birmaga.ru
добавить свой файл

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к конструкту урока по теме

«Н.А. Некрасов «Тройка»

в 5 классе

Эффективность любого урока, на мой взгляд, определяется его полезностью для интеллектуального развития каждого ребёнка. Целью современного урока является создание условий для формирования и воспитания личности школьника.

В этой связи урок в современной школе должен отвечать требованиям:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

3. Установление межпредметных и внутрипредметных связей, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

4. Мотивация и активизация всех сфер личности.

5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

6. Эффективное использование средств обучения.

7. Связи с жизнью, личным опытом учащихся, производственной деятельностью.

8. Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через различные учебные задачи. Новый вид методической продукции – технологическая карта урока (конструкт урока) является способом графического проектирования урока. Он позволяет увидеть урок в его дидактической целостностности на основе цели и задач в соответствии с требованиями ФГОС.

Приступая к новому для себя виду проектировочной деятельности, я представила себе своих 5-классников и поставила следующие проблемные вопросы:


  • Зачем ребёнок придёт на урок (результаты для ребёнка – личностные, метапредметные, предметные)?
  • Что ребёнок будет делать на уроке, чтобы достичь этих результатов (форма урока, виды работы)?


  • Как я организую деятельность ребёнка, чтобы он достиг результатов (методические приёмы, система заданий)?

  • Как я и ребёнок узнаем, что результаты достигнуты?


Для решения выдвинутых перед собой проблемных вопросов я изучила необходимую нормативную и методическую литературу, воспользовалась рекомендациями наших преподавателей Беловой Е. Г., Гофенберг И. В. и с увлечением приступила к созданию нового для себя методического продукта – конструкта урока.

Выбор был сделан в пользу урока в 9 классе «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» (хотя любой урок мог быть подвергнут такому же структурированию). Этот урок уже состоялся в 9 классе в соответствии с моей (традиционной) поурочной разработкой. Мне было интересно спроектировать свой урок с позиций требований ФГОС. Польза оказалась очевидной. Во-первых, я пересмотрела подходы к целеполаганию. Во-вторых, то, что происходило на уроке порой на интуитивном уровне, приобрело вполне конкретные очертания и название –УУД. В-третьих, ясное представление планируемого результата по каждому этапу урока, несомненно, будет способствовать достижению поставленных целей и задач и повысит эффективность урока.

КОНСТРУКТ УРОКА

ФИО учителя: Серебрякова Анна Сергеевна

Предмет: литература

Класс: 5 (общеобразовательный)

Тема урока: «Н.А. Некрасов «Тройка»

Место урока в системе планирования: 5 урок в 3 четверти.

Время проведения: 3-я неделя января

Продолжительность урока: 40 минут

Образовательные (обучающие) технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И. С.).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний (изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения)

УМК:

-Меркин Г.С. «Литература, 5 класс», часть 1


-Ф.Е. Соловьева «Уроки литературы в 5 классе», методическое пособие

Цель урока: выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представлений о строфе

Задачи урока:

Обучающая: сформировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, а так же лексической работы.

Развивающая: развить нравственно-эстетические представления учащихся в процессе анализа стихотворения.

Воспитательная: воспитать любовь к родному слову и истории родной страны.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность (саморазвитие и самосовершенствование личности посредством универсальных учебных действий - УУД):

- личностных:


  • нравственно-этического оценивания - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

- регулятивных:

  • целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция - способность к волевому усилию – к преодолению препятствий;

- познавательных:

  • общеучебные - формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска; работа с текстами различных видов;

  • логические - установление причинно-следственных связей; умение выражать свои мысли;

- коммуникативных:


  • постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Планируемые результаты (достижение цели урока и решение, соответствующих цели, задач) на:

  • личностном уровне: обучающиеся получат возможность развития интеллекта, мышления, саморазвития и самосовершенствования своей личности, посредством универсальных учебных действий (УУД); смогут оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей;

  • метапредметном уровне: в рамках изучаемой темы обучающиеся смогут совершенствовать в соответствии с конструктом данного урока ранее приобретённые универсальные учебные действия (УУД): регулятивные навыки (целеполагание, планирование, оценка, волевая саморегуляция); познавательные (общеучебные, логические); коммуникативные (постановка вопросов, поиск и сбор информации ).

  • предметном уровне: обучающиеся получат возможность приобрести знания о средствах художественной выразительности и способах передачи информации от автора читателю в лирическом произведении.

СТРУКТУРА УРОКА

п/п

Этапы урока

Про-дол

жите

льно

сть этапа (мин)

Цели этапов урока

Дидактические задачи этапов урока

Методы, приёмы обучения

и

формы работы

Организация познавательной деятельности учащихся



Планируемый результат

Оценка результа-тов деятель-ности учащихся


Деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

1

Организа-ционный

1-2

Позитивный психологический настрой на урок. Соблюдение требований техники безопаснос-ти на случай ЧС

Подготовить учащихся к работе на уроке

Словесный

Фронтальная

Мотивация учащи-хся к учебной дея-тельности посред-ством спокойной, уверенной манеры поведения, привет-ливого и доброже-лательного тона.

Взаимные приветст-вия учителя и уча-щихся. Отметка в классном журнале отсутствующих. Проверка подготов-ленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания.


Приготовление учащихся к работе на уроке. Концентрация внимания и мобилизация на предстоящую деятельность

Будут созданы условия для позитивного настроя учащихся на урок. Ученики будут собраны и внимательны. Быстро включатся в учебный процесс. Организовано внимание всех учащихся.

Ученики готовы к адекватному поведению на случай ЧС. Заботятся о своём здоровье.

Самооцен-ка внима-ния учеников на всех этапах урока в пятибаль-ной систе-ме с отмет-кой в карте урока.

2

Проверка домашне- го задания

6-7

Мотивация

к учебной деятельнос-ти.

Включение в учебную деятельн-ость на личностно значимом уровне.


Установить правиль-ность и осознанно-сть выпол-нения дома-шнего зада-ния всеми учащимися; устранить в ходе прове-рки обнару-женные пробелы в знаниях, совершенст-вуя при этом знания, умения и навыки.

Словесный.

Фронтальный опрос.


Выясняет степень усвоения заданного на дом материала.

Устный отзыв о прочитанном лирическом произведении


1.Учащиеся дают свой устный отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Тройка», плавно вступая при этом в дискуссию


Для учеников будут созданы условия неразрушающего контроля; саморазвития и самоактуализации личности школьника; развития личности посред-ством УУД (творческий уровень). Ученики научат-ся излагать свое мнение и отстаивать свою точку зрения

1.«5»-ответ полный, аргументированный, без речевых ошибок;

«4»- полный, аргументированный, без речевых ошибок;

«3»-неполный, слабоаргументированый ответ, речь не соответствует требуемым нормам

3

Актуализация субъектного опыта учащихся

4-5

Готовность и осознание потребности к построе-нию нового способа действий.

Повторение основных понятий, которые потребуются при изуче-нии нового материала

Организо-вать и направить к цели позна-вательную деятель-ность уча-щихся.

Частично-поисковый

Фронтальная

Историческая справка. Отзывы о данном стихотворении современников Н.А. Некрасова.

Учащиеся отвечают на вопросы к лирическом произведению.


Будут проявлены имеющиеся у обучающихся предметные учебные знания (умения), известные способы деятельности. Ученики должны хотеть изучать новый материал и быть готовыми к его изучению.

«5»-знал ответы на все вопро-сы, а также отвечал;

«4»- допус-тил 1 ошибку;

«3»- допус-тил 2 ошибки.

4

Совмест-ное целепола-гание (постановка учеб-ной проб-лемы)

2-3

Выявление места и причины затруднения и постановка цели урока. Доведение её до созна-ния учащи-хся. Показ практичес-кой значим-ости темы урока

Проблемный,словесно-наглядный

Фронтальная

Ставит перед учащимися учебную проблему: «Какие средства художественной выразительности помогаю автору создать образ героина, а так же нарисовать перед читателем картину современного ему мира?»

Учащиеся вместе с учителем формулируют учебные цели данного урока, делают вывод о практической значимости изучаемой темы. Намечают план изучения нового материала.

С/о определения целей урока – отметка в рабочей карте урока.

Будут созданы условия для активной познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективности восприятия и осмысления нового матери-ала, понимания учащимися пра-ктической знач-имости изучаем-ого материала. Ученики научатся ставить цели урока и планировать основные этапы изучения темы.

«5»- определил главные цели урока и основные пункты плана;

«4»- цель урока сформулир-овал не чётко, пункты плана наметил не достаточно;

«3»- определил и осознал одну главную цель урока, наметил 2-3 пункта плана.


5

Изучение новых знаний и способов действий

17-18

Организация деятельнос-ти учащихся на усвоение новых зна-ний и спосо-бов деятель-ности

Ознакомитьучащихся с изучаемыми фактами, явлениями, основным содержани-ем изучае-мой темы; создать условия для восприятия, осознания первичного обобщения, систематизации новых знаний.

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практичес-кий)

Фронтальная, индивидуаль-ная

Концентрирует внимание учащихся; сообщает новый материал, обеспечи-вая восприятие, осознание, система-тизацию и обобще-ние этого матери-ала. Начинает исследовательскую работу с текстом лирического произведения, при этом выделяя специфические слова и словосочетания

Внимательно изучают новый материал с помо-щью предостав-ленных учителем средств, фиксируя основные момен-ты темы в тетра-ди. Работают с текстом, так же находя нужные слова


Должны давать правиль-ные ответы на последующих этапах урока, демонстрируя первичное усвоение знаний. Фиксируют с/о внимания и понимания темы в рабочей карте урока.

Самооцен-ка понима-ния и усво-ения темы урока опре-деляется в 5-бальной системе

6

Первич-ная проверка понима-ния изу-ченного материа-ла.

Самопро-верка

4-5

Первичное выявление качества усвоения знаний;

установле-ние причин-но-следстве-нных связей с качеством усвоениея изученного материала;

обеспечение условий для оценочных действий учащихся


Установить, смогли ли учащиеся усвоить связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности.

Словесно-наглядно-практический

Фронтальная

Учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала.

Ученики внимательно слушают и анализируют вопросы учителя, отвечают и фиксируют результаты работы с помощью с/о в рабочей карте урока.

Первичный уровень осозна-нности нового материала большинством слабых и силь-ных учеников.

Ученики научатся организовывать, контролировать и оценивать свою учебную деятельность.

Формировать самостоятель-ность, волю и ответственность. Укрепятся в собственных силах. Возрастёт положительная самооценка личности.

Будут формиро-ваться навыки самооценки деятельности, анализа выпол-няемых работ, вычленение проблем.

«5»-знал ответы на все вопро-сы, а также отвечал;

«4»- допус-тил 1 ошибку;

«3»- допус-тил 2 ошибки.

7

Информа-ция о домашнем задании

1,5-2

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий дома. Работа с дополни-тельной литературой.


Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выпол-нения.

Словесно-наглядный

Фронтальная

Информирует о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению, проверяет понима-ние учащимися содержания работы и способов ее выполнения:

1). Написать словарную статью «Строфа».

2). Подобрать примеры для описания различных строф из лирических произведений, прочитанных в классе или самостоятельно



Записывают задания в дневник. Задают вопросы по содержанию домашнего задания

Будут созданы условия для активной познавательной деятельности учащихся при выполнении домашнего задания. Ученики приобретут опыт работы с различ-ными источни-ками информа-ции, научатся создавать сообщ-ения на заданные темы. Научатся выполнять дома-шние задания систематически благодаря регул-ярной проверке домашнего задания в классе. Приобретут опыт воспитания воли и ответственно-сти.

Дифферен-цирован-ный под-ход к отбору учебного материала, задаваемо-го на дом.

На оценку «5» - выполнить 5 заданий; на оценку «4» - 1, 2, 4, 5 задания;

на оценку «3»- 1, 2, 5.

Сообщения оцениваются в соотве-тствии с установленным алго-ритмом.


8

Рефлексивная деятель-ность – анализ и оценка (итог урока)

1-2

Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке (осознание метода прео-доления зат-руднений в деятельнос-ти, границ применения нового зна-ния),

самооценка результатов деятельнос-ти.

Соотнесение цели урока и результата урока

Организация рефлексии и самооценки учениками своей деят-ельности на уроке.

Создать ситуацию, созвучную цели урока и достигнуто-го результа-та деятель-ности;

фиксация соответствия результатов деятельнос-ти и постав-ленной цели

Словесно-наглядный.

Индивидуаль-ная

Учитель организует индивидуальную работу по анализу личных достижений учащихся, создает ситуацию, связан-ную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения с помощью рабочих карт урока, посредством доброжелательного и уважительного тона, словесного поощрения.


Ученики анализируют свою деятель-ность по достиже-нию цели и личностных достижений с помощью рабочей карты урока. Выставляют итоговую с/о.

Ученикам будет предоставлена возможность осознать тему урока в целом, чему они научились, пути последующего изучения темы, области применения новых знаний.

Будет создана атмосфера взаимодействия учителя и ученика на уроке. Снимется страх ученика перед уроком. Ученик получит удовлетворение от проделанной работы, ощуще-ние собственной компетентности и самоуважения.

Итоговая отметка за работу на уроке выст-авляется путем сум-мирования получен-ных с/о и определе-ния средне-арифмети-ческого значения

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рабочая карта урока

Урок ________________ Класс _____________ Дата ______________

Тема ______________________________________________________

Цель ______________________________________________________

Фамилия, имя ученика

с/о собран-ности и внима-ния в начале урока


Проверка домашнего задания

(с/о или в/о)

Изучение нового материала

(с/о)

Закрепление нового материала

Подведение ито-гов

с/о внима

ния

в/о знания текста лирического произведения


с/о заданий

с/о внима

ния

с/о вопро-сов по тексту стихотворения

с/о

опреде-ления цели урока

с/о

пони-мания темы урока

с/о внимания

с/о отве-тов на вопро-сы

Итоговая с/о

1.


































2.


































3.

































4.



































Примечание: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; о/г – оценка группы.