birmaga.ru
добавить свой файл

1
Подпрограммы к программе развития техникума

Главной целью воспитательной деятельности в техникуме является организация и координация воспитательной и внеучебной работы, направленной на формирование сознательной гражданской позиции обучающегося; формирование компетенций, сопровождающихся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней; конкурентоспособного специалиста, носителя общечеловеческих и национальных ценностей, воспитание социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, способной самостоятельно и ответственно строить общественную жизнь.

Воспитание в техникуме осуществляется на основе следующих принципов:

- целенаправленного управления развитием личности обучающегося с учетом профессиональной специфики;

- личностного подхода, признающего интересы личности обучающегося и его семьи;

- гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;

- вариативности воспитательных систем, предполагающих различные модели воспитательной деятельности;

- компетентного использования педагогическим коллективом техникума обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов.

В техникуме создана структура управления, в которую входят: директор, зам. директора по воспитательной работе, руководители структурных подразделений: методическое объединение классных руководителей, воспитатели общежитии, медико-социально-психологическая служба. Для повышения эффективности работы действует система соуправления педагогического коллектива и коллектива обучающихся.

Планирование воспитательного процесса осуществляется при участии методического объединения классных руководителей. Семинары классных руководителей и мастеров п/о учебных групп проводятся по утвержденному на учебный год плану. На них обсуждаются нормативно-правовые документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, изучаются прогрессивные методики и технологии воспитания молодежи в современных условиях, проводится обмен опытом работы в группах. Совместная работа методического объединения классных руководителей с органами самоуправления проводится по основным направлениям:


- спортивно-оздоровительная и профилактическая работа;

- патриотическое, гражданско-правовое воспитание;

- культура жизненного самоопределения, трудовое воспитание.

Патриотическое направление – одно из приоритетных в воспитательной системе учебного заведения.

Патриотическое воспитание происходит в учебной и внеурочной деятельности. В основу берутся следующие направления:

- воспитание преданности Родине;

- формирование уважения к труду, людям труда, трудовым традициям;

- формирование уважения к боевому прошлому Родины;

- воспитание гуманного отношения к окружающим людям;

- воспитание гражданского сознания;

- формирование стремления к здоровому образу жизни.

Основные направления работы:

- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

- воспитание у обучающихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление им подражать;

- формирование дисциплинированности и трудолюбия.

1. Подпрограмма «SOS»
Цель:
содействовать формированию у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальных подростков, их духовно-нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений поведения и отношений их с окружающими.

Задачи подпрограммы:


  1. Проведение диагностического исследования обучающихся группы «рис­ка» с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склон­ностей, уровня сформированности их нравственных качеств духовной культуры, гражданской позиции.

  2. Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры обучающихся.
  3. Создание условий для успешной самореализации личности обучающегося и повышения его самооценки.


  4. Формирование у обучающихся положительной мотивации к обучению и участию их в делах группы и техникума.

  5. Создание условий для вовлечения обучающихся группы «риска» в обще­ственно полезную деятельность, воспитание навыков неконфликт­ного поведения и общения.

  6. Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в деятельности по самопознанию и самостроительству своих личностей.

  7. Оказание социально-психологической помощи подросткам в решении наи­более актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности.

  8. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здо­рового образа жизни и формированию у них негатив­ного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, ток­сикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.

  9. Воспитание культуры половых отношений;

  10. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательно­го процесса в организации профилактической работы по предуп­реждению безнадзорности и правонарушений среди несо­вершеннолетних.

Деятельность по реализации подпрограммы:

  1. Проведение мероприятий по выявлению обучающихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

  2. Участие в операции «Подросток».

  3. Диагностику обучающихся группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.

  4. Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха обучающихся.

  5. Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.

  6. Помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних.

  7. Выявление и постановку на учет неблагополучных семей.

  8. Социальную защиту и помощь подросткам, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.

Участники подпрограммы:


- заместитель директора техникума по воспитательной работе;

- педагог-психолог;

- инспектор по делам несовершеннолетних;

- классные руководители, мастера п/о;

- медицинский работник;

- обучающиеся и их родители;

- представители органов власти, государственных учреждений и общественных
организаций (администрация города, биржа труда, общественная органи­зация «Красный крест», Брянский региональный антиалкоголь­ный фонд и др.).

Основные направления деятельности и формы работы:

1. Диагностика обучающихся, процесса и условий их развития:

- анкетирование и тестирование обучающихся;

- анализ медицинских карт,

- составление картотеки обучающихся; группы «риска»;

- систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установле­ние причин педагогической запущенности;

- изучение положения подростка в семье, группе и техникуме

- определение круга общения подростка.

2. Организация взаимодействия между техникумом и:

- инспекцией по делам несовершеннолетних;

- центром детского технического творчества;

- медицинскими учреждениями;

- комиссией по делам несовершеннолетних;

- родителями обучающихся;

- общественными организациями.

3. Правовое воспитание обучающихся:

- изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое их соблю­дение;

- изучение государственных и международных документов о правах чело­века, о его положении в обществе;

- создание консультационных пунктов по оказанию обучающимся информационно-правовой помощи;

- проведение специалистами по праву тематических бесед и лекций (разъяснение правил поведения в техникуме, общественных местах, транспорте, вблизи автомобильных и железных дорог);

- организация занятий для подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций;


- использование на уроках учебного материала, способствующего формированию правового сознания обучающихся.

4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:

- организация медико-социальной и психолого-педагогической служб по работе с обучающимися, родителями и педагогами;

- проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;

- оперативное выявление проблем в учебной деятельности обучающих­ся и оказание им необходимой помощи;

- поддержка социально ценных инициатив и интересов подростков, забота о вовлечении обучающихся из группы «риска» в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных орга­низаций;

- ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

- установление доброжелательных отношений с родителями проблем­ных детей, оказание им систематической и действенной помощи;

- ведение учета особо сложных и неблагополучных семей, проводи­мой с ними работы и ее результатов;

- проведение профилактических бесед, встреч с работниками меди­цинских и других учреждений по проблемам наркомании, токсикома­нии, алкоголизма.

5. Работа с семьей:

- выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

- обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспек­тора по делам несовершеннолетних и членов соответствующей го­родской комиссии;

- организация консультаций родителей специалистами: психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов;

- посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;

- организация тематических встреч родителей с работниками техникума, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;

- проведение общетехникумовских и групповых родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций.


2. Подрограмма «В здоровом теле здоровый дух»
Цель: формирование у обучающихся стремления к укреп­лению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Задачи подпрограммы:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- выявление одаренных детей, обладающих уникальными физиче­скими способностями, содействие полному их раскрытию;

- привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых, но и обучающихся с ослабленным здоровьем, физическими не­достатками, обеспечивая при этом равные шансы на победу для всех участников;

- воспитание негативного отношения к вредным привычкам, актив­ная и широкая пропаганда здорового образа жизни;

- установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями города по вопросам профилактики заболеваний.

Деятельность по реализации подпрограммы:


  1. Объединение обучающихся в соответствии с их спортивными интере­сами для совместных занятий волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, настольным теннисом.

  2. Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.

  3. Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед.

  4. Организацию экскурсий, походов, прогулок.

  5. Пропаганду здорового образа жизни подростков.

  6. Организацию активного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.

  7. Привлечение внимания родителей и других представителей взрос­лого населения города к проблемам формирования и ведения здо­рового образа жизни.

Участники подпрограммы:

- обучающиеся техникума;

- члены педагогического коллектива;

- медицинский работник;

- родители.

Основные направления деятельности и формы работы:

1. Учет состояния здоровья обучающихся:

- анализ медицинских карт обучающихся,


- определение групп здоровья,

- учет посещаемости занятий,

- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы групп.

2. Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:

- организация работы спортивных секций, кружков,

- проведение факультативных занятий по физической культуре,

- динамические паузы,

- индивидуальные занятия,

- Дни здоровья.

3. Учебная и внеурочная деятельность:

- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ,

- открытые классные и общетехникумовские мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности,

- спортивные секции: баскетбол; волейбол; легкая атлетика; лыжи.

4. Основные направления пропаганды здорового образа жизни:

- тематические классные часы, лекции, познавательные игры, агит­бригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

- совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами
внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения
алкоголизма;

- обучение обучающихся оказанию первой медицинской помощи.

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни че­рез уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физи­ческой культуры.

5. Соревнования и спортивные праздники:

- «Веселые старты»;

- общетехникумовские соревнования по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лыжам.

6. Профилактика заболеваний обучающихся:

- организация медицинского всеобуча;

- организация медицинского обследования;

- соблюдение гигиенических норм и правил для обучающихся;

- соблюдение норм освещения и отопления в техникуме и общежитии;

- осуществление мер, предупреждающих распространение ин­фекционных заболеваний среди обучающихся;

- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, филь­мов;

- проведение общетехникумовского конкурса «Самая здоровая группа»;

7. Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

1. Цикл бесед «Гигиена умственного труда».

2 «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».


  1. «Вредные привычки и здоровье человека».

  2. «Здоровье человека XXI века».

  3. «Гармония тела и духа».

  4. «Кушайте на здоровье».

  5. «Прелести "свободной любви"».

  6. «Умение управлять собой».

  7. «Крик о помощи».

  1. «Прощайте, наркотики!»

  2. Занятия по профилактике наркомании.

  1. «Суд над наркоманией»

  2. «Исцели себя сам»

  3. «Экзамены без стресса»

  4. «Сделай правильный выбор».

  5. «Разговор на чистоту».

  6. Акция «Внимание, СПИД!»

  7. «Не оборви свою песню!»

8. Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:

1. «Здоровье ребенка в руках взрослых».

2. «Здоровая семья: нравственные аспекты».

3. «На контроле здоровье детей».

  1. «Режим труда и учебы».

  2. «Физическое воспитание детей в семье».

  3. «Алкоголизм, семья, дети».

  4. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».

  5. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».

  6. «Вредные привычки у детей».

10.«Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».

11.«Вопросы, которые нас волнуют».
12. «Эти трудные подростки».

13. «Взрослые проблемы наших детей».

14. «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».

  1. «Курение и статистика».
  2. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — реальность или миф».

  3. «Наркотики в зеркале статистики».

  4. «Социальный вред алкоголизма».

  5. «Психология курения».

  6. «Нецензурная брань — это тоже болезнь»