birmaga.ru
добавить свой файл

1
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


Детский сад №3

Перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры

ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА И БЫТ РОДНОГО ДОМА

(младший дошкольный возраст)

Воспитатель 1 кв. категории

Т.Н. Машенкова

Городской округ «Город Губаха»

ЦЕЛЬ: Развитие личностной культуры ребенка как основы его патриотического воспитания, приобщение детей к истокам народной культуры.

ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА И БЫТ РОДНОГО ДОМА

(перспективный план)

месяц

Занятие

Элементы предметно-развивающей среды

Методы и приемы

Словарная работа

Работа с родителями

Декабрь

1 «.Без хозяина дом – сирота».

Цель: познакомить детей с избой и бытом русских людей.

*Мини-музей «Русская изба;

*Картинки с изображением домашней утвари;


*Беседы о семье, чтение поговорок о семье;

*Игра «Аюшки»;

*Чтение попевок «Оля, Оля, маленька…», «Спи, младенец, мой прекрасный

Горенка, домовой, закуток, чугунок, ухват, кочерга, лучина, люлька, сундук.

Консультация в уголок «Традиции древних русичей»

2. «Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор».

Цель: познакомить детей с бытовыми предметами крестьянского двора.

*Макеты прялки, веретена;

*Выставка вязанный вещей;

*Выставка предметов народных промыслов.


*Пение песенки «Позолоченая прялица»;

*Поговорки о быте крестьян;

*Игры «Чудесный мешочек», «Мельница»;

*Картинки «Крестьянский двор».



Прялка, веретено, амбар, короб, терем,сусек, курятник, хлев.

*Предложить организовать выставку вязанных вещей;

*Пригласить на занятие маму умеющую вязать или прясть.


3. «В каждой избушке – свои игрушки».

Цель: познакомить детей со старинными игрушками, приобщение к миру прекрасного.

*Выставка «Мир Кукол»;

*Выставка «Старинные игрушки».

*Народная игра «Мой конь»;

*Заучивание колыбельных;

*Беседы о любимых детских игрушках;

*Рассматривание иллюстраций старинных кукол;

*Организация выставки «Куклы бабушек – своими руками».

Кукла-стригушка, солома, вертута, пеленашка, зыбка, колыбельная, домовой.

*Консультация в уголок «Старинные куклы»;

*Консультация-практикум «Делаем кукол сами».

4. «Березка белая»

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, воспитывать любовь к хороводным песням

*Картотека песенок, потешек, поговорок.


*Пение хороводных песенок о березе;

*Чтение поговорок об отдыхе и труде;

*Подвижная игра «Березовые ворота».

Венок, хоровод, посевная, крестьяне, пахота, жатва, чеботы.




Январь

1.«Хлеб всему голова!»

Цель: знакомство со старинными способами уборки хлеба, воспитание к нему бережного отношения.


*Картинки старинных орудий труда по уборке хлеба;

*Коллекция разных колосьев;

*Выставка иллюстраций о богатырях;

*Картинки с доспехами и оружием богатырей.



*Чтение рассказа О.Глинской Прости меня, хлеб»;

*Игра «Каравай»;

*Словесная игра «Подбери словечко к хлебу»;

*Опробование различных сортов хлеба и хлебобулочных изделий;

*Чтение былин о богатырях.

Соха, борона, серп, коса, жернова, мельница, хлебороб, пшеница, рожь, просо, гречиха.

*Предложить подобрать иллюстрации и литературные произведения о хлебе.

Развлечение «Мы – Богатыри» (по нар. Календарю 1 января – день Ильи Муромца)

2. «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да что хочешь положи».

Цель: познакомить детей с историей народного костюма, его элементами.

*Иллюстрации народного костюма;

*Выставка кукол в народных костюмах.

*Рисование элементов украшения костюма;

*Беседа о том как выращивали лен и делали из него ткань;

*Чтение рассказа «Как рубашка в поле выросла»;

*Игра «Ленок».


Сукно, сарафан, рубаха, лен, сорочка.




3. «Чудесный сундучок»

Цель: воспитывать интерес и уважение к русской культуре и русским традициям. Закрепить представление о русском фольклоре.

*Иллюстрации к сказкам;

*Настольно-печатная игра «Машенька и медведь»;

*Мини-музей «Русская изба».

*Чтение знакомых песенок и потешек;
*Игра «Сова- золотая голова»;

*Рисование картинок к знакомым сказкам.

Потешка, поговорка, присказка.


*Предложить подготовить выставку «Рисуем сказку»

4. «Крошечки – русские матрешечки» (рисование)

Цель: обучать самостоятельному творческому выполнению рисования на основе образца.

*Коллекция матрешек;

*Иллюстрации различных узоров;

*Карандаши, фломастеры, краски.

*Рассматривание разных матрешек, сравнение росписей;

*Пение песенки «Мы матрешки…»;

*Изготовление выставки «Веселый хоровод».

Богородская матрешка, каргапольская матрешка, фартук, сарафан.

Вечер развлечение «В гости к нам пришли матрешки»

Февраль

1. « В гостях у бабушки – загадушки»

Цель: учить различать народные изделия, знать потешки, загадки

*Выставка изделий народных промыслов;

*Картотека песенок, потешек, загадок.

*Игра «Эхо»;

*Игра «Аюшки»;

*Чтение потешек, скороговорок;

*Загадывание загадок.

Хохлома, дымка, городец, жостово, промысел.

Предложить организовать выставку народных промыслов.

2. «Семья вместе – душа на месте»

Цель: создание обстановки психологического комфорта, развитие эмоциональной чуткости детей, нацеленности детей на практические действия в добром, позитивном общении.

*Русские народные костюмы;

*Предметы народного быта;

*Предметы народно-прикладного искусства.

*Разучивание хоровода «Пошла млада за водой»;

*Инсценировка песни «Семечки»;

*Чтение стихов, скороговорок о семье, семейных традициях;


*Разучивание игры «Где был, Иванушка?»


Самовар, балалайка, гармонь, посиделки, светелка, завалинка.

Развлечение с родителями.

3. «В гостях у сказки»

Цель: знакомить детей со сказками, учить различать сюжеты, воспитывать любовь к сказкам.

*Выставка книг русских народных сказок;

*Настольные театры по сказкам;

*Иллюстрации к сказкам.

*Чтение русских народных сказок;

*Игра «Теремок»;

*Русский народный хоровод «Веночки»;

*Игра «Гори, гори ясно».

Заучивание присказок к сказкам.

Предложить собрать библиотечку сказок.

4. «Эх, лапти мои»

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта ( мужская и женская обувь на Руси). Углублять понимание детей о необходимости беречь народные традиции.

*Обувь: лапти, сапоги, валенки;

*Сундук;

*Иллюстрации доспехов.

*ФНГ «Ах вы, сени..», «Валенки».

*Экскурсия в горницу;

*Рассматривание иллюстраций;

*Дидактическая игра «Путаница»;

*Отгадывание загадок на тему «На крестьянском подворье».

Валенки, катанки, сапоги, лапти.

Развлечение «Праздник русского валенка»

Март



1.«Русская изба» (викторина)

Цель: продолжать формировать представления детей об облике русской деревни, закрепить знания детей о таких названиях, как «лобовая доска», «наличник», «матица», «кут». Вызывать у детей желание дополнять заготовку избы элементами украшения.


*Заготовка избы;

*ФНГ «Коробейники»;

*Иллюстрации строительных инструментов;

* Иллюстрации разных домов;

*Игра «Ремесла на Руси».

*Беседа о строительстве домов;

*Отгадывание загадок об инструментах;

*Хоровод «Строим дом»;

*Разучивание настольно-печатной игры «Ремесла на Руси»

Лобовая доска, матица, наличник, ставни, кут, резьба.

Пригласить на занятие папу, для показа способов работы различными инструментами.

2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей со сказкой, обратив внимание на разговорную речь Аленушки с братцем Иванушкой. Учить передавать диалогическую речь с интонацией. Воспитывать любовь к произведению, в котором воплощены лучшие традиции русского народного творчества (победа добра над злом).

*Настольный театр «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

*Атрибуты для драматизации;

*Иллюстрации к сказке.

*Рассматривание иллюстраций;

*Заучивание диалогов;

*Драматизация сказки;

*Игра «Шел козел по лесу»;

*Рисование иллюстраций к сказке.

Копытце, донимает, шелкова трава, ведьма, князь.




3. «Русские посиделки»

Цель: продолжать знакомить детей с потешками, хороводами, закреплять знания о домашней утвари, воспитывать бережное отношение к русским костюмам.

*Выставка домашней утвари;

*Народные костюмы;

*ФНГ «Барыня»;

*Макет русской избы;

*Картотека русского фольклора.

*Отгадывание загадок о домашней утвари;

*Народная песня «Блины»;


*Народная песня «Прялица»;

*Танец «Барыня»;

*Чаепитие.


Прялка, веретено, пяльца, сундук, кувшин, половник.

Предложить приготовить угощение для чаепития: печенье,, булочки, крендели.

4. «Я кувшинчик уронила».

Цель: познакомить детей с бытовыми предметами из глины. Систематизировать знания детей: посуда деревянная, глиняная. Закрепить знания о свойствах и качествах глины до обработки и после.

*Выставка глиняных изделий;

*Иллюстрации узоров на глиняных изделиях;

*ФНГ «БАРЫНЯ».

*Рисование узоров на силуэтах кувшинов;

*Игра «Кувшинчик»,

*Беседа о гончарном ремесле;

*Опыт «Свойства глины».

*Чтение сказки «Лиса и журавл»

Кувшин, гончар, керамика, кузнец, глина, черепки.

Предложить организовать выставку «Глиняное чудо»

Апрель



1.«Гончарная мастерская»

Цель: воспитывать интерес к народному художественному промыслу. Учить лепить из глины простые, но нужные и полезные вещи. Использовать в работе украшение поверхности кувшина ритмичным, рельефным узором.

*Выставка глиняных изделий;

*Иллюстрации узоров на глиняных изделиях;

*ФНГ «БАРЫНЯ».

*Рисование узоров на силуэтах кувшинов;

*Игра «Кувшинчик»,

*Беседа о гончарном ремесле;

*Опыт «Свойства глины»;

*Обучение способам лепки кувшина.

Кувшин, гончар, стека, узор, ремесло, гончарный круг.

Предложить заготовить глину для лепки.

2. «С миру по нитке – голому рубаха»


Цель: познакомить детей с вологодским кружевом. Показать необходимые инструменты для плетения.


*Выставка вологодских кружев;

*Иллюстрации инструментов кружевницы;

*Иллюстрации одежды, украшенной вологодским кружевом;

*ФНГ «Как на тоненький ледок».

*Рассматривание изделий вологодских мастериц;

*Рисование вологодских кружев;

*Рассказ о технологии изготовления кружева, необходимых инструментах;

*Игра «Ниточка»;

*Показ плетения кружева.

Кружево, коклюшки, иголки, крючок, кружевница.

Пригласить маму для показа технологии плетения кружев.



3. «Подарок ведьмы»

Цель: продолжать знакомить детей с русским народным промыслом, заучивание прибауток.

*Бытовые предметы (прялка, ткацкий станок, светец, обереги, полотно, фартук);

*Иллюстрации предметов.

*Заучивание потешек;

*Чтение сказки про ведьму;

*Игра «Лиска- лиса»

Прялка, ткацкий станок, светец, лучина, знахарка, передник.




4. «Игрушка – любимая забава малышей»

Цель: формировать интерес детей к художественным промыслам, воспитывать любовь к родному краю, уважение к его мастерам.

*Выставки разных игрушек: дымковских, городецких, богородских;

*Иллюстрации разных игрушек;

*Выставка кукол.

* Знакомство с разными способами изготовления кукол;

* Беседа «Зачем нужна игрушка»;

*Запись рассказов «Моя любимая игрушка»;

*Игра на музыкальных инструментах;

*Рисование игрушек

Хохлома, Городец, Дымка, пеленашка, зерновушка, вертута, матрешка, свистульки.


*Изготовление альбома «Моя любимая игрушка детства»;

*Развлечение «Любимые игры и игрушки»;


Май

1.«Календарь»

Цель: учить детей пользоваться расшифровкой русского земледельческого календаря. Закрепить знания детьми рисунка: волны, кружева, ромба

*Иллюстрации картинок о природе;

*картотека загадок о природе;

*Иллюстрация земледельческого календаря.

*Отгадывание загадок о явлениях природы;

*Наблюдения за явлениями природы, сравнение с народными приметами;

*Рисование узоров календаря;

Беседа о происхождении календаря.

Календарь, земледелец, месяцеслов.

*Музыкальный досуг с родителями «День рождения Солнца» (3 мая)

2. «Мы – богатыри» (развлечение с родителями)

Цель: расширять знания детей об образе русского богатыря, развивать силу, ловкость, смекалку.

*Иллюстрации к былинам;

*Оборудование для игр и аттракционов;

*Выставка книг о богатырях;

*иллюстрации доспехов.

*Чтение русских былин о богатырях;

*Игра «Перетягивание каната»;

*Игра «Достань шар»;

*Игра «Бой петухов»;

*Аттракционы.

Богатырь, щит, меч, булава, кистень, мужество, сила.

Развлечение «Мы – богатыри»

3. «Русь великая» (викторина)

Цель: Закрепить знания детей об истории русской народной культуры. Воспитывать эмоционально-положительный отклик на красоту искусства.

*Круг со стрелкой;

*Карточки с вопросами;

*ФНГ «Барыня», «Как на тоненький ледок»,

«Метелица»;

*Предметы быта;

*Предметы народно-прикладного искусства.


*Беседа о традициях русского народа;

*Рисование предметов быта и художественных промыслов;

*Игра «Капуста»;

*Игра «Аюшки»;

*Пение песенок и потешек.

Масленица, гусли, изба, коробейники, Ярило, лапти.

Консультация в уголок «Обычаи и праздники русского народа»

4. «Веселая ярмарка»

Цель: Закрепить знания детей о ярмарке, русской народной культуре. Создать хорошее настроение. Учить взаимодействовать в играх.

*Русские народные костюмы;

*Атрибуты для игр и аттракционов;

*Музыкальные инструменты.

*Пение народных песенок, закличек, потешек;

*Народные игры;

*Игра- «Карусель»;

*Игра на музыкальных инструментах.

Ярмарка, коробейники, богатыри, домовенок, заигрыши и т.д.

* Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»