birmaga.ru
добавить свой файл

1
План урока русского языка в 10 классе

Тема: «Выразительные словообразовательные средства»
Цель урока: 

-повторить способы словообразования в русском языке, познакомить с заданиями В1из ЕГЭ по русскому языку;

- познакомить с выразительными средствами словообразования, показать их роль в тексте, предотвратить речевые ошибки в использовании суффиксов субъективной оценки;

-формировать навыки культуры речи; закрепление навыков правописания;

-воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи.
Оборудование: ноутбук, экран, диапроектор, тесты, тексты для анализа

Методы и приёмы: фронтальный опрос, выполнение теста, взаимопроверка, сообщение учащегося, объяснение нового материала, беседа, выполнение упражнений.

Тип урока: комбинированный

План урока:


  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Актуализация

  3. Изучение нового материала

  4. Подача домашнего задания

  5. Подведение итогов урока


Ход урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

Сегодня на уроке мы познакомимся с выразительными словообразовательными средствами русского языка, но вначале повторим материал прошлого урока, где изучали способы образования новых слов в русском языке.


  1. Актуализация.

  1. Какие способы словообразования существуют в русском языке?

( ответы учащегося)

Морфологические:

  1. Приставочный ( потемнеть-темнеть)

  2. Суффиксальный (река- речушка)

  3. Приставочно-суффиксальный (соединять – единый)

  4. Бессуфиксный (переход – переходить)

  5. Сложение (ледокол- лёд, колоть; диван- кровать; МГУ)

Неморфологический:
  1. Переход одной части речи в другую (вкусное мороженое- мороженое мясо)





  1. Выполнение теста и проверка результатов.

1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.

2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:

«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»

«За то, что я не сирота».

3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ (бессуфиксный)

4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА (суффиксальный)

5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ (приставочный)

6. Укажите способ образования слова КГУ (сложение)


  1. Изучение нового материала.




  1. Осложнённое списывание.

А) Я пр.обрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр.небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с.беседник.

Б)Так я выяснил, что мой с.беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении.

Задание:

Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая пропущенные орфограммы.

Ответьте на вопросы:

- Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»?

- Благодаря чему изменилось значение слова?

- Выполните морфемный разбор слова: собеседник

- Определите значение морфем в данном слове:

Приставки со-

Суффикса -ник


  1. Сообщение учащегося по новой теме:

- Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

ЕЦ (морозец), ИК (столик), ИШК (братишка), К (ножка), УШК (бабушка), ЧИК (колокольчик) ЕНЬК (синенький)


Увеличительно-неодобрительные суффиксы

ИЩ (домище), ОНК (старушонка)

…………………………………………...

- Элемент торжественности вносит приставка ВОС (востребовать, восходить)

- Если добавить приставку ДО - к глаголу бегать: добегаться (доведение действия до отрицательного состояния)

………………………………………………….

- Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно – непринуждённый тон
- Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.

Суффиксы субъективной оценки:

вносят разнообразные оттенки значения слова;

выражают авторскую позицию;

выражают идейный смысл произведения


  1. Выполнение творческого задания

  • Образуйте слова 1 вариант - С УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, а второй - С ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ



  • Шапка

  • Собака

  • Одежда

  • Лодка



  • Дом




  • Составьте предложение с одним из этих слов.

  1. Выполнение упражнений

Упражнение № 1

Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

- С какой целью использует автор суффиксы субъективной оценки?

Ответы:


  • Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.

  • Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, лелейность, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество.


Упражнение 2(выборочный диктант)

Задание: запишите слова с суффиксами субъективной оценки

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.

- С какой целью автор использует их в произведении?

Ответы:

  • В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.

  • Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.



  1. Подача домашнего задания

Выпишите из художественной литературы предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки


  1. Подведение итогов урока

Какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке?

- вносят разнообразные оттенки значения слова;

-выражают авторскую позицию;

выражают идейный смысл произведения.

(ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по теме «Способы словообразования»
1.Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.

2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:

«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»

«За то, что я не сирота».

3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ

4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА

5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ

6. Укажите способ образования слова КГУ

Осложнённое списывание.

А) Я пр…обрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр.небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с…беседник.

Б)Так я выяснил, что мой с...беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении.

Задание:

Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая пропущенные орфограммы.

Ответьте на вопросы:

- Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»?

- Благодаря чему изменилось значение слова?

- Выполните морфемный разбор слова: собеседник

- Определите значение морфем в данном слове:

Приставки со-

Суффикса -ник




Упражнение

Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

- С какой целью использует автор суффиксы субъективной оценки?