятия необходимо провести со всеми детьми группы, какие с подгруппой, а какие индивидуально. Возможен перенос мероприятий и форм работы из непосредственной образовательной деятельности с детьми в организацию режимных моментов. Это зависит от специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.
Литература:

1. Шорыгина Татьяна Сергеевна /Птицы. Какие они?/

2. Ладутъко, Л. К. /Детям о птицах// Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. Минск, 2007.)

3. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. /Картотека дидактических игр и упражнений

по развитию речи дошкольника/ Человек и природа – Мозырь: Содействие, 2010.

4. Прошкина И.В., Малашенкова Е.А. /Прогулки в детском саду:

организация и планирование/ - Мозырь: Содействие, 2010.

5. Скоролупова О.А. /Тематическое планирование

воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. – М: Скрипторий, 2007.

6. Скоролупова О.А. /Весна. Насекомые. Перелетные птицы.

/ - М: Скрипторий.