birmaga.ru
добавить свой файл

1
Дебальцевская общеобразовательная школа I - III ступеней №5


Виды самостоятельной роботы

по теме «Союз»

Подготовила

Ржевская Ю.Н.,

учитель русского

языка и литературы

г. Дебальцево

2010 г.


К 7 классу учащиеся уже накопили немало сведений о союзах: о том, что союзы, как и предлоги, являются служебными ча­стями речи, что к ним нельзя поставить вопрос и, следовательно, они не являются членами предложения.

Правописание союзов чрезвычайно раз­нообразно, так как они имеют различное происхождение и степень слияния отдель­ных элементов в них различна. Так, союзы зато, тоже, также, чтобы воспринимаются как одно слово, а союзы по мере того, как; для того, чтобы; ввиду того, что и др. не успели слиться в одно нераздельное целое.

Учащимся необходимо дать практические приемы различения союзов и сходных по звучанию сочетаний слов (тоже — то же, чтобы — что бы} зато — за то, почему — по чему, потому — по тому, затем — за тем и т. п.).

Всю работу по усвоению правописания союзов необходимо сопровождать морфо­логическим разбором, в процессе которого учащиеся каждый раз должны определить, какой частью речи является сходное с сою­зом слово. Навык, приобретенный при про­ведении морфологического разбора, затем автоматизируется и превращается в ус­тойчивую привычку правильно, осмысленно писать союзы и слова, похожие на союзы, но являющиеся другими частями речи. Многое о правописании союзов учащимся придется усвоить в «словарном порядке», т. е. за­помнить наизусть.

Предлагаются упражнения для совер­шенствования навыков грамматического анализа различных по значению сочинитель­ных и подчинительных союзов, навыков грамматического конструирования, усвое­ния синонимии союзов, для тренировки на­выков правописания.

К большинству заданий приводятся от­веты и образцы, которые дают возможность сразу, непосредственно после выполнения упражнения проверить себя, учесть свои ошибки, чтобы в дальнейшем работать бо­лее уверенно. При выполнении таких уп­ражнений ученик работает по карточке с закрытым ответом, чтобы после выполнения задания открыть ответ и проверить свою запись.


1. Прочитайте и озаглавьте текст. Найди­те в нем союзы и устно укажите, какие из них простые и какие составные. Затем спишите текст.

Самое цен..ое на земле — земля, почва.

О земле говорят — пл..д..родная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и кар­тофель, яблоки и бананы. На угле ничего (не) растет, на железе тоже. Даже на кус­ке золота, на самом дорогом саморо..ке,— не вырастет лопух. На земле р..стут тысячи различных р..стений, чтобы дать людям пи­щу, одежду, жилье. Мы не можем жить без р..стений, а р..стения не могут без земли, то есть без пл..д..родной почвы. Почва тон­ким слоем всего в (не) сколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот пл..д..родный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что пл..д..родной почвы на земле не так уж много. Поэтому землю надо береч (?). (А. Мусатов).

2. Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу в каждом предло­жении. Укажите сочинительные и подчи­нительные союзы и определите их значение (укажите соединительные, разделитель­ные и противительные союзы, если они сочинительные; укажите значение времени,
причины, цели или условия, если союзы подчинительные). Спишите, вставляя пропу­щенные буквы и расставляя знаки препинания. При списывании укажите границы предложений в составе сложного.

1) Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова р..згорелся ровно и ярко. (Горький). 2) Листья то косо летели по ветру то отвесно л..жились в сы­рую траву. (К. Паустовский). 3) Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки. 4) Наука любит трудолю­бивых ибо труд это талант. (Н. Шило). 5) Агр..номы делают все, чтобы урожай­ность наших полей возрастала.

Упражнения проводятся на уроках, по­священных повторению морфологических и синтаксических признаков союзов; они помогут углубить знания учащихся о значении союзов и их роли в структурной и пунктуационной организации предложения.


Такая работа должна подготовить уча­щихся к усвоению синтаксиса сложного предложения и облегчить формирование пунктуационных умений учащихся.

3. Прочитайте, озаглавьте текст. Затем спишите его. Найдите сочинительные союзы и укажите, что они соединяют: однородные члены или части сложного предложения.

Самое пр..красное слово на земле — ма­ма, и оно звучит (на) всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верн..е и чутк..е сердце. (В) нем никогда (не) гаснет любовь, и оно ни (к) чему (не) остается равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя любовь к матери делает ра­достной и светлой твою жизнь. (По 3. Воскресенской).

4. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное пред­ложение. В каком случае нужна запятая перед одиночным союзом и? Обозначьте гра­ницы простых предложений в составе слож­ного и выделите союзы. Правильно рас­ставьте знаки препинания.

Образец. Листья пожелтели и....


  1. Листья пожелтели и опали.

  2. Листья пожелтели, // и ветер сорвал их с деревьев.

1) Пришла весна и ... . 2.) Солнце все ярче светит и ... .

3) Деревья вновь зазеленели и ... . 4) Наст­роение у всех веселое и ... .

Опорная карточка.

1. Чтобы выполнить 1-ю часть задания, надо к имеющимся членам предложения добавить либо однородное сказуемое (При­шла весна и принесла тепло), либо однород­ное подлежащее (Пришли весна и солнце). Перед одиночным союзом и в предложении с однородными членами запятая не ставится. Граница предложения в данном случае будет соответствовать точке.

2. Чтобы выполнить 2-ю часть задания, надо к имеющемуся предложению (Пришла весна и ...) добавить новое предложение, т. е. ввести грамматическую основу (... на­ступили теплые дни). Граница предложе­ний в этом случае будет там, где стоит союз и, поэтому перед союзом и ставится запятая.


Цель упражнения — путем сопоставле­ния омонимичных конструкций закрепить один из важнейших пунктуационных на­выков — постановки запятой перед союзом и в сложном предложении и в простом при од­нородных членах. Это упражнение помогает и развитию речи учащихся, поэтому же­лательна его коллективная проверка.

5. Закончите пословицы, употребляя про­тивительные союзы.

1) Не по словам судят ... . 2) На взгляд-то он хорош ... . 3) Мягко стелют ... . 4) Под гору вскачь ... . 5) Книга в счастье укра­шает ... .

Приведите 2—3 пословицы или поговорки с другими союзами, например, раздели­тельными.

6. Прочитайте, найдите союзы тоже, зато. Объясните их написание. Укажите место­имение то с частицей же или предлогом за. Применяйте способы проверки написаний. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы.

1) Как муравей ухитряется поднимать ношу во много раз тяжелее своего веса? — то (же) загадка. 2) То (же) слово, да не так бы молвить. 3) Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, сухие, с голыми сучьями,— там то (же) тропы не было. 4) Тут была елань — то (же) са­мое, что зимой в пруду прорубь. (М. Приш­вин). 5) Положим, он знает лесные до­рожки, гарцует верхом, не боится воды, (за) то беспощадно едят его мошки, (за) то ему рано знакомы труды. (Некрасов).

Карточка для самопроверки.

1) Тоже = и (и это загадка), тоже — союз. 2) То же слово (= то слово), то — местоимение. 3) Там тоже (= и, союз) тропы не было. 4) То же самое, что зимой в пруду прорубь (то — местоимение). 5) ... Зато беспощадно едят его мошки, зато ему рано... (зато = но, союз).

7. Прочитайте предложения парами. Най­дите сходные по звучанию слова в каждой паре предложений и определите, какие из них являются союзами. Какой прием про­верки написания союзов и других слов, близких по звучанию, вы знаете? Проверь­те себя по учебнику (п.45).


Союзы:

тоже = и

также

зато = но




  1. Незнакомец был невысок ростом, зато плечист.

  2. Я тоже хочу быть рабочим.




  1. Наш класс также посетил Исторический музей.

  1. Мальчик получил награду за то, что спас ребенка во время пожара.

  2. Сегодня мы выполняли то же задание, что и вчера.

  3. Мы так же работали, как и на прошлом уроке труда.


Опорная карточка.

1. В 1-м предложении левого столбика зато — союз, так как не отвечает на вопрос и не является членом предложения, его можно заменить синонимичным союзом но (невысок, но плечист). Союз зато пишется слитно.

В предложении правого столбика то — местоимение (вин. п.) с предлогом, так как отвечает на вопрос (получил награду) за что?, в предложении является дополне­нием. Дополнительный прием проверки: местоимение то можно заменить именем существительным (награда за подвиг, за успехи и т. п.). Местоимение с предлогом пишется раздельно.

2. Во 2-й и 3-й паре предложений союзы тоже, также можно заменить один другим и оба союзом и. Союзы тоже, также пишут­ся слитно. Местоимение то с частицей же и наречие так с частицей же пишутся раз­дельно: местоимение то можно заменить другим местоимением или прилагательным (такое же задание, интересное задание и т. п.), наречие так— другим наречием (быстро, успешно и т. п.), частицу же в этих словах можно перенести на другое место в предложении или совсем отбросить без ущерба для смысла.


Упражнения имеют целью закрепить в сознании учащихся приемы проверки слитного написания союзов и умения от­личить их от смешиваемых с ними место­имений и наречий со служебными частями речи.

8. Прочитайте. Найдите омонимичные слова в каждой паре предложений и опре­делите, какие из них являются союзами.

Работайте с учебником (п.45) и таблицей, данной в рамке.

­Союзы:

чтобы = (значение цели)

для того чтобы

потому что = (значение причины)

= оттого что

Местоимения:

Что бы ты посоветовал?Ты бы посоветовал ч т о?

по (к а к о м у?) тому берегу

от (к а к о г о?) того берега




  1. Все должны за­ниматься физкуль­турой, чтобы укре­пить свое здоровье.

  2. В нашей школе много хороших спортсменов, потому что с ними работает опытный тренер.

  1. Что бы ты посоветовал мне для укрепления здоровья?




  1. По тому берегу проложена трасса для проведения лыжных соревнований.


Опорная карточка.

1) В 1-м предложении левого столбика чтобы — подчинительный союз. Он упот­реблен в сложноподчиненном предложении и может быть заменен другим союзом то­го же значения — цели (для того чтобы), союз чтобы пишется слитно. В 1-м предло­жении правого столбика что бы — место­имение с частицей пишется раздельно: ча­стицу бы можно поставить в другое место предложения (Что посоветовал бы ты...) или совсем опустить (Что ты посоветуешь мне?).

2)Во 2-м предложении левого столбика потому— часть подчинительного союза по­тому что, употребленного в сложноподчи­ненном предложении; союз потому что можно заменить другим союзом того же значения (причина) — так как. В правом столбике по тому — местоимение с предло­гом по, так как отвечает на вопрос (по какому берегу?) и может быть заменено другим словом: прилагательным или место­имением (по крутому берегу, по этому бе­регу, по другому берегу и т. п.).


9. Прочитайте предложения. Найдите подчинительный союз чтобы и местоимение что с частицей бы. Каким членом предложения является местоимение что? Объясни­те другие орфограммы. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.


  1. Что (бы) вы ни делали чем (бы) вы ни занимались вам всегда понадобится ум­ный и верный помощник — книга. Из книг вы узнаете как живут народы разных стран как борются они за свободу узнаете о вели­ких открытиях науки и техники о звездах и планетах о растениях и животных. Го­товьтесь к тому что (бы) взойти на эту вы­сокую вершину.

  2. Бревно через воду и скрипучий дере­вянный мосток и гулкий железнодорожный мост существуют для того что (бы) мы не засиделись на одном берегу что (бы) вода не служила препятствием для тех, кто хочет куда-то идти, что-то искать. (В. Песков).

Упражнения проводятся при закреплении правописания союзов и помогают формиро­вать осознанное отношение к орфографи­чески смешиваемым написаниям.

10. Прочитайте текст. Укажите сочини­тельные и подчинительные союзы. Произве­дите морфологический разбор союзов.

Образец. Что — служебная часть речи, союз. Это союз простой, так как состоит из одного слова. Союз подчинительный, по­тому что соединяет придаточное предло­жение с главным; изъяснительный, так как указывает на то, о чем говорят. Служит для связи простых предложений в составе сложного.

Как часто приходится слышать суждение о том, что жестоко держать собаку в город­ской квартире, но я никогда не слышал, что­бы то же самое говорили о кошке. В действи­тельности квартира лишь только просторная конура для собаки, так как она обычно со­провождает своего хозяина на прогулках, в то же время для кошек квартира не что иное, как большая клетка.

11. Найдите союзы и произведите их морфо­логический разбор: укажите, простой союз или составной, сочинительный или подчини­тельный, что он связывает.

Ручьи, журча и извиваясь и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат, и разыгравшиеся воды под беломраморные своды с веселым грохотом летят. А там по нивам на просторе река раскинулась, как мо­ре, стального зеркала светлей. И речка к ней на середину за льдиной выпускает льдину, как будто стаю лебедей. (А. Фет).


12. Прочитайте текст. Найдите сочини­тельные и подчинительные союзы и объясни­те их правописание. Напишите предупреди­тельный диктант.

Слово о собственных именах.

Попробуйте ответить на вопрос: «Сколько на планете Земля географических объектов и географических названий?» Не можете? И не удивительно, потому что их число не поддается учету: чтобы их подсчитать, надо учесть огромное число городов на планете, сел, деревень, станиц, хуторов.

В населенных пунктах есть площади, ули­цы, переулки, которые тоже имеют свое имя. Также не безымянны и многочисленные ре­ки, озера, горы, овраги, леса, рощи. Нет, все географические названия сосчитать невоз­можно. Зато проще взять какую-нибудь не­большую страну с редким населением и по­пытаться подсчитать в ней географические наименования. По тому, сколько названий окажется на ее территории, можно судить о несметном количестве их на планете.

А сколько в мире имен и фамилий?

Собственные имена давно привлекали внимание ученых. Их возникновение, исто­рию, распространение изучают историки и географы. Но больше всех занимаются ими языковеды. (А. Тюрин).

Самостоятельная проверка своих зна­ний — необходимый компонент в формиро­вании и совершенствовании умений и на­выков учащихся.

Специально организованная работа с от­ветом важна для учащегося: она воспиты­вает необходимые навыки самоконтроля, умение видеть свои ошибки или, наоборот, убеждаться в правильности ответа, она за­крепляет и шлифует формирующиеся знания и практические навыки детей.

Как лучше организовать такую работу? После выполнения основного задания уча­щийся получает карточку с ответом или раз­решение сверить свою запись с ответом на имеющейся у него карточке. Обязательно дается время для самостоятельного исправ­ления решения, доведения его до образцо­вого.

Ошибки и нарушения в ответах фикси­руются и обсуждаются при коллективной или индивидуальной работе с учащимися. Затем проводится аналогичная работа по учебнику или по заданию учителя.

Особенно эффективна такая работа при подготовке к контрольной проверке знаний учащихся.

Нет сомнения, что работа с ответом, как и вся самостоятельная работа, в большинстве случаев требует предварительной под­готовки.