birmaga.ru
добавить свой файл

1
План-конспект мастер - класса «Искусство оригами на уроках


технологии в начальных классах»
Учитель начальных классов: Кирсанова Галина Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Название материала: Мастер класс «Искусство оригами на уроках технологии в начальной школе». Проходит в виде деловой игры с учителями начальных классов.

Предмет: технология
Оборудованиедиск с презентацией, мультимедиа проектор, экран, компьютер, набор заготовок цветной бумаги, клей.
Цели мастер класса:


  • Показать значение оригами для развития детей младшего школьного возраста




  • Обобщить и углубить знания учителей начальных классов об искусстве оригами, его происхождении, базовых формах.

  • Применить приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Ход занятия.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка темы и цели занятия.

(Слайд 1,2)

Моё личное знакомство с искусством оригами произошло в 80-х годах, когда была очень популярна песня «Японский журавлик» в исполнении Г. Ненашевой. Главная героиня этой песни умирает, но искусство остаётся, оно живёт и приносит людям радость.

Что же такое оригами и откуда пришло к нам это искусство?

(Слайд 3,4,5)

ОРИГАМИ -искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. "Ори" в переводе с японского "складывать", "ками" - "бумага".

Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше.

Постепенно она добралась и до Японии.

Самым знаменитым мастером оригамистом является Акира Йошизава.

III. Обобщение и углубление знаний.


(Слайд 6,7,8)

Акира Йошизава родился 14 марта 1911 г. в префектуре Точиги в многодетной семье. Семья жила небогато, отец выращивал рис и овощи, продажа молока от нескольких коров позволяла сводить концы с концами. Вместе с тем в этом многочисленном семействе уделяли большое внимание искусству, в частности музыке; а совсем еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству он пронесет через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Возня с ней старших братьев скоро привела фигурку в полную негодность, и Акира попытался сделать такую же самостоятельно. Несмотря на столь юный возраст, это ему удалось! Возможно, именно тогда зародилась в его душе любовь к складыванию. В школе, в которую он пошел в шесть лет, не преподавали оригами. Однако мальчик занимался оригами самостоятельно, осваивая фигурки, которые традиционно были известны в то время. Тяжёлую жизнь прожил Акира Йошизава Во время войны он работал в военном госпитале и устраивал выставку оригами для раненых, развешивая особо яркие фигурки над кроватями выздоравливающих солдат. Долго его труд остается незамеченным. Ситуация меняется только в 1950 .Множество людей в Японии начинают оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами. Он ездит по стране, выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах периодических изданий. Не имея детей, мастер и его верная спутница Кайо Йошизава считают, что все творения, которые выходят из рук мастера – это их родные дети. Известность и слава мастера растет. Он оставил после себя великое наследие в области оригами и учеников в Японии.

Мастер посетил нашу страну в 1978 году, был в Москве, Ленинграде, Находке.Он часто бывал в других странах, где читал лекции и давал уроки оригами.

Акира Йошизава покинул наш мир 14 марта 2005 года в больнице в Огикубо, в свой 94-й день рождения. В России единственной ученицей великого сенсея является Зоя Михайловна Чащихина – президент Московского Детского Центра Оригами.

Условные обозначения, принятые в оригами:

(Слайд 9,10,11,12)

Акирой Йошизавой была введена в практику большая часть условных знаков еще в середине XX, но ими пользуются до сих пор.









IV. Значение оригами для развития ребёнка.

(Слайд 13,14,15)

Почему сейчас в школах России уделяется такое большое внимание японскому искусству?


    • Оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

    • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

    • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

    • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

    • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

    • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

    • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
    • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


    • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами

V. Практические работы обучающихся:

(Слайд 16, 17,18, 19, 20,21)

Сейчас вашему вниманию я хочу представить работы моих учеников, которые были созданы на уроках технологии в разных классах.
VI. Практическая работа слушателей мастер класса:

(Таблицы по изготовлению поделок)- 6 штук

Сегодня мы более подробно поговорим о базовой форме «воздушный змей». Она является основой для большого количества разных фигурок. Эти фигурки могут быть выполнены на уроке технологии с обучающимися 1- 4 классов. Их отличает простота и оригинальность изготовления.

VII. Рекорды оригами:

(Слайд 22, 23,24)

В искусстве оригами существуют свои рекорды:
30 октября 1995 года в городке Маебаши префектуры Гунма был сложен японский журавль из квадрата со стороной 33 метра.
Еще один прославившийся японский журавлик был сложен доктором Ватанабе из японского университета Нагата. Его крошечный размер потрясает: в ход пошел квадрат со стороной всего 1 миллиметр! При работе использовались иглы и микроскоп.
Есть рекорды, масштабность которых поражает. В декабре 1994 года, Эвелин Джерард из Канады сложила три тысячи бумажных бабочек. В качестве материала применялась обычная маккулатура.

В 1995 году прошло ровно полвека после атомной бомбардировки Хиросимы. В этот день японскими оригамистами было сложено 200 тысяч журавлей, на каждом из которых было нанесено имя автора и пожелание мира.
Подведение итогов: (Слайд 25,26)

Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают - покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются?

Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!

И поэтому я вам всем сегодня хочу подарить на память схему построения японского журавлика, которая может пригодиться вам в жизни.