birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 6 7



практические рекомендации

по подготовке и реализации проектов и программ международной технической помощи в Республике Беларусь

Минск, 2009

Содержание

Введение


  1. Одобрение и регистрация проектов (программ) международной технической помощи

    1. Одобрение Советом Министров Республики Беларусь проектов (программ) международной технической помощи

      1. Разработка проекта (программы) международной технической помощи

      2. Получение заключения о соответствии проекта (программы) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь

      3. Подготовка проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь по одобрению проекта (программы) международной технической помощи

      4. Регистрация одобренного постановлением Совета Министров Республики Беларусь проекта (программы) международной технической помощи в Министерстве экономики

    2. Одобрение Национальной программы международного технического сотрудничества

  2. Регистрация информации об организации и (или) проведении семинаров, конференций, иных общественных обсуждений в рамках международной технической помощи

  3. Рассмотрение и одобрение перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи

  4. Особенности налогообложения средств, полученных в рамках международной технической помощи

  5. Мониторинг, отчетность и контроль эффективности и целевого использования международной технической помощи

    1. Мониторинг и оценка эффективности реализации проекта (программы) международной технической помощи

Ежегодная оценка хода реализации проектов (программ) международной технической помощи


Комплексная экспертиза хода реализации проектов (программ) международной технической помощи


    1. Контроль за целевым использованием международной технической помощи

  1. Софинансирование проектов (программ) международной технической помощи


Приложения


Введение

Указ Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» и последовавшее за ним постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. № 1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460» ввели в белорусской нормативно-правовой базе единое понятие:

«международная техническая помощь – один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений;».

Данными нормативными правовыми актами установлено, что международной технической помощью в Республике Беларусь признается только оказываемая донорами помощь, которая одобрена Правительством Республики Беларусь.

Постановление № 1522 предусматривает два способа, посредством которых иностранная помощь получает статус международной технической помощи:

1. одобрение Советом Министров Республики Беларусь проектов и программ в индивидуальном порядке.

2. включение проекта (программы) международной технической помощи в Национальную программу международного технического сотрудничества (далее - Национальная программа) в качестве проектного предложения;


Третий способ определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2005 г. № 1027 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 августа 2005 г. № 382»:

3. в отношении помощи, направляемой на организацию и (или) проведение семинаров, конференций, иных общественных обсуждений на территории Республики Беларусь – рассмотрение Комиссией по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь и последующая регистрация информации о проведении такого мероприятия в Министерстве экономики.

Статус международной технической помощи в соответствии с Указом № 460 позволяет юридическим лицам и гражданам Республики Беларусь исключить из объектов налогообложения товары, денежные средства (в том числе в иностранной валюте), работы и услуги.

Рекомендации подготовлены с учетом опыта накопленного исполнителями проектов (программ) международной технической помощи по их регистрации и реализации.

Указанная брошюра, а также полная информация о международной технической помощи Республике Беларусь содержится на Интернет-сайте по адресу http://www.itc.economy.gov.by/. Содержание сайта состоит из нормативной правовой базы в сфере международной технической помощи, содержит электронные варианты основных форм для заполнения и образцы, информацию об объемах и распределении средств технической помощи Республике Беларусь по секторам, донорам и исполнительным агентствам. Кроме того, она содержит действующие проекты и проектные предложения организаций Республики Беларусь, заинтересованных в реализации проектов и программ международной технической помощи. Информационная система представлена на русском и английском языках.

1. Одобрение и регистрация проектов (программ) международной технической помощи

Одобрение Национальной программы международного технического сотрудничества или проектов (программ) международной технической помощи осуществляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь на основании предложений Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь.


П.1.1. Постановления № 1522
1.1. Одобрение Советом Министров Республики Беларусь проектов (программ) международной технической помощи

В целях упорядочения процедур одобрения проектов (программ) международной технической помощи Советом Министров Республики Беларусь для получателя технической помощи целесообразно разделение данного процесса на следующие этапы:

1) разработка проекта (программы) международной технической помощи;

2) получение заключения о соответствии проекта (программы) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь;

3) подготовка проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь по одобрению проекта (программы) международной технической помощи;

4) регистрация одобренного постановлением Совета Министров Республики Беларусь проекта (программы) международной технической помощи в Министерстве экономики.

Указанные этапы в рамках действующего законодательства являются последовательными и не могут быть совмещены во времени.

1.1.1. Разработка проекта (программы) международной технической помощи

Указом Президента Республики Беларусь № 460 установлено понятие:

«проект (программа) международной технической помощи – документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг

Утвержденный постановлением Правительства № 1522 Порядок подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), определяет необходимость участия в подготовке таких документов, как доноров, так и получателей международной технической помощи. Как следует из указанного постановления № 1522 (п.10): «Доноры международной технической помощи совместно с получателями международной технической помощи могут инициировать реализацию конкретных проектов (программ) международной технической помощи в Республике Беларусь». Таким образом, реализация проектов (программ) международной технической помощи в Республике Беларусь возможна только по совместной инициативе донора и получателя помощи.


На практике данное положение означает, что до представления проекта (программы) международной технической помощи для получения заключения о соответствии национальным интересам Республики Беларусь и подготовки проекта постановления по его одобрению, проектная документация должна быть согласована между донором и получателем помощи, иметь четкий план реализации.

На этапе разработки проекта (программы) получателю целесообразно установить следующие существенные условия их реализации:

цели и задачи, а также мероприятия по достижению целей и выполнению задач проекта (программы);

сроки реализации проекта (программы);

объем и источники финансирования проекта (программы), а также план использования финансовых и нефинансовых средств, предназначаемых для их реализации;

список других получателей международной технической помощи в рамках проекта (программы), а в случае невозможности его определения, основные требования к таким получателям, включая форму собственности и организационно-правовую форму для юридических лиц, сферу их деятельности;

процедуры закупки товаров, работ и услуг, а также найма персонала для осуществления проекта (программы);

финансовые условия, требования и возможности предоставления помещений, зданий для реализации проекта (программы) и его мероприятий;

процедуры использования, передачи в пользование, либо собственность, приобретаемых за счет средств, либо создаваемых в ходе реализации проекта (программы) товарно-материальных ценностей, интеллектуальной и иной собственности;

процедуры отчетности, оценки и мониторинга хода реализации проекта (программы);

ответственность сторон по исполнению проекта (программы);

иные существенные условия по реализации проекта (программы).

Достигнутые договоренности о финансировании и реализации проекта (программы) оформляются документом проекта (программы), либо закрепляются обменными письмами. При этом, поскольку одобрение проекта (программы) Правительством может не состояться в силу их не соответствия национальным, либо по другим причинам, целесообразно предусмотреть включение положений в проектную документацию о вступлении ее в силу только после прохождения установленных внутригосударственных процедур по одобрению и регистрации проекта (программы).


Завершается этап разработки проекта (программы) международной технической помощи подготовкой получателем проектного предложения и характеристики проектов (программ) международной технической помощи, которые оформляются получателями международной технической помощи по форме, установленной Министерством экономики постановлением от 11 мая 2005 г. № 86 «О подготовке получателями международной технической помощи проектных предложений и характеристик проектов (программ) указанной помощи» 1.
1.1.2. Получение заключения о соответствии проекта (программы) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь
Необходимость получения заключения о соответствии проекта (программы) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь определена Порядком подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), утвержденного Постановлением № 1522 (п.12): «После подтверждения донорами международной технической помощи намерений о выделении средств на финансирование проектов (программ) международной технической помощи получатель такой помощи обязан иметь заключение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, определенных в качестве головных по сотрудничеству Республики Беларусь с международными организациями, либо заключение Министерства иностранных дел по проектам, инициируемым иностранными государствами или их административно-территориальными единицами, о соответствии проектов (программ) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь.».

В отношении закрепления головных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, по сотрудничеству с международными организациями действует постановление Совета Министров Республики Беларусь 30 октября 2002 г. № 1504 «О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями».


Для получения указанного заключения получатель проекта (программы) направляет в адрес соответствующего государственного органа письмо с приложением оригинала (либо заверенной копии) проекта (программы) и характеристики проектов (программ) международной технической помощи.

При условии положительного заключения о соответствии национальным интересам проекта (программы) его получатель переходит к следующему этапу одобрения.
1.1.3. Подготовка проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь по одобрению проекта (программы) международной технической помощи

Согласно п.13 Порядка подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), утвержденного Постановлением № 1522:

«В случае положительного заключения получатели международной технической помощи, являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, в установленном порядке обеспечивают подготовку и представление в Комиссию проекта (программы) международной технической помощи, а также проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о его одобрении.

Получатели международной технической помощи, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, в случае, если они являются государственными юридическими лицами Республики Беларусь, представляют предложения в вышестоящий республиканский орган государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а негосударственные юридические лица и граждане Республики Беларусь - в облисполкомы и Минский горисполком по месту их государственной регистрации. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают подготовку проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь по данному вопросу ив установленном порядке представляют его вместе с проектом (программой) международной технической помощи в Комиссию для рассмотрения».


Из вышеназванного Порядка, утвержденного постановлением № 1522, а также Регламента Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Правительства от 14 февраля 2009 г. № 193 следует, что субъекты нормотворческой инициативы в установленном порядке обеспечивают подготовку и представление в Комиссию следующих документов2:

1) проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об одобрении проекта (программы) международной технической помощи;

2) обоснование необходимости принятия постановления;

3) финансово-экономического обоснование принятия постановления3;

4) справка о согласовании проекта;

5) список лиц, разработавших проект;

6) заключения республиканского органа государственного управления о соответствии проекта (программы) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь;

7) заполненная форма проектного предложения и характеристики проекта (программы) международной технической помощи по форме, утвержденной Министерством экономики;

8) оригинал или заверенная руководителем юридического лица копия проекта (программы) международной технической помощи, а также перевод оригинала на белорусский или русский язык.

Таким образом, с учетом Регламентом Совета Министров Республики Беларусь и постановления №1522 установлен особый порядок подготовки и внесения на рассмотрение Правительства проектов постановлений по одобрению проектов и программ международной технической помощи. Его отличия состоят в следующем:

проекты постановлений до представления на одобрение правительства представляются на рассмотрение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь, которая по результатам рассмотрения рекомендует Совету Министров Республики Беларусь одобрить проект (программу) международной технической помощи;


проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, связанным с одобрением проектов (программ) международной технической помощи, согласовываются с Министерством экономики, Министерством иностранных дел, Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов, Комитетом государственной безопасности, а по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, – с Государственным таможенным комитетом.

Помимо вышеназванных органов государственного управления, если вносимые в Совет Министров Республики Беларусь проекты постановлений затрагивают интересы других органов государственного управления, они должны быть согласованы с ними.

Проекты правовых актов представляются в Министерство юстиции после их согласования со всеми заинтересованными органами государственного управления. К представляемому проекту прилагается справка о неучтенных в процессе согласования замечаниях и предложениях, которым Министерство юстиции дает правовую оценку. Если Министерством юстиции в ходе согласования проекта правового акта установлена необходимость его согласования с иными органами государственного управления, либо обоснование необходимости принятия постановления не соответствует требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» или в список лиц, разработавших проект, не включены сведения о работниках юридической службы, главном юрисконсульте, юрисконсульте, принимавших участие в его разработке проект в двухдневный срок возвращается в представивший его орган.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» согласование проектов постановлений производится посредством визирования проектов руководителями органов государственного управления, а во время отсутствия этих должностных лиц их первыми заместителями.

В отношении сроков рассмотрения, согласования и визирования проектов постановлений, Регламентом Совета Министров Республики Беларусь установлено, что проекты постановлений согласовываются органами государственного управления в 10-дневный срок со дня их получения (не считая выходных дней и дней, объявленных нерабочими), если иной срок не установлен поручением Совета Министров Республики Беларусь или его Президиума, Премьер-министром Республики Беларусь или заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.


Следует остановится на отдельных принципиальных положениях Регламента Правительства, касающихся подготовки и внесения постановлений Совета Министров Республики Беларусь. В соответствии с Регламентом:

- Вопросы вносятся руководителями органов государственного управления и лишь в исключительных случаях, во время отсутствия этих должностных лиц, – лицами, исполняющими их обязанности.

- Сопроводительные письма к проектам постановлений, должны быть подписаны, а проекты постановлений, распоряжений и иные документы завизированы руководителями органов государственного управления, вносящими вопрос, а во время отсутствия этих должностных лиц – лицами, исполняющими их обязанности.

- При имеющихся по внесенному проекту постановления, распоряжения неустраненных разногласиях решение по этому проекту принимает Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находится соответствующий вопрос, с докладом при необходимости Премьер-министру Республики Беларусь. При этом к проекту, по которому имеются разногласия, прилагаются протокол согласительного совещания, перечень разногласий с мотивировками и подлинники писем с замечаниями, подписанные руководителями соответствующих органов государственного управления.

- руководитель структурного подразделения и работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь не принимают к исполнению проекты постановлений и распоряжений, не согласованные заинтересованными органами государственного управления, а также без представления необходимых сопроводительных документов. Такие проекты подлежат возврату внесшим их должностным лицам с одновременным представлением предложений о мерах ответственности к виновным в некачественной подготовке документов..

Порядок, сроки и причины отказа в одобрении проекта (программы) международной технической помощи четко определяется постановлением № 1522. Отказ в одобрении проекта (программы) международной технической помощи должен быть мотивирован и представлен Министерством экономики получателю международной технической помощи в письменной форме в недельный срок со дня принятия такого решения Комиссией.


В одобрении проекта (программы) международной технической помощи может быть отказано в случаях:

если проект (программа) международной технической помощи не отвечает национальным интересам Республики Беларусь;

невозможности подтверждения обязательств по выделению национального софинансирования для проекта (программы) международной технической помощи;

наличия в проекте (программе) международной технической помощи положений, обязательств, противоречащих законодательству Республики Беларусь или не соответствующих друг другу либо взаимоисключающих.

В заключении описания процедуры подготовки проекта постановления по одобрению проекта (программы) международной технической помощи следует остановится на сроках их рассмотрения. В соответствии с постановлением №1522 срок одобрения проекта (программы) международной технической помощи не должен превышать 30 дней с даты проведения заседания Комиссии.



следующая страница >>