birmaga.ru
добавить свой файл

1





АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Категория слушателей: ученики 9 – 11-х классов
Срок обучения: 72 часа
Преподаватель: к.б.н. Черненков А.Ю.


Гатчина

2013
Пояснительная записка
Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением предмета «Биология: Анатомия человека».
Основной целью курса является углубление знаний, получаемых учениками в рамках школьного учебного процесса, их подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии, а также развитие теоретического (лекционные занятия) и практического (решение задач) мышления, необходимого для поступления в высшие учебные заведения.
Задачи курса:

Обучающие: расширять знания, получаемые учениками в рамках школьного учебного процесса, знакомить их с дополнительными источниками знаний, учить овладевать теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для подготовки к ЕГЭ, научить использовать и анализировать учебную литературу.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие и чувство ответственности, прививать навыки самостоятельной работы.

Развивающие: развивать познавательный интерес, речь и внимание, потребность в приобретении знаний.

Методика и вспомогательные средства: В ходе обучения, базируясь на знаниях из школьной программы по биологии и общеобразовательных учебных пособий для средних школ, используются дополнительные материалы из лекционных курсов высших учебных заведений (СПбГПУ «Политех», СПб Педиатрическая академия, СПб 1-й медицинский институт, СПбГТУ(ТИ) и СПб НИИ физиологии им.Павлова), а также современные методики презентации и обработки материала (электронные презентации, интерактивная доска, лекционные пособия и т.д.).

Результативность обучения определяется на основе контроля выполнения работ, рефлексии по итогам каждого учебного дня. В результате обучения обучающиеся будут иметь углубленные знания по биологии, получат опыт подготовки докладов, сообщений, рефератов, решения олимпиадных задач, смогут проверить свои знания при решении пробных заданий ЕГЭ по биологии.
Контроль знаний осуществляется как индивидуально (проверочные работы и тесты, доклады, сообщения и рефераты), так и в общем порядке – решение пробных заданий ЕГЭ по биологии, решение олимпиадных задач из различных ВУЗов СПб.
Учебный график: Продолжительность курса 72 часа. Занятия проводятся раз в неделю в течение учебного года. Каждое занятие состоит из: 5 мин. – орг.момент, 40 минут – занятие, 10-15 минут динамическая пауза, 45 минут – занятие.

Форма обучения – групповая.
Материально-техническое оснащение: просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, стулья и столы по количеству обучающихся, интерактивная доска, материалы, наглядные пособия, компьютер, проектор.
Учебный план

курса «Анатомия и физиология человека»




Наименование

разделов и дисциплин

Всего

часов

Лекции

Практика

1

Введение в предмет «Анатомия и физиология человека»

2

2

0

2

Опорно-двигательный аппарат: Скелет


8

7

1

3

Опорно-двигательный аппарат: Мышечная система

8

7

1

4

Покровная система

4

3

1

5

Пищеварительная система

8

7

1

6

Выделительная система

6

5

1

7

Дыхательная система

8

7

1

8

Кровь

4

3

1

9

Сердечнососудистая система

8

7

1

10

Анализаторы

6

5

1

11

Нервная система. Головной и спинной мозг (доп. материал)

5

1

4


12

Иммунная и эндокринная система (доп. материал)

5

1

4




ИТОГО

72

55

17


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»



Наименование

разделов и дисциплин

Всего

часов

Лекции

Практика

1

Введение в предмет «Анатомия и физиология человека». Историческая справка. Основные понятия и законы анатомии и физиологии. Методы анатомии.

2

2

0

2

Опорно-двигательный аппарат:

Скелет. Общий план строения скелета человека. Количество и топика костей. Функции скелета. Свойства кости. Типы костей. Строение кости. Соединения костей. Виды соединений. Подвижные и неподвижные соединения.

8

7

1

3

Опорно-двигательный аппарат:

Мышечная система. Мышцы. Виды мышц. Топология. Классификация мышц. Произвольные и непроизвольные мышцы. Сердечная мышца. Строение мышечной единицы. Мышечные сокращения.


8

7

1

4

Покровная система. Строение и функции кожи. Производные кожи.

4

3

1

5

Пищеварительная система. Общий план строения. Органы ЖКТ. Железы. Переваривание пищи. Всасывание в кишечнике.

8

7

1

6

Выделительная система. Органы выделительной системы. Мочевыделительная и половая система человека. Строение и функции почки.

6

5

1

7

Дыхательная система. Общий план строения. Органы. Механика дыхания Легкие и легочные объемы. Кислородный обмен.

8

7

1

8

Кровь. Функции крови. Состав крови. Фракции. Группы крови. Совместимость. Переливание.

4

3

1

9

Сердечнососудистая система.

Топика. Сосуды. Классификация сосудов. Круги кровообращения. Кровь.

Сердце. Автоматизм сердечной мышцы. Проводимость сердца и влияющие на нее факторы. Свертываемость крови.

8

7

1

10


Анализаторы. Визуальный анализатор. Строение глаза. Восприятие изображение и обработка сигнала.

Слуховой анализатор. Слух. Равновесие. Вестибулярный аппарат.

Вкусовой анализатор. Вкус и запах. Осязание.

6

5

1

11

Нервная система. Отделы. Головной мозг. Строение. Прием, обработка и передача информации. Нарушения. Физические процессы передачи электрического импульса. Черепно-мозговые нервы. Спинной мозг. Координация работы органов и систем.

5

1

4

12

Эндокринная система. Химический сигнал. Железы. Гормоны. Влияние на общее состояние организма.

Иммунная система. Иммунитет. Связь с другими системами организма.

5

1

4




ИТОГО

72

55

17
Содержание программы

курса «Анатомия и физиология человека»
Введение в предмет «Анатомия и физиология человека».

Историческая справка. Развитие биология, физиологии, медицины. Понятие среднего и нормы в анатомии. Методы анатомии. Уровни организации живого.

Типы тканей. Краткая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.

Орган. Определение. Виды органов. Полости организма. Системы органов. Системы органов и их взаимная интеграция.

Организм человека как живая биологическая система. Возрастная периодизация и временные изменения в теле человека. Старение и регенерация.

Опорно-двигательный аппарат: Скелет.

Опорно-двигательный аппарат. Остеология. Общий план строения скелета человека. Количество и топика костей. Функции скелета. Костная ткань. Свойства кости. Типы костей. Строение кости. Связь с другими системами органов.

Кости черепа. Мозговой и лицевой отделы. Формирование черепа человека – эволюционный аспект. Зубы. Строение зуба. Классификация зубов.

Скелет туловища. Позвоночник. Позвонки. Изгибы позвоночника. Движение. Центр масс. Изменчивость количества костей. Ограничители движения. Эволюционные особенности.

Скелет верхних конечностей. Сходство и различие с приматами. Эволюционные особенности.

Скелет нижних конечностей. Сходство и различие с приматами. Эволюционные особенности. Строение стопы, прямохождение. Плоскостопие.

Соединения костей. Виды соединений. Подвижные и неподвижные соединения. Строение сустава. Виды суставов. Ограничение движения.

Особенности скелета новорожденных. Отличие скелета по половому признаку.
Опорно-двигательный аппарат: Мышечная система.

Мышцы. Виды мышц. Топология. Классификация мышц. Произвольные и непроизвольные мышцы. Строение мышечной единицы. Мышечные сокращения. Иннервация.

Сердечная мышца.

Сила и работа мышцы.

Рычаги: мышцы и кости.
Покровная система.

Строение и функции кожи.

Производные кожи: волосы, ногти, сальные, потовые и молочные железы.
Пищеварительная система.

Направление пищеварения. Ротовая полость. Слюнные железы. Зубы. Пищевод. Желудок. Кишечник. Печень. Поджелудочная железа. Желчный пузырь.

Всасывание в кишечнике. Нарушение работы желудка и кишечника. Гастриты и язвенная болезнь.
Выделительная система.

Органы выделения человека: кожа, легкие, железы, почки.

Мочевыделительная и половая системы человека.

Строение и функции почки. Фильтрация.


Дыхательная система.

Носоглотка. Трахеи. Бронхи. Легкие.

Легочные объемы. Емкость легких.

Строение легкого. Кислородный обмен.

Механика дыхания.

Болезни дыхательной системы. Влияние внешних факторов.
Кровь.

Функции крови. Бассейны крови. Объем крови в организме. Кровь как соединительная ткань. Состав крови. Фракции. Плазма. Форменные элементы.

Функции составляющих крови.

Полный клинический анализ крови.

Группы крови. Переливание. Совместимость. Резус-фактор. Гомеостаз и гемостаз.

Свертываемость крови. Факторы свертываемости.
Сердечнососудистая система.

Топика. Сосуды и нервы. Классификация сосудов. Вены и артерии. Воротная система. Приоритет обеспеченности органов кровью. Круги кровообращения. Бассейны крови. Болезни крови и сердечнососудистой системы.

Сердце. Расположение сердца. Автоматизм сердечной мышцы. Сокращения (систола и диастола). Проводимость сердца и влияющие на нее факторы. Пульс. Кровяное давление.

Кардиограмма и ее расшифровка. Сердечные отведения.
Анализаторы.

Визуальный анализатор. Строение глаза. Восприятие изображение и обработка сигнала. Дефекты зрения и их коррекция.

Слуховой анализатор. Слух. Частотный диапазон. Пороговое значение.

Равновесие. Вестибулярный аппарат.

Вкусовой анализатор. Запаховый анализатор. Вкус и запах. Феромоны.

Осязание. Связь со строением и функциями кожи.
Нервная система (дополнительный материал для самостоятельного изучения)

Отделы. Головной и спинной мозг. Строение. Эволюционное развитие. Критерии и параметры. Память. Прием, обработка и передача информации. Контроль за организмом в целом. Нарушения. Физические процессы передачи электрического импульса. Черепно-мозговые нервы. Координация работы органов и систем.

Эндокринная система (дополнительный материал для самостоятельного изучения)

Химический сигнал. Железы. Гормоны. Влияние на общее состояние организма.
Иммунная система (дополнительный материал для самостоятельного изучения)

Иммунитет. Связь с другими системами организма. Кровь, лимфа. Болезни, связанные с нарушениями работы иммунной системы.