birmaga.ru
добавить свой файл

1
Презентация опыта Коноваловой А.Г.,


учителя начальных классов Болгарской СОШ№1

Мой педагогический стаж 29 лет. Для меня урок в начальной школе – это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это «добыча» знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.

Как научить ребенка учиться? В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий. Такой педагогической технологией считаю систему развивающего обучения «Перспективная начальная школа», поэтому тема моего инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение на основе учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Цель моей работы - создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

По данному учебно-методическому комплекту я начала работать с 2006 года. УМК «Перспективная начальная школа» использую в рамках технологии проблемного обучения с применением активных методов и форм преподавания предмета. Мои дети стали активнее мыслить, яснее выражать свои идеи, точнее обосновывать свои ответы, вести исследовательскую работу. В итоге, среди обучающихся нет неуспевающих, качество и уровень успеваемости постоянно повышаются.

Ученики, которые обучались по данному УМК, продолжают в дальнейшем обучение в классах с углубленным изучением русского языка.

Мои учащиеся принимают участие в предметных олимпиадах школьного и районного уровня. В 2008/09 году в районной олимпиаде:

Никитина Алиса заняла 1 место, Королева Александра – 2 место по русскому языку.

В Международном математическом конкурсе -игра «Кенгуру» - Авдеев В. – 1 место, Ахметзянова М. – 2 место, Королева А. -2 место.


Участие в таких конкурсах – существенный показатель интеллектуального развития детей.

Я считаю, что умение моделировать, конструировать, представлять, сравнивать помогает успешному обучению многим дисциплинам, в том числе и математики. Поэтому целенаправленную и систематическую работу по развитию уровня пространственного мышления веду 5 лет по составленной мною и утвержденной программе факультативных занятий «Мир геометрии» для 2 – 4 классов). Данная программа получила диплом II степени на VI Республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических материалов в 2005 году. Она распространена в школах района и размещена на сайте школы bsh1.ru

Во 2 классе занятия проводятся по теме «Элементы геометрии», в 3 классе - «Мир геометрических фигур», в 4 классе - «Пространственные тела и пространственное конструирование». Усвоение данной программы дает учащимся возможность успешно продолжать обучение в классах с углубленным изучением математики. Эти классы более чем на 70% комплектуются учащимися, обучающимися по программе «Мир геометрии». А качество знаний обучающихся в классах с углубленным изучением математики более 80 %.

Целенаправленную работу по обучению учащихся решать сюжетные арифметические задачи провожу моделированием с помощью схемы, составленной на основе диаграммы Эйлера – Венна (круговая схема). Данную схему я использую не только для поиска решения задач, но и для составления задачи обратного характера.

Учимся решать задачи с помощью диаграммы сравнения. С помощью этой диаграммы ученики составляют задачи, находят ответ; решают задачи на разностное и кратное сравнение. Именно такой методический прием является

очень эффективным при обучении решению задач.

Когда я планирую уроки русского языка, учитываю то, что практически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, это ребёнок со своим набором логопедических проблем. Программа обучения в начальных классах насыщена, её усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Автоматизацию звуков у школьника провожу именно на уроке русского языка по разработанной специальной системе упражнений, цель


которых – усиленное формирование фонематического слуха.

Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.

С позицией развивающего обучения предлагаю интересное творческое задание – исследование для всей семьи « История одного слова» (« Мама, папа и я – выполняет вся семья!). Для успешного выполнения задания – исследования предлагаю использовать примерный план, своеобразные «шаги». Это поможет расположить все собранные материалы в определённую систему. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего-то не найдёшь, не встретишь. Главное – стараться, стремиться к поиску нужного материала.

Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы. Если к своей работе ты отнесёшься добросовестно и серьёзно, может получиться настоящая семейная (или напечатанная с помощью компьютера) книга!

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей чтению. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

В УМК «Перспективная начальная школа» заложены большие возможности обучению чтению.


Ведущие стороны в овладении детьми навыков чтения в данном комплекте – понимание и осознанность. Изучив уроки по данной программе, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой, которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой

« Читай, представляй, осознай!»

Я считаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через схему: образы чувства мысли


Такой подход к литературе дает широкие возможности для развития разностороннего творчества ученика.

С целью распространения данного педагогического опыта выступаю на районных семинарах учителей начальных классах, руководителей школ; провожу мастер классы, выступаю перед слушателями курсов института развития образования РТ.

Программа «Перспективная начальная школа» готова к реализации нового ФГОС. Основную идею УМК – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности я доказываю в своей статье, которая была опубликована в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Образовательные стандарты нового поколения: модели внедрения»

За внедрение и распространение инновационной деятельности в рамках обучения по УМК «Перспективная начальная школа» в этом году я стала призером республиканского конкурса «Портфолио учителя. Перспективная начальная школа» в номинации «Система работы по подготовке учителя начальных классов». Стала учителем-тьютором по пропаганде современных технологий УМК. За совместную работу в этом направлении отмечена благодарственным письмом Московского издательства «Академкнига/Учебник».

Но самые большие достижения для меня – это позитивная динамика качества знаний моих учащихся.


В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия

– быть классным руководителем. Я являюсь классным руководителем

25 лет.

За это время было 7 выпусков, воспитала более 200 детей.

Воспитание – это процесс сложный. Нельзя поставить «5» по воспитанию и ЕГЭ по воспитанию не придумали. Но я, изучая новейшие воспитательные технологии, внедряю собственную систему воспитания. Так мною была разработана воспитательная система «Зажги свою звезду!», которая легла в основу создания детского коллектива. Каждый ученик может проявить себя, найти дело по душе и «зажечь свое сердце».


Кратко расскажу о направлениях работы. В основе любой воспитательной работы всегда лежит нравственное воспитание. Я воспитываю в детях доброту, толерантность, честность, трудолюбие. А себе и детям говорю так: жди, когда фрукт поспеет, не ругай за неспешность, помогай ему расти и развиваться.

Одно из проявлений нравственности является патриотизм. Планируя работу в этом направления всегда помню, что патриотизм – это не слова, а поступки.

Для создания условий интеллектуального самовыражения личности младших школьников я взяла познавательное направление.

И в данном направлении есть положительные результаты. Мои ученики – победители районных олимпиад, конкурсов, проектов.
Наиболее важным направлением считаю организацию создания здорового образа жизни. Главная цель всей моей работы по данному направлению– воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Для реализации этих целей я составила оздоровительную программу « Если хочешь быть здоров» 1-4 классы, которая предусматривает воспитательные, обучающие и оздоровительные задачи.

По этой программе работаю несколько лет. В 2007/08 году мой класс стал победителем школьного конкурса «Самый здоровый класс».

Недавно я познакомилась с опросом педагогов о состоянии их здоровья: только 8% опрошенных отнесли себя к категории здоровых; 20% указали на наличие хронических заболеваний. Периодически, 3-4 раза в год, болеют до 32% преподавателей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Приведенные данные показывают, что прежде чем заботиться о сохранении и укреплении здоровья школьников, педагоги должны заняться собственным здоровьем.

Поэтому я своим примером воспитываю детей. Участвовала сама в «Кроссе наций -2007», в «Кроссе Татарстана -2009» на дистанции 1,5 км. Принимала участие в районных массовых лыжных соревнованиях «Лыжня Татарстана -2009, в лыжной эстафете, занимала призовые места.


В воспитании нет мелочей, но я думаю, что самое главное в работе классного руководителя видеть блеск в глазах своих воспитанников. Ради этого стоит творить. Радуюсь достижениям своих детей, но и сама участвую в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах. Приняла участие в конкурсах, вот мои результаты:

2009 год:

Победитель районного профессионального конкурса «Учитель года – 2009» в номинации «Учитель начальных классов».

Победитель районного этапа республиканского конкурса «Женщина Года» в номинации «Женщина – классный руководитель».
Победитель зонального конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина – классный руководитель», 2009 г;

Лауреат зонального этапа республиканского конкурса «Классный руководитель года».

2010 год:

Диплом Министерства образования и науки РТ призера за 3 место республиканского конкурса «Портфолио учителя. Перспективная начальная школа» в номинации «Система работы по подготовке учителя начальных классов».

Благодарственное письмо за участие в конкурсе «Портфолио учителя. Перспективная начальная школа» (номинация «Система работы по подготовке учителя начальных классов», 3 место учитель - тьютор) и пропаганду современных технологий УМК «Перспективная начальная школа», Москва, Научно-методический отдел издательства «Академкнига/Учебник».
Я счастлива, что я – учитель!

Будут уроки завтра, послезавтра, будут всю жизнь, и будут они самые разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают своё мнение».