birmaga.ru
добавить свой файл

1

План работы библиотеки МОУ-ООШ села Вяжля

Задачи:


  • пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей;

  • приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников;

  • улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов;

  • сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей;

  • оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.



Направления деятельности библиотеки
1.Работа с учащимися:

  • уроки культуры чтения;

  • библиографические уроки;

  • информационные и прочие обзоры литературы;

  • доклады о навыках работы с книгой.


2.Поддержка общешкольных мероприятий.
3. Работа с учителями и родителями:

  • выступления на заседаниях педсовета;

  • обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;

  • отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

  • информационные обзоры на заданные темы; индивидуальная работа с педагогами;



Деятельность по формированию фонда библиотечно-информационного центра школьной библиотеки



п/п

Содержание работы

Срок

исполнения


1

2

3

1. Работа с фондом учебной литературы




Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);

составление совместно с учителями заказа на учебники;

формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы;

подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;

сентябрь-октябрь

ноябрь

2

осуществление контроля выполнения сделанного заказа;

прием и обработка поступивших учебников:

оформление накладных.

запись в книгу суммарного учета.

штемпелевание.

оформление картотеки,

май

по мере поступления

3

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

4

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

сентябрь

5


Оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники»

сентябрь

6

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

октябрь-ноябрь

7

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

май

8

Работа с резервным фондом учебников:

•ведение учета;

• размещение для хранения;

сентябрь-ноябрь

10

Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия»

в течение года

2. Работа с фондом художественной литературы

1

Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:

• к художественному фонду;

• к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)

постоянно

2

Выдача изданий читателям

постоянно

3

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

4

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

постоянно


5

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

6

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

7

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся

декабрь, май

8

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»

в течение года

9

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

август

3. Комплектование фонда периодики

1

Оформление подписки на первое и второе полугодия

октябрь, апрель


Работа с читателями



п/п

Содержание работы

срок

исполнения

1

2

3

Индивидуальная работа

1

Обслуживание читателей - учащихся, педагогов, технического персонала


школы, родителей


постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном

постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

по мере поступления

5

Выставка книг «Это новинка!»

по мере поступления

Работа с библиотечным активом




Работа с родительской общественностью




1

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления

май-июнь, сентябрь

2

Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов.

по плану проведения педсоветов

Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

Периодически (на совещаниях)

2

Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)


сентябрь

Работа с учащимися школы


1

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей

один раз в четверть

3

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики

постоянно

4

Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации

август

5

Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями

постоянно

7

«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году

май

8

Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию

по мере необходимости

Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы

1


1-й класс

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)


январь

май

2

2-й класс

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация

ноябрь

январь

3

3-й класс

Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)
Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках

ноябрь
февраль

4

4-й класс

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели
Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки


декабрь
апрель

5

5-й класс

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними
Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью

декабрь

апрель


6

6-й класс

Выбор книг в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке

ноябрь

7

7-й класс

Выбор книг. Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею

декабрь

8

8-й класс

Алфавитный каталог. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога

апрель


9

9-й класс

Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения

февраль

10

10 – 11 класс

Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада

март

Массовая работа

1

Выставка учебных изданий к предметным неделям

по предметным неделям

2

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей

в течение года

3

Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей

в течение года

4

Выставки книг юбиляров

в течение года

10

Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам)

апрель-май

11

Выпускной вечер (подбор материалов 9-й класс)

июнь

12


Неделя детской книги

«Здравствуй, книга детская» 1 класс;

Конкурс знатоков в области художественной литературы. (викторина по сказкам ) 2-6 классы;

Мудрости начала (конкурсная программа по русским пословицам и поговоркам).



март

Реклама библиотеки

1. Создание фирменного стиля

2

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы

октябрь

2 . Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

1

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях)


постоянно

2

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)

постоянно

3

Оформление информационных стендов-папок:

«Правила пользования книгой»;

«Правила поведения в библиотеке»


в течение года

4

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку


в течение года

5

Информирование пользователей о режиме работы


сентябрь

6


Проведение недели детской книги

март

7

Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых

мероприятий


По мере необходимости

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей

по плану районного МО библиотекарей