birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 5 6


ВОИС



R

CDIP/3/5


ОРИГИНАЛ:
английский

ДАТА:
23 марта 2009 г.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЖЕНЕВА

КОМИТЕТ ПО развитию и
интеллектуальной собственности (КРИС)


Третья сессия

Женева, 27 апреля – 1 мая 2009 г.

отчет о ходе выполнения рекомендаций,
подлежащих немедленной реализации

подготовлен Секретариатом

1 На второй сессии Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС), состоявшейся 7-11 июля 2008 г., государства-члены просили Секретариат представить отчет о ходе выполнения рекомендаций, подлежащих немедленной реализации (список из 19 рекомендаций), к третьей сессии Комитета.
2 Отчет о ходе выполнения рекомендаций за период с ноября 2007 г. по декабрь 2008 г. приводится в Приложении к настоящему документу. В нем излагаются принятые стратегии выполнения каждой рекомендации, приводятся примеры мероприятий, осуществляемых в целях реализации каждой стратегии, и описывается ход выполнения и основные достижения. Приводимая в документе информация по рекомендациям 1, 3, 4, 6, 7 и 11 основывается на Приложении I к пересмотренному проекту отчета КРИС (документ CDIP/2/4 Prov.2).
3 Комитету предлагается принять к сведению информацию, содержащуюся в настоящем документе и Приложении к нему.


[Приложение следует]

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАСТЕРА А: ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И СОЗДАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА

Рекомендация 1. Техническая помощь ВОИС, среди прочего, должна быть ориентирована на развитие, обусловлена потребностями и быть прозрачной с учетом приоритетов и конкретных потребностей развивающихся стран, в особенности НРС, а также различных уровней развития государств-членов, при этом деятельность должна включать сроки для завершения. В этой связи характер помощи, механизмы ее осуществления и процессы оценки программ технической помощи, должны быть конкретизированы применительно к каждой стране.



СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ/ДОСТИЖЕНИЯ

Общая стратегия
В отчетный период программы оказания технической помощи осуществлялись по просьбе государств-членов и планировались, составлялись и реализовывались в тесном взаимодействии и сотрудничестве с заинтересованными странами в целях обеспечения их соответствия конкретным потребностям, уровню развития и приоритетам, особенно в отношении наименее развитых стран (НРС).
Странам оказывалось содействие в разработке национальных планов и стратегий в области интеллектуальной собственности (ИС), охватывающих все заинтересованные стороны. Общая цель этих планов и стратегий заключалась в содействии экономическому, социальному, культурному и техническому развитию стран-бенефициаров на основе эффективного использования системы ИС.


Принятию в ряде стран национальных стратегий и планов развития в области ИС предшествовало проведение в сотрудничестве с национальными/региональными организациями оценки потребностей в рамках аудиторской проверки на национальном уровне.
Политика, стратегии и планы развития в области ИС осуществляются в Эфиопии, Гане, Кении, Мозамбике, на Филиппинах и в Руанде.
Планы развития и специальные национальные проекты в области ИС разрабатываются и/или осуществляются в Афганистане, Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР), Индии, на Мальдивских Островах, в Непале и Шри-Ланке, при этом они преследуют цель оказания этим странам помощи в удовлетворении их особых потребностей и нужд с учетом уровня развития их систем ИС.

В настоящее время разрабатываются стратегии и планы развития в области ИС в Камеруне, Кот-д’Ивуаре, на Коморских Островах, в Демократической Республике Конго, Гамбии, Гвинее, Либерии, Малави, Маврикии, Марокко, Намибии, Нигерии, Сенегале, Сьерра-Леоне, Танзании, Тунисе, Уганде, Замбии и Зимбабве.


Национальные планы и стратегии в области ИС в одних странах находятся в стадии разработки, а в других – в стадии осуществления.
Проведена оценка потребностей для целей разработки национальных планов и стратегий в области ИС с участием всех заинтересованных сторон.
В планы развития ИС включены механизмы обзора/оценки с участием национальных компетентных органов и других заинтересованных сторон.
Усилена координация действий различных национальных учреждений в разработке политики в области ИС.




Главная ответственность за весь процесс, а также реализацию планов, программ и мероприятий возложена на заинтересованные страны, а ВОИС оказывает им всю необходимую техническую помощь и содействие на эффективной, своевременной и рентабельной основе. Некоторые примеры и данные о реализации этой стратегии приводятся в столбце под названием «Мероприятия»

В тесном взаимодействии с национальными заинтересованными органами на основе всесторонней оценки потребностей, проведенной совместно Европейской Комиссией и ВОИС, разработан трехлетний комплексный национальный проект модернизации системы ИС Бангладеш.

Данный проект находится в стадии осуществления. В рамках проекта был направлен целый ряд миссий по оценке потребностей и миссий экспертов. В январе 2009 г. в Дакке было проведено заседание Руководящего комитета по проекту (РКП) для обзора процесса осуществления и контроля за ним.

Осуществление национальных проектов в Бразилии, Колумбии, Мексике, Перу, Коста-Рике, Уругвае и Барбадосе. Направление в Доминику специальных миссий для целей разработки плана действий, направленного на развитие недавно созданного в этой стране ведомства ИС.


Выработка для директивных органов методологического подхода к определению политики, направленной на обеспечение поддержки ИС в интересах развития, с учетом особенностей каждой отдельной страны.




12 декабря 2007 г. в Женеве был проведен Форум высокого уровня по ИС в интересах НРС. По его итогам были выработаны рекомендации, которые впоследствии были реализованы в различных НРС.
В Женеве был проведен Межрегиональный форум по развитию и созданию административных органов ИС, ориентированных на оказание услуг. Его цель заключалась в рассмотрении вопросов, касающихся создания административных органов ИС, ориентированных на оказание услуг, в интересах экономического, культурного и социального развития.

Определение приоритетных областей для оказания ВОИС технической помощи НРС и партнерского взаимодействия с этими странами.

Расширение обмена информацией и данными о передовых методах между представителями административных органов ИС.





В июне 2008 г. в Сингапуре ВОИС в сотрудничестве с правительством Сингапура провела Региональный семинар по вопросам разработки и осуществления планов развития в области ИС.
Межрегиональный семинар по методикам, передовой практике и извлеченным урокам в области разработки национальных стратегий развития ИС для стран с переходной экономикой (Румыния, Сербия).

Улучшение понимания участниками полезности разработки плана развития ИС.
Укрепление потенциала стран-участниц в области разработки и осуществления планов развития ИС.






Направление в некоторые страны Европы и Азии, включая Российскую Федерацию, Молдову, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Сербию, Польшу и Латвию, миссий по оценке потребностей в целях разработки инструментария в области ИС для стран этого региона. Такой инструментарий разрабатывается на основе ответов на вопросник, которые были получены более чем от 20 стран.


Разработка инструментария в области ИС для повышения уровня информированности всех секторов в странах с переходной экономикой относительно роли ИС в национальном развитии.




Модернизация инфраструктуры ведомств ИС по просьбе государств-членов в сотрудничестве с самими ведомствами ИС. Например, IPAS (программный пакет ВОИС, предназначенный для модернизации рабочих процедур ведомств ИС) адаптируется с учетом конкретных потребностей и приоритетов, определяемых запрашивающей страной.

В адаптированном инструментарии и предложенных решениях в отношении рабочих процедур полностью учтены потребности и приоритеты бенефициаров в форме спецификации IPAS , и ведомства ИС уже приступили к автоматизации, рационализации и упрощению процедур, что способствует укреплению их потенциала в области предоставления аналитической информации, необходимой политикам, и оказания услуг пользователям системы ИС и учреждениям, занимающимся вопросами ИС.

Интеграция принципов в основную деятельность
В соответствии с решением, принятым на второй сессии КРИС, были предприняты специальные усилия по интеграции принципов, содержащихся в данной и других рекомендациях Повестки дня в области развития, в деятельность ВОИС.


В ноябре 2007 г. всем соответствующим подразделениям была направлена внутренняя инструкция, обязывающая их обеспечить незамедлительное выполнение рекомендаций, включая интеграцию содержащихся в них принципов.
Рекомендации ПДР, в том числе принципы, подобные тем, которые отражены в настоящей рекомендации, были интегрированы в основную деятельность, предусматриваемую Пересмотренными программой и бюджетом на 2008-2009 гг.

Рекомендации и принципы ПДР были интегрированы в другие публикации и информационные материалы, описывающие деятельность Организации, такие, как новое издание публикации № 1007Е “WIPO: An Overview” («ВОИС: Общий обзор»), работа над которым близится к завершению.


Интеграция принципов, содержащихся в рекомендациях Повестки дня в области развития, во внутреннюю административную структуру Организации, стратегически важные документы (такие, как Программа и бюджет) и информационно-просветительские брошюры, описывающие деятельность Организации.


Рекомендация 3: Увеличивать людские и финансовые ресурсы на цели программ ВОИС по оказанию технической помощи в целях развития, среди прочего, культуры ИС, ориентированной на развитие, с особым акцентом на введение предмета интеллектуальной собственности на различных уровнях обучения и генерирование более широкого осознания публикой вопросов ИС.


СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ/ДОСТИЖЕНИЯ

Привитие культуры ИС, ориентированной на развитие, и повышение уровня информированности общественности об ИС
Одним из неотъемлемых компонентов программ и деятельности ВОИС по-прежнему является повышение информированности всех слоев общества относительно важной роли, которую интеллектуальная собственность играет в национальном развитии, и содействие основанному на информации и взвешенному обсуждению и диалогу по проблематике ИС. С помощью различных программ и мероприятий ВОИС поощряет участие всех национальных заинтересованных сторон в процессе привития культуры ИС, ориентированной на развитие. Разрабатываются специальные программы в интересах государственных учреждений, заинтересованных сторон и пользователей системы ИС, а также в интересах различных общественных секторов, включая университеты и исследовательские центры, МСП, индустрию культуры, дипломатов, судей, государственных служащих и гражданское общество.

Мероприятия, охватывающие университеты, исследовательские центры и МСП, включены в разделы, посвященные рекомендациям 4 и 11.



Оказание помощи в переводе и издании информационно-просветительских материалов по ИС. Такая помощь была оказана Афганистану, Мьянме, Непалу и Таиланду.

Эти информационно-просветительские материалы по ИС используются для целей обучения и повышения уровня информированности широкой публики по проблематике ИС.

Организована программа для дипломатов в Индонезии и Египте.

Повышение информированности и расширение знаний дипломатов стран региона по различным вопросам ИС. Кроме того, расширение их возможностей по оказанию содействия в формулировании позиций их соответствующих стран по вопросам ИС и в принятии осознанных политических решений.

Выпуск коротких документальных видеофильмов (DVD) по проблематике ИС в Японии и Шри-Ланке с целью рассказать о реальных историях в области ИС, с тем чтобы они могли послужить примером и стимулом для других потенциальных новаторов и авторов в развивающихся странах и обеспечить большее уважение авторов/изобретателей благодаря улучшению понимания их работы и ее значимости для общества и повысить уровень информированности о системе ИС как одном из важнейших компонентов развития творчества и потенциала человека.

Указанные документальные видеофильмы – после завершения работы над ними – будут использоваться для содействия улучшению понимания роли ИС путем представления реальных историй и будут широко транслироваться в этих двух странах.

Оказание поддержки Национальному ведомству ИС Шри-Ланки в организации трансляции шести телевизионных программ в целях повышения уровня информированности широкой публики о значении прав ИС для социально-экономического развития.

Повышение информированности и расширение знаний широкой публики по представляющим интерес актуальным вопросам ИС, а также содействие более глубокому осознанию необходимости уважения прав ИС.

Обеспечение участия в телешоу большого числа зрителей, задающих множество вопросов их ведущим.


Проведение в ноябре 2008 г. регионального мероприятия, посвященного вопросам образования, подготовки кадров и исследований в области ИС.

Расширение знаний и привитие участникам навыков разработки курсов и учебных программ для преподавания предмета ИС.
Содействие улучшению понимания элементов политики в области ИС в учебных заведениях, в которых преподается предмет ИС, и университетах.

Проведение в Кишиневе субрегионального симпозиума по образованию и подготовке кадров в области ИС для участников из Беларуси, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Российской Федерации и Украины.

Несколько реализованных на основе проектов программ, адаптированных для каждой участвовавшей страны.

Организация 22 совещаний в рамках региональных и межрегиональных семинаров по промышленной собственности и авторскому праву и смежным правам для специалистов в области ИС и государственных служащих из развивающихся стран и НРС на английском, французском и испанском языках.

Осуществление теоретической и практической подготовки кадров по вопросам охраны ИС и управления системой ИС в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям системы ИС.

Введение предмета ИС на различных уровнях обучения

ВОИС предложила и разработала совместно с учебными заведениями программы, предусматривающие присвоение ученых степеней/выдачу дипломов. Она наладила стратегическое партнерство с учебными заведениями, в частности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Партнерское взаимодействие с учебными заведениями также охватывало подготовку учебно-методических материалов и учебных программ по ИС. Были разработаны и включены в учебные программы заведений новые курсы системы дистанционного обучения. Особое внимание было уделено более широкой интеграции в программы Академии ВОИС аспектов системы ИС, связанных с развитием.



Программа обучения с присвоением степени магистра права в области ИС (LLM) в Туринском университете, Италия; программа обучения с присвоения степени магистра в области прав человека и прав интеллектуальной собственности в Институте им. Рауля Валленберга, Лундский университет, Швеция; программа обучения с присвоением степени магистра в области ИС в Африканском университете и АРОИС; программа обучения аспирантов в области управления ИС в Ведомстве ИС Португалии и Лиссабонской школе экономики и менеджмента; и обучение с выдачей свидетельства о специализации в области ИС в Университете Южной Африки (UNISA).
Разработка учебной программы для преподавания предмета ИС в нескольких университетах.

Введение преподавания предмета ИС в университетах и других высших учебных заведениях; подготовка инструкторов в области ИС из развивающихся стран и НРС в рамках программ уровня магистратуры. Выдача 100 свидетельств о присвоении ученой степени и свидетельств о прохождении курса обучения в рамках разработанных программ.

Коллоквиум ВОИС-ВТО для преподавателей предмета ИС, организованный при участии Всемирной торговой организации (ВТО).

Повышение уровня общих и специальных знаний преподавателей и исследователей в области ИС, в частности в отношении новых событий и тенденций на международном уровне. Участие в коллоквиуме 23 человек.

Увеличение числа людей, охваченных курсами системы дистанционного обучения в области ИС. Были организованы 34 занятия в режиме он-лайн в рамках начального курса и общего курса в области ИС на арабском, китайском, английском, французском, португальском, испанском и русском языках.

В занятиях, организованных в рамках онлайновых курсов, приняли участие 23 500 человек.

Предоставление стипендий примерно 700 государственным служащим и сотрудникам ведомств ИС из развивающихся стран и НРС для обеспечения их участия в платных курсах дистанционного обучения.


Расширение и обновление их знаний в области ИС.

Организация трех учебных программ по вопросам стратегического управления ПИС в рамках Программы Академии ВОИС для руководящих работников и исследователей в целях повышения компетентности старших руководителей предприятий предпринимательского сектора в области управления ИС.

Участие в программах 52 представителей из развивающихся стран. Программам дана высшая оценка.

Вклад ВОИС в организацию IX Курса интенсивного обучения аспирантов в области авторского права и смежных прав в Буэнос-Айресском университете (UBA), Аргентина.






следующая страница >>