birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Профессиональный конкурс работников образования


ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Номинация конкурса:

«Организация воспитательного процесса»
«STOP – МУСОР! »
(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ)

АВТОР:

Никиташина Наталья Васильевна,

учитель биологии и экологии

МБОУ СОШ № 25 г. Балаково
МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ

413840 г. Балаково

ул. Братьев Захаровых 8А.

МБОУ СОШ № 25


2013 г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что огромные горы лежалого мусора это не просто шрам на лице родного города, но и весьма реальная угроза здоровью и даже жизни его обитателей.

В связи с этим необходимо обучать подростков бережному взаимодействию человека с окружающим его миром. Охрана и защита природы позволяет ребятам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные и полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим.

Целью проекта является привлечение внимания к экологическим проблемам города и формирование ответственного отношения к окружающей среде у жителей микрорайона и подростков, через организацию социально значимой деятельности – выявление экологических проблем и предложение путей решения данных проблем, формирование чувства личной ответственности.

Проект рассчитан на работу в течение 6-ти месяцев (март-август) с 25 подростками, которые обучаются в МБОУ СОШ № 25.

Работа будет проводиться по принципу развивающейся спирали, когда «сегодняшний» объект завтра становится субъектом, распространяющим информацию и опыт.

Проект будет реализовываться сотрудниками, обучающимися и родителями МБОУ СОШ № 25 с привлечением других заинтересованных организаций (управляющего компании, которая обслуживает микрорайон, старшего по дому).


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
«Человечество погибнет не в атомном кошмаре –

оно задохнется в собственных отходах».

Нильс Бор
Правительство Российской Федерации в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду объявило 2013 год Годом охраны окружающей среды. Такой выбор сделан не случайно: в настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (5642м) - высочайшую горную вершину Европы.

На территории Саратовской области ежегодно образуется до 900 тыс. тонн твердых бытовых отходов, которые поступают на полигоны без предварительной сортировки и обработки. По данным регионального кадастра отходов в регионе зарегистрировано 657 объектов размещения ТБО, 245 из них действуют несанкционировано.

На территории Балаковского муниципального района расположено 39 мест размещения отходов, из них: полигон ТБО – 1, санкционированные свалки – 31, несанкционированные свалки – 3, шламонакопители – 3, отвал фосфогипса – 1. По данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, на свалки и полигон ТБО в 2012 году вывезено 409,475 тыс. м3 твердых бытовых отходов.

Проблемы сбора и утилизации мусора не следует сводить к простому вывозу отходов за городскую черту, с последующим бесконтрольным сваливанием в одну огромную свалку. Неорганизованные свалки различных отходов – это прямая экологическая опасность, эпицентр заражения воздуха, грунта, как следствие, грунтовых вод, через которые инфекция и токсические вещества могут распространяться от центра заражения на значительные состояния.

Балаково – это солнечный город на ладонях матушки Волги, наш общий дом, который мы любим и хотим видеть красивым. Состояние окружающей среды становится кризисным, что пагубно грозит не только здоровью каждого жителя города, но и благополучию всех последующих поколений.


Экологическая обстановка в микрорайонах многоквартирных домов оставляет желать лучшего, и положительно решиться может только совместными усилиями самих жителей, от которых зависит чистота и порядок на проживающей ими территории.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: привлечение внимания к экологическим проблемам города и формирование ответственного отношения к окружающей среде у жителей микрорайона и подростков, через организацию социально значимой деятельности – выявление экологических проблем и предложение путей решения данных проблем, формирование чувства личной ответственности.
Задачи проекта:


  1. Выявить источники негативного антропогенного влияния на природу своего города.

  2. Развивать инициативу школьников, жителей микрорайона через организацию социально значимой деятельности – выявление экологически проблемных города и предложение путей решения данных проблем.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся, и

умения, необходимые для изучения и оценки экологического состояния

окружающей среды.

4. Приобщить школьников к изучению экологии и сохранению природы

родного края.

5. Формировать у подростков чувство личной ответственности.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный в количестве 25 человек. Участниками реализации программы являются дети 5-11 класса (11-17 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Новизна программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как единой команды, где каждый работает на общий результат группы. Работа проводится по принципу развивающейся спирали, когда «сегодняшний» объект завтра становится субъектом, распространяющим информацию и опыт.

Возраст детей, участвующих в программе, – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом для реализации данной программы используется целый спектр форм и методов деятельности.


Они сгруппированы следующим образом:


  • эколого – ориентированные (стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде: дискуссии, сюжетно-ролевые, экологические игры, викторины, компьютерные технологии, праздники);

  • проектно-исследовательские (обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся: проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, коллективные дела, летняя экологическая практика);

  • природоохранительные (вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения);

  • просветительские (вовлекают в агитационную деятельность: мониторинг окружающей среды, театрализованные мероприятия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект состоит из 4 взаимосвязанных этапов.

1 этап. Организационный

  1. Создание материально-технической базы проекта, закупка инвентаря и будет осуществляться зам. директора по административно-хозяйственной части и руководителем проекта.

  2. На данном этапе идет формирование целевой группы участников проекта.

  3. Оформляется экологический информационный уголок, который является маяком, ориентиром для детей и руководителя программы

2 этап. Диагностический

Диагностика проводится в начале и в конце реализации проекта с целью изучения эффективности и результативности данной программы.

В качестве диагностических процедур будут применятся такие методы, как наблюдение за учащимися в новой ситуации, беседа, анализ творческих и проверочных работ и составление портфолио достижений школьников.

Инструментарий для мониторинга степени сформированности экологической компетентности следующий:

  1. Потребностно-мотивационный компонент будет отслеживаться на основе тестов, выявляющих отношение учащихся к окружающей природе, «Развитость моего экологического сознания».


  2. Когнитивный компонент будет оцениваться по результативности участия в мероприятиях различного уровня.

  3. Практически-деятельностный компонент будет отслеживаться через активность участия в мероприятиях экологической направленности.

В результате проведения входящей и итоговой диагностик можно будет сделать вывод о достижении цели и задач программы.

3 этап. Основной

Цель данного этапа - решение поставленных задач проекта через организацию мероприятий, направленных на привлечение внимания к экологическим проблемам города и формирование ответственного отношения к окружающей среде у жителей микрорайона и подростков.

1. Формирование инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и чувством ответственности за состояние окружающей природной среды будет осуществляться посредством организации мероприятий в рамках проекта «STOP – МУСОР!».

Чтобы определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их распределение по категориям; составить характеристику основных видов бытового мусора. Будет проведена практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи».

С целью изучения мнения жителей города, о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанным с его замусориванием будет проведен социологический опрос «От кого зависит чистота нашего города?»

Развивать инициативу школьников через организацию социально

значимой деятельности:

- Субботник «Чистый микрорайон»;

- Конференция «От кого зависит чистота нашего микрорайона».

2. С целью привлечения внимания учащихся к проблеме экологического состояния школьного двора и пришкольной территории, организации практической деятельности школьников по закладке клумб, что приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции будет проведено исследование «Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество» через летнюю практику.


4 этап. Обобщающий

С целью демонстрации достижений участников проекта будет организовано их участие в ежегодном Областном Фестивале экологических инициатив. Деятельность в рамках программы планируется освещать в газете «Балаковские вести», на сайте школы.

После окончания сроков реализации программы планируется провести оценку его результативности, после чего будут сформированы основные предложения по оптимизации деятельности в рамках проекта.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА





Мероприятие

Содержание

Результат

Сроки реализации

1. Организационный этап

1.1

Формирование целевой группы участников программы.

Привлечение детей, в количестве 25 человек

(в возрасте от 11 до 17 лет).

Формирование целевой группы.

1-2

неделя марта

1.2

Оформление экологического информационного уголка.

Знакомство с планом.

Оформлен экологический информационный уголок.

1-2

неделя марта

2. Диагностический этап

2.1


Диагностика потребностно-мотивационного компонента.


1.Проведение теста по отношению учащихся к окружающей природе. (Приложение 1)

2. Тест «Развитость моего экологического сознания».

(Приложение 3)

Обработка входящих результатов.

1-2

неделя

марта

3.Основной этап

3.1 Проект «STOP – МУСОР! »

Цель: формировать инициативную, компетентную и деятельную личность с развитым чувством долга перед людьми и чувством ответственности за состояние окружающей природной среды.

3.1

Анкетирование «Мусор – это..».

1.Проведение анкетирования обучающихся МБОУ СОШ № 25 с 5-11класс.

2. Обработка результатов.


1.Анализ результатов анкетирования.

2.Планирование практической работы «Бытовые отходы нашей семьи».

1 неделя

марта

3.2

Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи».

(Приложение 3)

1.Участники программы в течение 3-4 дней записывают всё, что попадает в мусорное ведро дома.

2.Создание электронной презентации «Мусор - вечная тема».

3.Разработка информационного буклета для учащихся «STOP – МУСОР!»

1.Презентация «Мусор - вечная тема» используется при проведении экологической игры «Охота за мусором».



2-3 неделя

марта


3.3

Экологическая игра «Охота за мусором»



1.Экологическая игра проводится по параллелям.

Игра проходит в 4 тура:

  • «Золотые россыпи помоек»;

  • «Очумелые ручки обывателя»;

  • «Устами младенца»;

  • «Аварийная ситуация»

(вред мусора на здоровье человек)

2.Распространение буклета «STOP – МУСОР!».

Выводы и рекомендации, полученные в ходе экологической игры, помогут спланировать работу над проектом «STOP – МУСОР!»

4 неделя

марта


3.4

Социологический опрос жителей микрорайона школы «От кого зависит чистота нашего микрорайона?»

(Приложение 4)

1.Проведение опроса.

2. Обработка результатов.


Анализ результатов социологического опроса жителей микрорайона школы «От кого зависит чистота нашего микрорайона» будет использован при проведении конференции.

1-2 неделя

апреля

3.5

Субботник «Чистый микрорайон»

1.Создание информационной листовки о проведении субботника.

2.Информирование жителей микрорайона о субботнике через распространение листовок.

3.Посещение жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения транспорта

(вывоз мусора с территории микрорайона).

4.Проведение субботника

Результаты субботника, фотографии будут размещены на сайте школы.


3-4 неделя

апреля

3.6

Конференция «От кого зависит чистота нашего микрорайона» с участием управляющего компании, которая обслуживает микрорайон, старшего по дому.


1.Анализ и обобщение полученных результатов.

2.Выводы и предложения по сохранению чистоты нашего микрорайона.

Рекомендации по сохранению чистоты нашего микрорайона довести до сведения жителей через распространение информационно-презентативного материала (буклетов, листовок и т.д), оформление информационного стенда.

май

3.2 Летняя практика

Исследование «Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество»

Цель: привлечение внимания учащихся к проблеме экологического состояния школьного двора и пришкольной территории, организация практической деятельности школьников по закладке клумб и альпийских горок, что приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции.

3.2.1

Работа на пришкольном участке и цветнике.


1. Уход за саженцами.

2. Обустройство клумб.

Учащиеся будут определять названия цветов, правильно ухаживать за ними (пересаживать, размножать, поливать, опрыскивать, подкармливать).


июнь-август

3.3.2

Экологический десант



Уборка мусора на территории

школы.

Ежедневная работа на участке и территории школы.

июнь-август

3.3.3

Обследование санитарного состояния деревьев природного сообщества.


1.Определить видовой состав деревьев, произрастающих на пришкольном участке.

2.Результаты оформляются в таблице.

3.Сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению этих деревьев и посадке новых (осенью, весной).

Результаты будут использованы при разработке проекта.

1 неделя

июля

3.3.4

Определение степени запыленности воздуха на различных участках школьной территории.


1.Используя справочный материал, подсчитать примерное количество пыли, которое способны задержать деревья данного сообщества.

2. Сделать выводы о роли деревьев в улучшении микроклимата территории.

Результаты будут использованы при разработке проекта.

2 неделя

июля

3.3.5

Конкурс на лучший проект по благоустройству школьной территории.

1.Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.


Реализация проекта-победителя в следующем учебном году.

3-4 неделя

июля

4. Обобщающий этап

4.1


Диагностика потребностно-мотивационного компонента.


1.Проведение теста по отношению учащихся к окружающей природе.

2. Тест «Развитость моего экологического сознания».

3.Проведение комплексной анкеты по выявлению состояния экологической культуры учащихся.

Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики и их использование при подведении итогов реализации программы.


август

4.2

Диагностика когнитивного компонента.

1.Оценивается по результативности участия в мероприятиях различного уровня

2.Обработка результатов.

Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики и использование их при подведении итогов реализации программы.


август

4.4

Диагностика практическо-деятельностного компонента.


1.Отслеживается через активное участие в мероприятиях экологической направленности.

2.Обработка результатов.

Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики и использование их при подведении итогов реализации программы.


август

4.5

Анализ реализации проекта


1.Обработка полученных результатов и сравнение с ожидаемыми результатами.

2.Подведение итогов (выводы, рекомендации)

1. Использование полученных результатов в проведении экологического вечера.


3-4 неделя

августа

4.6

Экологический вечер «Сохраним Землю голубой и зеленой».

1. Проведение общешкольного мероприятия.

2. Распространение информационно-презентативного материала о результатах работы по программе.


1.Участие в Областном Фестивале экологических инициатив (отчет по программе)

2.Публикации:

- в газете «Балаковские вести»


1 неделя

сентября



следующая страница >>