birmaga.ru
добавить свой файл

1
Пояснительная записка


В основе игровой программы «Путешествие семеек на планету Знаний», проводимой в детской организации «Дружная семейка» при МОУ СОШ № 2 заложены следующие положения:


  • совмещение в жизненной практике младшего школьника образовательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры – забавы через игры – задачи к активной учебно – познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;

  • поэтапное усложнение обучающихся задач и условий игры, участие каждого школьника в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика – к участнику – к организатору (лидеру);

  • создание условий для выбора участниками игры своего участия в ней их интересов, способностей и возможностей;

  • постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений;

  • единство решения обучающих, воспитательных, познавательных задач;

  • знакомство с деятельностью существующих детских организаций и объединений.

Участие в игре «Путешествие семеек на планету Знаний» может стать эффективным средством формирования в группах младших школьников таких качеств, как организованность, подчинение принятому решению, ответственность, инициатива и творчество. Совместный характер игр побуждает действия, помогает осознать свои собственные победы и ошибки. Таким образом, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для младшего школьника является основой усвоения нравственных норм. Действуя по заранее оговоренным правилам, каждый ребенок может заслужить одобрение взрослых, признание и уважение личностных качеств своими сверстниками.

Организаторы игры – путешествия в детской организации руководствуются в своей работе следующими принципами организации детского досуга:
  • принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности;


  • принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий;

  • принцип занимательности, развлекательности;

  • принцип гуманизации воспитания личности;

  • принцип коллективного творческого дела с возникающей целью.

Интерес к игре также зависит от того, как сформированы семейки играющих. Здесь мы встречаемся с очень важным своеобразием массовых игр. Проводя соревновательную игру в параллели классов, педагог – организатор не создает заново команды – они уже налицо: это семейки.

Семейка - в большинстве своем сложившийся коллектив, спаянный общностью интересов, крепнущий в совместных делах. И бесспорно, что она выступает в игре как самостоятельная команда с постоянным составом, проявляет большую активность, заинтересованность в успехе, чем смешанная команда, составленная из учащихся класса и созданная только на время игры.

Поэтому программа стремиться к тому, чтобы семейка представляла собою коллектив, всегда готовый оспаривать первенство в различных играх и состязаниях, проводимых в параллели классов.

Путешествие может увлечь ребят только тогда, когда взрослые и дети станут не только организаторами, но и самыми непосредственными участниками. Организовать и направить развитие игры, помочь преодолеть затруднения, увидеть друг в друге хорошие качества, отметить ошибки – вся эта многообразная деятельность может быть обеспечена лишь совместной командой, состоящей из педагогов, родителей учащихся. У организатора должно быть достаточно знаний, умений и навыков в организации коллективных игр. Игра должна предоставлять возможность применять на практике то, что знакомо ребенку сегодня, побуждая его к усвоению и познанию нового завтра.

Таким образом, цель игры «Путешествие семеек на планету знаний» может формулироваться не как простая передача знаний, умений, навыков младшим школьникам, а как развитие самых разнообразных способностей ребенка приемами, адекватными деятельности детских организаций и объединений, основанных на лучших школьных традициях.


Эта программа творческого развития младших школьников позволяет организовать в школе внеурочную учебно – воспитательную работу, дополняя учебный процесс и создавая у ребенка целостную картину восприятия мира.

Программа направлена на развитие творческих способностей детей и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность. Наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности. Игровая программа способствует решению проблем социальной адаптации младших школьников, предоставляя ребенку новые возможности взаимодействия в рамках школы как первой и основной модели социального мира. Она представляет собой программу сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников. Различные формы игровой деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях.

Программа позволяет решить основную проблему, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физического отдыха.

Программа

игры «Путешествия семеек на планету Знаний»

для учащихся 1-4 классов.

Игровая программа «Путешествие семеек на планету Знаний» проводится в рамках школьной детской организации «Дружная семейка» и является одной из форм внеклассной работы.

Программа «Путешествие семеек на планету Знаний» включает следующие педагогические направления деятельности:


  • развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося»

  • создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
  • использование в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;


  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;

  • включение родителей учащихся в воспитательный процесс;

  • сплочение классного коллектива.

Цель данной игры - путешествия в организации «Дружная семейка»:

выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Задачи игры – путешествия:

  • привлечение к участию в учебно – воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей, работников внешкольных учреждений;

  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

  • развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка;

  • воспитание здорового образа жизни;

  • создание условий для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нем;

  • воспитание личной ответственности за порученное дело;

  • совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;

  • развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

  • выявление новых инициатив, идей;

  • привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

Путешествие – это объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, всех желающих проводить свой досуг с пользой, научиться тому чего не умел раньше.

Путешествиеэто игра для всех желающих, возможность объединения для добрых и полезных дел.

Путешествие – это препятствия, трудности, испытания.

Путешествие – это игры, конкурсы, состязания.

Путешественником может стать каждый ребенок, который готов выполнять данную Конвенцию об обязанностях.

Все дети имеют обязанности, которые должны выполнять в соответствии с запросами общества.


Исключением из данных обязанностей (пункт № 4) могут являться дети с ограниченными возможностями.


  1. Ребенок обязан, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей.

  2. Ребенок обязан участвовать в семейных делах, помогать старшим, осуществлять заботу о младших по мере возможности.

  3. Ребенок обязан уважительно относиться к представителям старшего поколения, а именно, родителям и другим родственникам, учителям и воспитателям, старшим по возрасту.

  4. Ребенок обязан получить образование, по крайней мере, девятилетнее.

  5. Ребенок обязан иметь сознание моральной и социальной ответственности.

  6. Ребенок обязан признавать и уважительно относиться к правам других людей.

  7. Ребенок обязан обучаться умению жить в мире, взаимопониманию, терпимости и дружбе среди людей.

  8. Ребенок обязан уважительно относиться к своей принадлежности той или иной стране. (Гражданство).

Каждый путешественник имеет определенные права, закрепленные за ним «Конвенцией о правах ребенка» в области образования, досуга и участия детей в культурной жизни, в области семейных отношений. В соответствии с международными нормами ребенок имеет право:

    • на бесплатное начальное образование, доступ к среднему и профессиональному образованию;

    • на образование, которое обеспечивает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

    • на образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;

    • на образование, содействующее воспитанию уважения к своей семье, культурной самобытности, языку своей страны, природе;

    • на воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;

    • на досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;
    • на возможность пользоваться своей культурой, исповедовать и практиковать свою религию и пользоваться родным языком;


    • жить и воспитываться в семье;

    • на всестороннее развитие;

    • на уважение человеческого достоинства;

    • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками;

    • на защиту;

    • на выражение собственного мнения.

Путешественник обладает правами, которые должны соблюдаться в полной мере!

Путешественник имеет обязанности, которые должен выполнять в полной мере!

Игра – путешествие включает:

  • конкурсы, позволяющие увидеть в человеке то, о чем не было известно раньше; выбрать направление пути; составить маршрут.

  • игры, которые научат и помогут узнать много нового, познакомят друг с другом;

  • праздники, на которых встречаются ребята из разных семеек, рассказывают о себе, о том пути, который они прошли, и как им это удалось;

  • встречи, соревнования, где определяются победители, подводятся итоги, намечаются пути путешествий.

Все игры, конкурсы, праздники, встречи и соревнования выстроены в соответствии со следующими направлениями:

    • традиционные дела

    • учебно – познавательная деятельность

    • нравственно – патриотическое воспитание

    • художественно – эстетическое воспитание

    • трудовое воспитание

    • здоровье

    • работа с детским активом

Кто может стать участником игры «Путешествие семеек в страну Знаний» в организации «Дружная семейка»?

Участниками игры – путешествия становятся ребята (группы ребят) от 6 до 11 лет, объединенные общими интересами

Игра – путешествие рассчитана на четыре года и продолжается в течение учебного года.

Игра «Путешествие семеек на планету Знаний»

поможет ребятам:
  • стать самостоятельнее;


  • найти настоящих друзей и единомышленников;

  • раскрыть резервы своих способностей;

  • пополнить свои знания любопытными и интересными фактами;

  • проверить свою сообразительность;

  • стать более спортивными и закаленными;

  • уважать старших и защищать младших.

Прогнозируемые результаты игры

«Путешествие семеек на планету Знаний».

Готовность к продолжению образования:

  • наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;

  • наличие знаний, специальных и общеучебных умений, необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе;

  • обладание эмоционально – волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно – познавательной деятельности;

  • способность находить творческие решения учебных и практических задач в рамках образовательных программ начальной школы.

Нравственная ориентация на социально – значимые ценности:

  • наличие норм и правил поведения в школе, правил общения со сверстниками и взрослыми; наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками в классном коллективе;

  • обладание эмоционально – волевой регуляцией своего поведения в острых конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию сверстников и более старших школьников;

  • наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике;

  • наличие интереса к участию в жизни классного коллектива.


ДЕВИЗ, ГИМН, ЗАКОНЫ И

СИВОЛИКА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
ДЕВИЗ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

«С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с семейки».
ГИМН ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

1. Если ты решил найти друзей,


Не робей и улыбайся посмелей – кА.

Поделись улыбкою своей

Другом станет тебе «Дружная семейка».
Припев:

И тогда наверняка другом станешь для меня,

Другом станет тебе

Вся наша семейка.

Наша дружная семья начинается с тебя

А девиз наш «Улыбайся посмелей – ка!»
2. мы в семейке дружно все живем:

Вместе учимся и вместе поиграем.

Поделись проблемою своей,

Мы поможем, а потом все поиграем.
Припев:
ЗАКОНЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ


  1. Закон «00» (точного времени).

  2. Закон вежливости.

  3. Закон поднятой правой руки.

  4. Закон уважения старших.

  5. Не навреди себе, не навреди другим.

  6. Слово судьи – закон для играющих.


СИМВОЛИКА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

I. Уголок путешественников

  • Название детской организации

  • Девиз, гимн, герб, флаг, законы путешественников

  • Права и обязанности путешественников

  • Списочный состав командиров семеек, кураторов семеек

  • Зеркало активности в рублике «Мы соревнуемся».

II. Уголок семейки

  • Название, девиз, гимн, герб, флаг, законы, права и обязанности детской организации (обязательно)

  • Инструктаж о правах и обязанностях путешественников в ДО «Дружная семейка»

  • Название семейки

  • Девиз, герб (флаг) семейки

  • Распределение обязанностей в семейке (по усмотрению коллектива)

  • Зеркало активности


Связь и сотрудничество с другими учреждениями, организациями и объединениями



ГЕРБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

ФЛАГ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ