birmaga.ru
добавить свой файл

1
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ


Логинова Т.Н., методист

ГБОУ СПО «Курганский технологический колледж»,

г. Курган
В контексте разговора о повышении квалификации педагогических работников можно выделить три субъекта так или иначе взаимодействующие между собой:


  1. образовательное учреждение;

  2. педагогический коллектив;

  3. личность отдельного педагога.

Все перечисленные субъекты объединяют единые цели – подготовка конкурентоспособных специалистов и профессиональное развитие каждого педагога. Эти цели взаимосвязаны, так как подготовить специалиста, способного выдержать требования современного рынка труда, может лишь постоянно развивающийся педагог в условиях, стимулирующих это развитие.

Достижения вышеназванных целей рассматривается не как кратковременная экспертиза профессионально значимых знаний и умений и достижений педагогических работников, а как долговременный фактор, являющийся, с одной стороны, механизмом стимулирования роста профессионального мастерства и оценки качества их деятельности, а с другой,- способом совершенствования подготовки специалистов. Именно поэтому, методическая служба – важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива колледжа, позволяющая создать необходимые условия для постоянного пополнения знаний, творческого развития педагога и осуществить переход от образования к саморазвитию и самообразованию.

Методическая работа в колледже представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием. Данная работа ведется преподавателем, мастером производственного обучения в соответствии с «Положением о методической работе преподавателей и мастеров производственного обучения Курганского технологического колледжа»:

1 Предметно – профессиональное повышение квалификации направлено на совершенствование знаний по дисциплине, профессии, методике преподавания, обучения согласно с «Положением о повышении квалификации сотрудников КТК в учебных заведениях РФ».


2 Специальное повышение квалификации организуется по разработанным в соответствии с потребностями образовательного учреждения или индивидуальными запросами педагогов по определенному направлению профессиональной деятельности:


  • «Школа педагогического мастерства» - своеобразные авторские классы – проводят с педколлективом лучшие преподаватели и мастера производственного обучения, имеющие и претендующие на высшую квалификационную категорию.

  • «Школа молодого специалиста» - оказывает методическую помощь начинающим педагогам, испытывающим затруднения в своей практической деятельности; занимается формированием нового педагогического мышления.

  • Временные творческие группы создаются только на период решения определенной проблемы. Заседания там проходят в форме дискуссии, в процессе которой обсуждаются актуальные для процесса обучения вопросы.

  • Методический кабинет. Работа осуществляется в форме индивидуальных и коллективных консультаций, курировании самостоятельной деятельности педагогов. Он так же анализирует работу преподавателей и мастеров производственного обучения; систематизирует, оформляет и разрабатывает механизм трансляции педагогического опыта, организация постоянно – действующего теоретико – методического семинара, где выносятся актуальные вопросы современного образования в аспекте теоретической, дидактической, методической, психологической подготовки преподавателей;

  • Конкурс «Преподаватель года» - один из педагогических проектов методической службы колледжа, который позволяет через получение нестандартного опыта развивать как профессиональное самосознание, так и просто человеческое повседневное мироощущение всех его участников. Конкурс проходит в соответствии с «Положением о внутриколледжном конкурсе «Преподаватель года»;
  • Конкурс «Лучшее учебное занятия»- одни из проектов методической службы, направленный на стимулирование творческой активности преподавателей, повышение качества образовательной услуги и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;


  • Конкурс «Лучшая методическая разработка»- одни из проектов методической службы, который имеет следующие цели:

  • совершенствование образовательного процесса, направленного на повышение качества подготовки конкурентоспособных и мобильных на рынке труда специалистов соответствующего уровня и профиля;

  • выявления и поощрения преподавателей, внедряющих инновации в процесс профессиональной подготовки обучающихся колледжа;

  • обобщения и популяризации лучших учебно-методических материалов.

  • Участие в конференциях, семинарах, конкурсах города, области, региона, страны;

  • Работа в ЦМК – является одной из форм повышения квалификации. Деятельность ЦМК направлена на непрерывное повышение уровня компетентности педагогов в содержании и методиках преподавания предметов. Педагоги работают в составе методических комиссий в соответствии с «Положением о предметно – цикловой комиссии Курганского технологического колледжа»

  • Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях - получение высшего образования или второй специальности в системе очно – заочного, заочного, дистанционного образования, переподготовка кадров согласно с «Положением о повышении квалификации сотрудников КТК в учебных заведениях РФ».

  • «Неделя дисциплины», «День специальности» - все это относится к формам повышения квалификации педагогов, имеющих своей целью ознакомление с передовым опытом работы, методическими разработками, обучение приемам эффективной работы;

  • Работа над электронным методическим и печатным пособиями – это повышение компетентности и профессионализма, которое осуществляется на основе собственных программных продуктов (электронных учебников и учебных пособий по всем дисциплинам);
  • Курсы по информационным технологиям – организуются руководителем по ИТ колледжа по запросам преподавателей и мастеров п/о и проводятся для расширения знаний в области информационных технологий, для усовершенствования работы преподавателей спецдисциплин в компьютерных программах;


  • Стажировка в других образовательных учреждениях, на предприятиях города и области - при прохождении стажировки преподаватель спецдисциплин или мастер п/о получает практический опыт в данной области и использует полученные знания при проведении занятий по преподаваемой дисциплине, ПМ;

  • Работа над единой методической темой – является одной из форм непрерывного образования. Тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствовать уровню его развития, созвучна с современными педагогическими идеями, охватывать и учебную и воспитательную работу.

  • Проведение и посещение занятий и внеклассных мероприятий с последующим их самоанализом и анализом - талантливый преподаватель может приглашать педагогов на «открытое» занятие, то есть на любые занятия и в любое время. Такие занятия могут быть полезны для начинающих преподавателей, для всех педагогов, если у «мастера» есть чему поучиться.

  • Аттестация является одной из форм повышения квалификации преподавателя. Аттестация проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ: «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03.2010 № 209 и другими нормативно – правовыми документами.

  • Самообразование преподавателя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность преподавателя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого – педагогическое и методическое самообразование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования. Вначале учебного года преподаватель разрабатывает собственный план самообразования, в конце года анализирует его выполнение в отчете преподавателя.

Перечисленные условия обеспечивают педагогическим работникам колледжа профессиональное развитие. А начинающим педагогам дают реальную возможность уже через год работы сделать заявку на более высокую квалификационную категорию, выстраивать оптимистичный прогноз относительно профессиональной карьере.

Системный подход к повышению квалификации педагогических работников колледжа оправдывает себя, о чем свидетельствуют результаты экспертизы их профессиональной деятельности.

Подобное построение системы повышения квалификационной компетентности педагогов позволяет оперативно реагировать на возникающие в педагогической практике затруднения, а значит, является основополагающим условием качественной профессиональной подготовки студентов.