birmaga.ru
добавить свой файл

1
e:\scan0007.jpg


МКС (К)ОУ Итатская специальная школа –интернат VIII вида

Оленич Н.В.

По дорогам сказки

Бинарное коррекционно-развивающее занятие

(развитие психомоторики, сенсорных процессов и логопедия)

Итатский, 2013

Автор-составитель: Н.В. Оленич, учитель-логопед МСК (К) ОУ Итатская

специальная школа – интернат VIII вида

Бинарное занятие способствует развитию сенсорных, познавательных, речевых

процессов у обучающихся с нарушением интеллекта, направлено на исправление недостатков общего, речевого развития детей с особыми потребностями в образовании.

Занятие может быть использовано в работе учителями – логопедами, педагогами- психологами, учителями начальных классов.

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………..3

2.Конспект бинарного занятия…………………………………….5

3.Заключение……………………………………………………….11

4.Список литературы и интернет-ресурсов………………………13

5.Приложение 1…………………………………………………….14

6.Приложение 2……………………………………………………..16

7.Приложение 3……………………………………………………..16

8.Приложение 4……………………………………………………..17

9.Приложение 5……………………………………………………..18

10.Приложение 6……………………………………………………20

11.Приложение 7……………………………………………………20

12.Приложение 8……………………………………………………21

13.Приложение 9……………………………………………………22

Пояснительная записка

Для обучающихся коррекционной школы VIII вида актуален вопрос развития речи, сенсорных, познавательных процессов. Это связано с глубинным качественным своеобразием дефекта, особенностями психофизического развития детей.

Занятие предназначено для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Структура занятия традиционна и состоит из следующих частей:

1.Вводная.

Вводная часть занятия позволяет настроить группу на совместную работу, снять эмоциональное напряжение ,установить эмоциональный контакт между всеми участниками.


2.Основная.

На эту часть приходится основная работа, направленная на развитие речи, сенсорных и познавательных процессов.

3.Заключительная .

В этой части занятия происходит закрепление положительных эмоций от проведенной совместной работы, обучение детей приемам самоанализа, рефлексии.

В процессе проведения занятия применяются игровые , здоровье сберегающие технологии, беседа, музыкотерапия, артикуляционная гимнастика. Использование выбранных методов позволяет создать эмоциональный настрой, стимулирует познавательную активность детей, формирует грамматический строй речи, развивает восприятие, учит сопоставлять ,анализировать полученную информацию, применять её в практической деятельности, воспитывать чувство эмпатии (сопереживания),взаимопомощи. умение слушать друг друга.
Предложенное бинарное занятие способствует разностороннему и целостному развитию обучающихся за счёт воспитательных, образовательных и развивающих возможностей различных коррекционно-развивающих направлений работы.

Занятие позволяет удовлетворить различные потребности детей: в общении, в активных действиях, в возможности узнать новое, выражать свое отношение к тому ,что является содержанием игры.

Форма занятия - групповая.

Продолжительность занятия-25 минут.

По дорогам сказки

Коррекционно-развивающее

бинарное занятие с обучающимися 2 класса

(развитие психомоторики и сенсорных процессов и логопедия)

Подготовительная работа: Перед занятием оформлена магнитная доска по сюжету сказки «Колобок» (приложение 1).

Цель:

Развитие речи, сенсорных, познавательных процессов у обучающихся с нарушением интеллекта.

Задачи:

1.Стимулировать познавательную активность детей, формировать грамматический строй речи, навыки слогового анализа и синтеза, закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука «ш», учить снимать эмоциональное напряжение.


2.Развивать зрительное ,пространственное восприятие, внимание, способность сравнивать ,анализировать, сопоставлять полученную информацию.

3.Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), взаимопомощи, умение слушать друг друга.

Оборудование: материал для оформления магнитной доски по мотивам сказки «Колобок» (приложение 1); магнитола; СД-диск Кенни Джи «Момент»; магнитная доска ; магниты; иллюстрация дыхательного упражнения «Поворот» (приложение2);изображение Колобка ( приложение3);изображение зайца (приложение4);карточки «Четвертый лишний» (приложение5); маршрутная карта(приложение 6);карточки с частями слов( приложени7); карточки с изображением обитателей болота (приложение 8);изображение кочки (приложение-9)

Ход занятия:

I.Вводная часть


1.Приветствие. Дыхательное упражнение « Поворот».

(оборудование: музыкальное сопровождение Кенни Джи «Момент», иллюстрация упражнения – приложение 2)

Педагог – психолог:

-Здравствуйте, ребята!

Учитель-логопед:

- Мы рады вас всех видеть!

Педагог-психолог:

-Вправо, влево повернемся

и друг другу улыбнемся:

И.п.- основная стойка.

1-сделать вдох,

2-на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед,

3-исходное положение

(дети образуют круг, выполняют упражнения под руководством педагога –психолога, совместно с учителем –логопедом, не менее 5 раз)

2. Ввод в тему занятия.

(Оборудование: изображение Колобка (Приложение3))

Учитель-логопед:

-Мы сегодня отправимся в далекое путешествие, в сказку, которую вы все знаете. Эта сказка - «Колобок», но она будет совсем другая. Мы совершим прогулку вместе с Колобком и будем ему во всем помогать.

-Итак… Жили – были дед и баба. Решили они испечь колобок. Замесили тесто


Педагог-психолог:

-Что нужно, чтобы тесто замесить? (Ответы детей: просеять муку, замесить тесто, слепить колобок, испечь его)

- А теперь давайте с вами попробуем показать ,как мы умеем лепить колобок ( Дети под руководством педагога-психолога, совместно с учителем –логопедом, выполняют действия с воображаемыми предметами).

-Какой у нас красивый Колобок получился! ( Педагог психолог демонстрирует изображение Колобка, прикрепляют его к доске).

-Полежал Колобок, полежал и захотел погулять. Прыг с окна… и был таков…

II.Основная часть

3.Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

-Катится Колобок по дорожке… Вокруг птички поют, солнышко светит. Колобку тоже захотелось спеть песенку. Чтобы песенка получилась красивой, давайте сделаем зарядку для губ и язычка (Дети под руководством учителя-логопеда, совместно с педагогом-психологом, выполняют артикуляционные упражнения 2-3 раза)

«Заборчик-трубочка»:улыбнуться без напряжения, вытянуть губы, сомкнутые «трубочкой», вперед.

«Чашечка»: высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки ;для этого надо поднять боковые края языка и его кончик ,а среднюю часть прогнуть книзу; удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд).

«Грибочек»: широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его; удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (10 секунд);язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка- его тоненькую ножку.

«Ветер шумит»: изолированное произношение звука «ш».

4. Четвертый лишний

(Оборудование: изображение зайца-приложение 4;карточки «четвертый лишний»- приложение 5,маршрутная карта- приложение 6)

Педагог-психолог:

-Пел Колобок песенку, пел и не успел оглянуться, как оказался в дремучем лесу.

Птички петь перестали ,солнышко скрылось за ветками деревьев. Колобку очень домой к дедушке и бабушке, но он заблудился. Вдруг видит ,под кустом сидит Заяц. Обратился он к Зайцу за помощью. Зайка обещал подарить карту, по которой можно добраться домой, только сначала необходимо выполнить задание.


-На картинках изображено четыре предмета, один из которых лишний. Необходимо понять ,что лишнее и объяснить, почему именно этот объект лишний.

(дети получают карточки, выполняют задание в обмен на карту, по которой можно вернуться к бабушке и дедушке).

-Молодцы! Получайте обещанную карту!(Дети рассматривают карту и выбирают, по какой дороге им идти)

5.Игра «Построй мост»

(Оборудование: карточки с частями слов : заяц, лиса, медведь - приложение 7)

Педагог-психолог:

-Ребята, мы с вами подошли к реке. Но вот беда, сильный ветер сломал мост. Давайте его построим. У нас короткие бревнышки с частями слов. Если мы правильно соединим части слов, то у нас получатся длинные бревна для моста и еще… мы узнаем, кого Колобок встретил

по дороге домой.

(Дети получают разрезной материал ,из частей собирают целые слова, называют сказочных героев, строят мост и проходят через реку).

6.Игра «Пройди болото»

(Оборудование: карточки с изображением лягушки, кувшинки, камыша, букашки - приложение -8; изображение кочки (5шт.)- приложение 9).

Учитель-логопед:

-Шел ,шел Колобок и пришел к болоту .Устал… Присел на кочку.

-Ребята ,как вы думаете, что мог увидеть Колобок на болоте?

(дети работают по карточкам)

-Чтобы перейти через болото, нужно сосчитать до пяти все, что Колобок увидел на болоте.

(Дети считают: одна лягушка, две лягушки и т.д. до пяти, при этом передвигаются по кочкам)

III.Заключительная часть

7.Рефлексия.

Учитель-логопед:

-Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

-Какие препятствия вы преодолевали легко/тяжело?

8.Релаксационное упражнение «Солнечные лучики»

(Оборудование: музыкальное сопровождение Кенни Джи «Момент»)

Педагог-психолог:

-Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощутите себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.


Педагог-психолог, учитель-логопед:

-Наше занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую работу! До новых встреч!

Заключение

Для обучающихся коррекционной школы VIII вида характерно недоразвитие речи, познавательных, сенсорных процессов, которое выражается в том ,что они меньше ,чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. Детям требуется больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал, они с трудом выделяют главное.

Представленное коррекционно-развивающее занятие позволяет решать задачи предупреждения и коррекции отклонений в развитии обучающихся.

При подготовке занятия учитывались индивидуальные и психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта.

Занятие имеет логически законченную, целостную, ограниченную временными рамками систему, состоит из трех частей :вводной, основной, заключительной и построено на основе принципа интегрирования (включения элементов музо-, игротерапии).

Выбранные методы работы позволили не только решать поставленные цели и задачи, но и способствовали формированию у детей позитивного настроения, умения работать в команде, слушать друг друга. Предложенные задания помогают удовлетворить различные потребности детей: в общении, активных действиях, в возможности узнать новое, преодолеть безынициативность.

При проведении игр и упражнений использовался богатый иллюстрированный материал ,стимулирующий познавательную активность воспитанников, развивающий речь, зрительное .слуховое восприятие. Задания и игровые упражнения непродолжительны по времени. Дети не отвлекаются, легко переключаются с одного задания на другое. Рефлексия, проведенная в конце занятия, направлена на формирование навыков самоанализа, закрепление, положительные эмоции от проведенной совместной работы.

На занятии была создана благоприятная психологическая атмосфера. Дети принимали активное участие в работе, с удовольствием выполняли задания, охотно отвечали на вопросы. В процессе проведения занятия удалось полностью реализовать поставленные цели и задачи.


Список литературы и интернет – ресурсов

1.Вавулина И., Гнитеева Л.Добрых дел мастер/ И. Вавулина, Л Гнитеева.-М.,2011.

2. Набойкина Е.Л.Сказки и игры с «особым» ребенком/ Е.Л.Набойкина .-СПб,2006

3. http: //www.animator.ru/db/?p=show film&fid=5977&sp=1

4. http://www.forum-grad.ru/forum696/thread60952.html

5. http://www.myjulia.ru/photo/273853/

6. http://skazka-chudo.by/Gallery.html

7. http://mistergid.ru/children/posobie/17950-Teatr-skazka-kolobok-igrushka-sdelay-sam.html

8. http://lib/rus.ec/b/159579/red

9. http://detsad-kitty.ru/

Приложение 1

Материал для оформления магнитной доски по мотивам сказки «Колобок»

e:\scan0028.jpg

e:\scan0029.jpg

Приложение 2

Дыхательное упражнение

e:\scan0030.jpg

Приложение 4

Изображение зайца

e:\scan0031.jpg

Приложение 5

«Четвертый лишний»

e:\scan0032.jpg

e:\scan0033.jpg

Приложение 6

Маршрутная карта

e:\scan0034.jpg

e:\scan0035.jpg

e:\scan0036.jpg