birmaga.ru
добавить свой файл

1



План урока по предмету география
Класс: 10

тема урока:
Политическая карта мира. Типы стран.

Цель: Формирование знаний и понятий о политической карте мира, о типологии и группировке стран мира.

Задачи:


  • образовательная - Изучить периоды развития политической карты мира и ее содержание, изменениями, происходящие на ней. Рассмотреть объекты политической карты мира и их группы.

  • развивающая – Развивать умение выступать перед аудиторией.

  • воспитательная - Способствовать воспитанию взаимопомощи в группе.

Ожидаемые результаты: ученики будут знать типы стран по географическому положению, площади, численности населения; административно-территориального устройства стран; социально-экономические типы стран современного мира, принципы деления стран, формы правления и административно-территориального устройства стран.

Основные понятия и термины: политическая карта мира, метрополия, монархия, республика, абсолютная монархия, теократическая монархия, конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика, федеративное государство, унитарное государство, колонии, протектораты, мандатные территории, заморские департаменты и регионы, ассоциативные государства.

Оборудование: учебники, атласы, политическая карта мира, раздаточные материалы, маркеры, карточки четырех цветов, бланки оценивания.

Технологии и стратегии обучения: технология развития критического мышления. Стратегии: мозговой штурм, зигзаг, кластер.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок изучение новой темы

Ход урока:

Этапы урока


Комментарии

  1. Организационный момент.

Приветствие: Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Обращение к эпиграфу урока.

Эпиграф к уроку

Знания — это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.

Честерфилд Ф.

Как вы понимаете эти слова?

Сообщение темы и цели урока.

(На предыдущем уроке ученикам было предложено разработать цели и задачи к уроку по теме «Политическая карта мира. Группы стран».) Учитель просит учащихся озвучить цели и задачи урока.

Чтобы достичь поставленной вами цели, вы предложили провести урок, работая в группах.

Деление класса на группы (рабочие). Класс делится на 4 группы. Каждому ученику предлагается выбрать один из цветов. Группы формируются по цветам.
Распределение обязанностей членов групп.

В каждой группе ученики выбирают «эксперта», «таймера», «спикера». Эксперт следит за тем, чтобы в работе участвовали все участники группы. Таймер следит за временем, а спикер выступает перед аудиторией с продуктом работы группы. В процессе работы ученик могут менять роли участников.

Цель: Настроить учащихся на рабочую атмосферу.

Распределение обязанностей в группах воспитывает у ребят ответственность, умение оценивать работу других учащихся, умение распределять время.

  1. Стадия вызова

Прошу вас, используя маркеры, на ватманах записать ассоциации, которые у вас вызывает понятие, слово « Политическая карта мира». В первую очередь, каждый из вас запишет эти ассоциации в тетрадь, затем вы посовещаетесь в парах, а далее посовещавшись в группе, запишите эти ассоциации на ватман.

Учитель сообщает правила работы:

- уважаем различные мнения,

- уважаем мнения других,

- выслушиваем всех, не перебиваем,

- придерживаемся темы,

- работу начинаем и заканчиваем одновременно,

- не повторяемся

После того как учащиеся подготовят свои ассоциации выступает спикер от каждой группы.


Используется прием «Мозговой штурм». Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.
Учащийся «вспоминает», что ему уже известно по изучаемой теме (делает свои предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.




  1. Стадия осмысления

Итак, общая мысль, которая прозвучала в ваших выступлениях: политическая карта несет информацию о странах мира.

Чем же эти страны отличаются друг от друга? Как менялась политическая карта мира? (вопросы составленные учащимися). Сегодня мы ответим на эти вопросы. Записываем число и тему урока: Политическая карта мира. Типы стран.
Формирование экспертных групп. (учитель формирует группы таким образом, чтобы в каждой из них были учащиеся разного уровня, учитывая при этом межличностные отношения).
Каждая группа получает части части одного текста. (всего 4 части по количеству групп). Первая группа читает первую часть, вторая - вторую и т.д. ).

Правила: каждый ученик сначала работает по тексту индивидуально, составляет небольшой конспект. Далее проходит обсуждение в рабочих группах. Ученики выявляют самое главное в тексте, то, что они должны донести в «рабочие группы».

После обсуждения в экспертных группах, ученики возвращаются в «рабочие группы». Далее каждый ученик группы выступает в роли учителя 1 раз, в роли ученика 3 раза. (по порядку своих номеров от 1 до 4 ученики сообщают группе ту информацию, с которой они работали в «экспертных»).


Стратегия «Зигзаг». Работа на данном этапе ориентирована на сохранение интереса к изучаемому вопросу при непосредственном изучении новой информации. ученики продолжают самостоятельно конструировать цели своего обучения.

Постановка целей в процессе ознакомления с новым материалом происходит в ходе его наложения на уже имеющиеся знания. Ученики находят ответы на вопросы, которые были поставлены ранее, решают затруднения, которые возникли в самом начале работы.

Учащиеся ведут записи по мере осмысления нового материала.

Ребята, играя роль учителя, осуществляют взаимообучение друг с другом. Осуществляется воспитание ответственности, так как каждому ученику необходимо сообщить новый материал, который не известен другим членам группы.

ІV. Рефлексия.

Составление кластеров «Политическая карта мира. Типы стран» в виде схемы.

Учитель предлагает вернуться к первоначальным записям; внести в них изменения и дополнения;

Ученики работают в составе «рабочих» групп.

Сначала каждый член группы работает индивидуально, далее ученики работаю в парах, и обсуждают свои записи в группе. Сообща ученики составляют кластер. От каждой группы выступает

спикер.

На этапе рефлексии происходит творческая переработка, анализ, интерпретация изученного материала.

В процессе вербализации беспорядок мыслей, который возник в сознании учащихся на этапе осмысления, структурируется, преобразуется в новое знание. И на данном этапе возникшие сомнения и вопросы могут быть решены. Также в процессе обмена идеями и мнениями о прочитанном или услышанном ученики могут осознать, что один и тот же материал может вызывать разные оценки, которые отличаются по содержанию и форме. Многие из рассуждений и мыслей других учащихся могут стать приемлемыми для восприятия их как собственных. Но в любом случае стадия рефлексии способствует активному развитию у учащихся навыков критически мыслить


V. Выставление оценок

1. Самооценка работы и сотрудничества ученика в группе.

2. Обмен оценочными листами с любым членом для оценки его самоуправления и сотрудничества.

3. Сравнение своей оценки и оценки сотрудничества в группе другим членом группы.

4. Комментарии учителя.

VI.Итоги урока. Домашнее задание

Вопросы классу:

- Какую работу мы сегодня проделали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

- Какие возникли вопросы?

- Пригодятся ли вам знания и навыки работы, полученные на уроке?

Домашнее задание § 17.

Для учащихся у которых возникли дополнительные вопросы: изучить данные вопросы, найти на них ответ.

Цель: организовать самоанализ деятельности учащихся на уроке.



Раздаточный материал
Политическая карта мира. Типы стран.

Часть 1.

На политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Наряду с этим на политической карте мира отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение границ и территорий, названия стран и столиц.

Политическая карта мира постоянно меняется. Факторы влияющие на политическую карту мира: войны, лишение страны независимости, формирование новых государств, распад и объединение стран, перенос столицы.

Этапы формирования политической карты:

  • Древний (до V в. н. э.) возникновение и крушение первых государств.
  • Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии


  • Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи.

  • Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы

  • Современный (вторая половина ХХв –современный период)

Все изменения привели к тому, что в настоящее время на ПКМ насчитывается более 200 государств, среди них независимых 191.

Они различаются друг от друга по площади, численности населения, уровню экономического развития.

Часть 2.

К ряду объектов современной ПКМ относятся 267 стран и территорий, у которых оформлен или не оформлен государственный статус. Их делят на 2 группы: 1) суверенные, которые оформлены по статусу и признаны на международном уровне; 2) зависимые территории, не имеющие статуса самостоятельного управления.

В суверенных государствах существует 2 формы правления: республиканская и монархическая. При республиканской форме правления глава государства избирается на основе выборов. Законодательный орган представлен парламентом, а исполнительный – Советом министров. 1/3 стран мира являются республиками.

При монархической форме правления власть передается по наследству. Главой государства являются император, король, герцог, султан. Наиболее распространены конституционные монархии, где власть монарха ограничена конституцией. (Великобритания, Дания). В абсолютной монархии власть монарха не ограничена. (Саудовская Аравия, ОАЭ). В теократических монархиях власть находится в руках религиозных деятелей. (Ватикан)

Формы административно-территориального устройства: федеративная, унитарная. При унитарном устройстве государство не делится на самоуправляющиеся единицы. (Казахстан). При федеративном устройстве в стране выделяются самоуправляющиеся единицы: штаты, провинции, автономные республики. (США, Россия).

Часть 3.

К ряду объектов современной ПКМ относятся 267 стран и территорий, у которых оформлен или не оформлен государственный статус. Их делят на 2 группы: 1) суверенные, которые оформлены по статусу и признаны на международном уровне; 2) зависимые территории, не имеющие статуса самостоятельного управления.


Зависимые территории

Колонии

Протектораты

Мандатные территории

Заморские департаменты

Ассоциированные государства


Колонии – находящиеся под властью другого государства и лишенные экономической и политической самостоятельности.

Протектораты – государства, находящиеся под покровительством другой страны.

Мандатные территории – подвластные территории, переданные в управление странам-победительницам на основе мандата.

Заморские департаменты и территории – территория страны, расположенная за пределами основной ее части.

Ассоциированные государства – союз политически независимых государств.

Часть 4.

Страны мира делятся по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению.

Классификация стран по площади:


  1. Страны – гиганты, площадь более 3млн. км2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия)

  2. «Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км2 (Франция, Испания..), площадь более 1млн. км2 (Судан, Алжир, Ливия..)

  3. Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)

Классификация стран по численности населения:

  1. Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек ( Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия)

  2. Средние страны ( Алжир, Мексика)

  3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако)

Классификация стран по географическому положению:

  1. С приморским положением ( Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия)

  2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания)
  3. Островные ( Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар)


  4. Внутриконтинентальные страны ( 42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда)


Критерии самооценки учащихся
ФИ ученика________________________________________
1. Самооценка работы и сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо ты работал(а) в группе: используй знаки + или –.

2. Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его работы и сотрудничества.

3. Сравни свои оценки и оценки твоей работы и сотрудничества в группе другим членом группы: совпадают ли они. Отметь для себя, с чем ты согласен и что хотел бы улучшить при работе над следующим проектом.


1. Самооценка моей работы и сотрудничества в группе

2. Оценка другим членом группы моей работы и сотрудничества в группе

Самооценка.

Взаимная оценка.


  • Я в всегда в мере участвовал(а) в работе группы.




  • Он (она) всегда участвовал(а) во всех мероприятиях группы.




  • Я хорошо объяснял (а) материал, который изучил(а) самостоятельно




  • Он (она) хорошо объяснял(а) материал, который изучил(а) самостоятельно



  • Я внимательно выслушал(а) то, что говорили (предлагали) другие члены группы.





  • Он(а) внимательно выслушивал(а) то, что говорили (предлагали) другие члены группы.




  • Я подавал (а) группе конструктивные идеи.




  • Он(а) давал(а) группе конструктивные идеи.




  • Я работал(а) не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.




  • Он(а) работал(а) не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.










  • Я общался (общалась) с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.




  • Он(а) общался (общалась) с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.




  • Я поддерживал (а) позитивное отношение по поводу работы, даже когда мы сталкивались с проблемами.



  • Он(а) поддерживал(а) позитивное отношение по поводу работы даже когда мы сталкивались с проблемами.





Я думаю, что заслуживаю оценку за урок




Я думаю, что он(она) заслуживает оценку за урок






Кластер, составленный учащимися



Изменения на карте

Древний

Этапы формирования




Современ.



Средневек.




Качеств.

Количеств.

Новейший



Новый




ПКМ



Отлич. по ГП
Факторы, влияющие на изменение ПКМ

Войны

Возник. новых гос-в

Утрата суверенитета


Страны



Отл. по форме правления и админ.-террит. устройству




Разные по уровню экон. развития




Разные по площади