birmaga.ru
добавить свой файл

1


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества г. Сочи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Социально-педагогическое объединение

«Знайки»

Срок реализации: 3 года

Модифицированная

Возраст обучающихся: 7-11 лет
Педагог: Петренко С.А.

2012г.

Пояснительная записка
Направленность. Данная программа имеет естественно-научную и практическую направленность.

Исследования психологов и педагогов убедительно показывают, что интеллектуальные возможности людей, которыми их наделила природа, следует развивать, раскрывать и использовать во благо самих людей. Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и никогда не поздно.

Актуальность.
Ученые отмечают, что в наше меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и, особенно, творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Большинство заданий традиционной программы обучения учащихся начальных классов ориентировано на формирование в большей мере эмпирического репродуктивного мышления, мало заданий развивающего характера. Дети затрудняются при ответах на проблемные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению, к творческому анализу.

Доказано, что работа рук влияет на развитие мозга, поэтому в программу включены различные практические занятия, направленные на развитие мелкой моторики и мыслительных операций - анализа и синтеза (вышивка, лепка, оригами, создание композиций из разных материалов), где дети проявляют свои творческие способности.


Новизна. В теории и практике обучения вопросу развития общих творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания. В данной программе от года к году расширяется кругозор детей по определенным темам, т.е. поддерживается интерес к познанию нового.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что материалы данной программы сопутствуют развитию у детей общеучебных навыков и умений, интереса к окружающему миру, способность мыслить, рассуждать, умение общаться в коллективе, высказывая свое мнение, т.е. способствует образованию и воспитанию ребенка.

Целью программы учебной группы "Знайка", рассчитанной на 3 года, является общее развитие учащихся младшего школьного возраста (2–4 кл.), развитие их умственных и творческих способностей, формирование практических навыков некоторых видов рукоделия, направленных на развитие мыслительных операций.

Задачи программы:

обучающие:

1) расширение знаний детей по учебным предметам;

2) учить учиться;

3) знакомить детей с историческими и культурными ценностями родной страны и мира;

4) формировать умения производить логические операции: анализ и синтез, и т.п.

5) обучать связной речи, общению;

6) обучение практическим навыкам работы с разными материалами;

развивающие:

1) развитие памяти, внимания, быстроты реакции, логического мышления;

2) формирование познавательных интересов;

3) расширение кругозора детей;

воспитательные:

1) воспитание творческой личности, способной к самостоятельному поиску и приобретению знаний, дальнейшему самосовершенствованию;

2) формировать навыки работы в коллективе, взаимопомощи, понимания и принятия интересов других;

Особенностью этой программы считаю срок её реализации и повторяемость разделов, с каждым годом дополняемых новыми знаниями, соответственно возрасту учащихся.


Возраст обучающихся: 7-11 лет.

Срок реализации: 3 года (со 2 по 4 кл.)

Форма занятий: групповая; режим: по 1 ч., 4 ч. в неделю (2-4 кл. – занятия по 45 мин)

Ожидаемые результаты:

(от года к году обучения указанные ниже ожидаемые результаты будут совершенствоваться и расширяться соответственно возрасту и содержанию программы каждого года)

· умение правильно общаться в разных жизненных ситуациях; пользоваться различными словарями; иметь понятие о рифме; уметь разгадывать занимательные задания (ребусы, шарады, и т.п.); распознавать и создавать тексты разных видов; умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; определять логические связи, решать нестандартные задачи; доказывать способ верного решения; иметь развитое воображение, быстроту реакции и мышления, более развитые виды памяти;

. умение высказывать своё мнение, доказывая его правильность;

. умение правильного общения со сверстниками и взрослыми;

· иметь общее представление об истории, культуре, культурных ценностях, традициях своей страны и мира;

 · уметь вышивать разными техниками;

 · уметь изготавливать поделки из соленого теста и разных материалов, пользуясь комбинированной техникой работы;

 · кругозор детей значительно расширится;

 · общее развитие детей должно быть выше стандартного возрастного уровня;

 · у детей более развиты способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Формы подведения итогов: интеллектуальные игры, КВН, конкурсы, праздники, выставки творческих работ.
Учебно-тематический план:



1-й год обучения











Раздел/ Тема

Всего часов

теория

практика

выход

I. Развивающий раздел


60

20

10

30

1. Развитие речи и творческих способностей.

12

4

2

6

2. Развитие внимания, быстроты мышления и реакции.

12

4

2

6

3. Развитие памяти.

12

4

2

6

4. Развитие логики.

12

4

2

6

5. Развитие воображения, творческого восприятия.

12

4

2

6


II. Познавательный раздел


60

14

16

30

1. Математика.

12

4

8




2. Русский язык.

12

4

8




3. Окружающий мир.

12







12

4. История.

12

2




10

5. Культура.

12

4




8
















III. Практический раздел.

14


1

13




1. Вышивка.

4

1

3




2. Творческие работы из разных материалов.

10




10




IV. Обобщающие занятия


10







10

Итого:

144

35

39

70



2-й год обучения













Раздел/ Тема

Всего часов

теория

практика

выход

I. Развивающий раздел


60

20

10

30

1. Развитие речи и творческих способностей.

12

4

2

6


2. Развитие внимания, быстроты мышления и реакции.

12

4

2

6

3. Развитие памяти.

12

4

2

6

4. Развитие логики.

12

4

2

6

5. Развитие воображения, творческого восприятия.

12

4

2

6

II. Познавательный раздел


60

12

16

32

1. Математика.

12

4

8




2. Русский язык.

12

4

8




3. Окружающий мир.

12







12

4. История.


12

2




10

5. Культура.

12

2




10

III. Практический раздел.

14


4

10

10

1. Вышивка.

4

2

2




2. Творческие работы из разных материалов.

10

2

8




IV. Обобщающие занятия


10







10

Итого:

144

36

36

72



3-й год обучения











Раздел/ Тема


Всего часов

теория

практика

выход

I. Развивающий раздел


60

20

10

30

1. Развитие речи и творческих способностей.

12

4

2

6

2. Развитие внимания, быстроты мышления и реакции.

12

4

2

6

3. Развитие памяти.

12

4

2

6

4. Развитие логики.

12

4

2

6

5. Развитие воображения, творческого восприятия.

12

4

2

6

II. Познавательный раздел

60


12

16

32

1. Математика.

12

4

8




2. Русский язык.

12

4

8




3. Окружающий мир.

12







12

4. История.

12

2




10

5. Культура.

12

2




10
















III. Практический раздел.

14


4

10

10

1. Вышивка.

4

2

2



2. Творческие работы из разных материалов.


10

2

8




IV. Обобщающие занятия


10







10

Итого:

144

36

36

72


Содержание программы:
I. Развивающий раздел.

1. Развитие речи и творческих способностей.

Для чего нужны словари. Знакомство с разными видами словарей (орфографический, толковый, синонимов, антонимов, фразеологический и др.) Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, и.т.п.) Знакомство с рифмой. Что такое строфа, сочинение стихов. Учимся правильно вести беседу, правильно говорить в разных жизненных ситуациях. Сочинения устные и письменные.

2-3. Развитие внимания, памяти, быстроты мышления и реакции.

Что такое внимание, память, ее виды. Мнемотехника, ее виды. Для чего нужна быстрота реакции и мышления. Тренировочные упражнения и игры на развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, быстроты мышления и реакции.

4. Развитие логики.

Что такое логика. Логические связи, их типы. Буквенно-числовые закономерности. Логические операции: анализ и синтез. Логические цепочки. Логические задачи. Логические ошибки. Игры и упражнения на развитие логики. Занимательные перевёртыши.
5. Развитие воображения и творческого восприятия.

Знакомство с мимикой, пантомимой. Общение при помощи жестов. Игры и задания на развитие органов чувств, воображения ( «Ассоциации», « Фантазер», «Узнай предмет», «Не верь глазам своим!» и др.) Развитие пространственного воображения, задания по перекладыванию спичек. Развитие творческого воображения ( воображаемые путешествия, вымышленные страны, предметы и живые существа). Инсценировка жизненных ситуаций.


II. Познавательный раздел.

1. Математика.

Знакомство с математическими заданиями, отличительными от программы начальной школы: числовые магические квадраты и треугольники, их составление, нестандартные задачи, математические кроссворды, логогрифы, шарады, ребусы с использованием чисел, рисование цифрами. Занимательная математика. Интересные числа. Большие числа.

2. Русский язык.

Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Устаревшие слова. Диалектные и просторечные слова. Использование словарей различных видов. Чистота речи. Понимание речи других. Слушание. Словообразование. Имена и фамилии людей, что они значат. Игры со словами (палиндромы, шарады, ребусы, изографы и др.) Правила составления ребусов. Знакомство с кроссвордами и сканвордами, правилами их отгадывания.
3. Окружающий мир.

Вселенная, космос, планеты, звезды. Занимательная астрономия. Как путешествуют растения. Рекорды растений и животных «Самый! Самый! Самый!». Что такое флора и фауна. Интересные сведения о флоре и фауне. Энциклопедии и справочники о природе. Экология. Экологические проблемы, учимся их видеть и решать.

4. История.

Понятие об истории. Наши предки-славяне. Мифология. Мифы разных народов. Мифы Древней Греции, Древнего Рима, славянские мифы. Шаги истории, век, год. Генеалогия. Составление генеалогического древа. Автобиография. Составление автобиографии. Исторические личности России и мира. История денег. Монеты. Занимательная история.

5. Культура.

Понятие «культура». Культурные ценности (картины, музыка, архитектура, скульптура).

Древняя культура славян. Музеи, их виды. Для чего нужны музеи? Первый музей. Знаменитые музеи нашей страны и мира. Заочные экскурсии по музеям мира. Экскурсия в Третьяковскую галерею.

Композиторы и музыканты. Какая бывает музыка (виды музыкальных произведений, музыкальные жанры). Архитектура. Замки. Кремли. Мировые архитектурные ценности (Московский Кремль – экскурсия). Национальные традиции, праздники, игры (традиции русского народа, народов России и мира). Фольклорный праздник - «Русские посиделки».

III. Практический раздел.

1. Вышивка.

История ремесла. Виды старинной вышивки. Вышивка гладью. Вышивка лентами. Вышивка крестиком. Комбинированная вышивка. Практическое освоение всех названных видов вышивки.

2. Лепка из соленого теста.

Материалы и инструменты при работе с тестом. Способы приготовления теста. Приемы работы с соленым тестом. Создание поделок, оформление композиций, панно из изделий.

3. Оригами.

Бумага - интересный материал. История появления бумаги. Искусство оригами, откуда оно пошло. Приемы сгибания и складывания. Изготовление поделок. Использование отдельных поделок для создания общей работы группы.

4.Поделки из природного материала.

Знакомство с видами природных материалов и приемами работы с ними. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Изготовление поделок. Создание композиций.


5. Комбинированная техника.

Создание поделок с использованием разных приемов и техники (поделки из соленого теста и работы с вышивкой, оригами с природным материалом, и др.)

IV. Обобщающие занятия.

Подведение итогов работы в группе за год. Игра «Самый умный». Устный журнал «Путешествие в прошлое». Выпуск экологической газеты. Игра КВН. Праздничная программа «В гостях у Знайки». Выставка творческих работ учащихся.
Методическое обеспечение программы
Принципы реализации программы:

· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

· коллективизм;

· креативность (творчество);

· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· научность;

· сознательность и активность учащихся;

· наглядность.

Формы занятий: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы, заочные экскурсии и др.

Методы:

а) по источнику познания:

словесный (объяснение, беседа, инструктаж, рассказ, и т.п.);

наглядный (демонстрация, иллюстрирование, использование ИКТ-технологий, видео);

работа с книгой;

в) по характеру познавательной деятельности:

взаимодействие, поощрение, наблюдение, коллективная работа, игра, работа по образцам, схемам, проблемные ситуации, анализ, обобщение, выполнение самостоятельных творческих работ, вариативных и интегративных заданий.

с) на основе структуры личности:

одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации и т.п.

Приемы:

· анализ и синтез;

· сравнение;

· классификация;

· аналогия;

· обобщение.

Материально-техническое оснащение: кабинет естественным и искусственным освещением, видео и аудиоаппаратура, телевизор, компьютер, демонстрационные материалы, звукозаписи, видеозаписи, и т.п.

Используемая литература.
1. Энциклопедии. Справочники. Словари.

2. Н. Винокурова, "Лучшие тесты на развитие творческих способностей", АСТ-Пресс, М., 1999 г.

3. Н. Винокурова, "5000 игр и головоломок для школьников", АСТ-Астрель, М., 2003 г.

4. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, "Как преодолеть трудности в обучении детей", Изд. ОСЬ-89, Москва.

5. Н.А. Пшеницына, "Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки", Изд. ВЛАДОС, М., 2004 г.

6. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, "Все предметы начальной школы в викторинах", 1–4 кл., АСТ-Астрель, М., 2003 г.

7. Н.В. Клюева, О.В. Костромина, "Учим детей общению", Ярославль, Изд. Академия развития, 1997 г.

8. Л.П. Толмачева, "Окно в удивительный мир природы. Занимательная экология", Изд. Сталкер, Днепропетровск, 1998 г.

9. Л.Ф. Тихомирова, "Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения", Творческий центр "Сфера", М., 2001 г.


10. Я. Перельман, "Занимательная арифметика".

11. Н.Н. Ушаков, "Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах", М., Просвещение, 1967 г.

12. А.Т. Арсирий, Г.М. Дмитриева, "Материалы по занимательной грамматике русского языка", Учпедгиз, 1967 г.

13. А. Зак, "Путешествие в Сообразилию", М., НПО Перспектива.

14. З.А. Михайлова, "Игровые и занимательные задачи для детей", М., Просвещение, 1990.

15. Л.А. Шкатова, "Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку", М., Просвещение, 1989 г.

16. "Занимательная география: любопытные факты, кроссворды", М., Школа-Пресс, 1992.

17. А.П. Большаков, "Биология. Занимательные факты и тесты", С.-Пб., Паритет, 2000 г.

18. "Книга юного натуралиста", М., Молодая гвардия, 1982 г.

19. Б.Н. Головкин, "Рассказы о растениях-переселенцах", М., Просвещение, 1984 г.

20. В.А. Алексеев, "300 вопросов и ответов о животных", Ярославль, Академия развития, 2003 г.

21. И.П. Сосновский, "О редких животных мира", М., Просвещение, 1987 г.

22. Л.П. Молодцова, "Игровые экологические занятия с детьми", Минск, Асар, 1996

23. Историческая литература: справочники, энциклопедии.

24. "Мифы Древней Греции".

25. Статьи из журналов и газет о славянской мифологии.

26. Наборы репродукций "Третьяковская галерея", Вып. 1, 2, 3.

27. Художественные альбомы "Замки Европы", "Шедевры живописи".

28. Аудиокассеты и др.

29. С.И.Попивщая, ″Искусство вышивки″, С.-Петербург, ″ЭКСМО-Пресс″, 2002г.

30. Е.В.Данкевич, ″Лепим из соленого теста″, С.-Петербург, ″Кристалл″, 2001г.

31. С.Шухова, ″Поделки из всякой всячины″, М.,″Айрис-пресс″, 2006г.


Литература для учащихся.

1. Н. Винокурова, "5000 игр и головоломок для школьников", АСТ-Астрель, М., 2003 г.

2. Н.А. Пшеницына, "Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки", Изд. ВЛАДОС, М., 2004 г.


3. Л.П. Толмачева, "Окно в удивительный мир природы. Занимательная экология", Изд. Сталкер, Днепропетровск, 1998 г.

4. А. Зак, "Путешествие в Сообразилию", М., НПО Перспектива.

5. З.А. Михайлова, "Игровые и занимательные задачи для детей", М., Просвещение, 1990

6. Л.А. Шкатова, "Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку", М., Просвещение, 1989 г.

7. "Занимательная география: любопытные факты, кроссворды", М., Школа-Пресс, 1992.

8. Б.Н. Головкин, "Рассказы о растениях-переселенцах", М., Просвещение, 1984 г.

9. Историческая литература: справочники, энциклопедии.

10. "Мифы Древней Греции".

11. Аудиокассеты и др.

12. С.Шухова, ″Поделки из всякой всячины″, М.,″Айрис-пресс″, 2006г.

13. Словари.

14. Энциклопедические издания.

15. Справочники.

Видео-диски.
1. Серия «Всемирное наследие».

2. Путешествие по Москве. и др. диски познавательного характера.

Аудиозаписи: «Голоса птиц и зверей», «Звуки города», «Шедевры классической музыки» и др.