birmaga.ru
добавить свой файл

1
21. (ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ)


Цели оценки стоимости компании (бизнеса). Основные понятия оценки стоимости компании и их соотношение: справедливая, фундаментальная (внутренняя), инвестиционная, балансовая, ликвидационная стоимости. Принципы оценки стоимости компании. Основные подходы и методы оценки стоимости компании. Основные шаги процесса оценки стоимости компании (бизнеса). Итоговое заключение об оценки стоимости компании (бизнеса). Корректирующие процедуры, применяемые в оценке стоимости компании. Структура отчета об оценке стоимости компании (бизнеса)
Цели оценки стоимости компании (бизнеса)


  • Судебные иски

  • Определение налоговой базы

  • Стратегическое планирование

  • Реструктуризация компании

  • Управление стоимостью компании

  • Выпуск акций. Привлечение нового инвестора

  • Передача/продажа доли

  • Приобретение/продажа компании

  • Кредитование


Стороны, заинтересованные в оценке стоимости компании:

  • Кредиторы

  • Менеджмент

  • Акционеры

  • Государство

  • Контрагенты

  • Страховые и иные компании


Объекты оценки

  • Движимое или недвижимое имущество

  • Компания (бизнес);

  • Право собственности и иные вещные права на имущество;

  • Права требования, обязательства (долги);

  • Работы, услуги, информация;

  • Иные объекты гражданских прав


Основные понятия оценки стоимости компании и их соотношение: справедливая, фундаментальная (внутренняя), инвестиционная, балансовая, ликвидационная стоимости.




МСФО

Российская трактовка

рыночная

расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен актива на дату оценки между заинтересованным покупателем и

заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения маркетинга, при которой каждая из сторон

действовала бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения.

( Определение дано «с позиции сделки»;Подходит ко всем активам, в

том числе и к слаболиквидным)

Наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства.

(Не обязан отчуждать или приобретать, принуждения нет; полностью осведомлены об

объекте; действуют в своих интересах; объект в открытой продаже (публичная офферта). ОПРЕДЕЛЕНИЕ С «ПОЗИЦИИ ШИРОКОГО РЫНКА»)

справедливая

денежная сумма, за которую может быть обменен актив или быть погашено обязательство в коммерческой сделке между хорошо осведомленными

заинтересованными сторонами

(Более общее определение)

В России не легитимна

инвестиционная

стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования. (Потоки будущих выигрышей для инвестора с учетом риска вложения капитала с позиций сегодняшнего дня; Инвестиционная стоимость компании зависит от целей

конкретного инвестора и поэтому является субъективной)


стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки

ликвидационная

сумма денежных средств, которую организация рассчитывает получить за актив при его выбытии по истечении срока его полезного использования, за вычетом затрат на его выбытие.

наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок

экспозиции, меньший типичного срока для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

балансовая

затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.

фундаментальная

Аналитическая оценка стоимости объекта, основанная на предполагаемых внутренних характеристиках инвестиций, не затронутая особенностями, относящимися к любому конкретному инвестору1.


Взаимосвязь между целью оценки и видами стоимости, используемыми для оценки:

Цель оценки

Виды стоимости

Помочь потенциальному покупателю (продавцу) определить предполагаемую цену

Рыночная


Определить целесообразность инвестиций

Инвестиционная

Имущественная оценка


Рыночная или иная стоимость, признаваемая налоговым законодательством

Определить суммы покрытия по страховому договору или сформулировать требования в связи с потерей или повреждением застрахованных активов

Страховая (стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса).

Возможная ликвидация (частичная или полная) действующего предприятия

Ликвидационная


Принципы оценки стоимости компании.

  • Компания как действующая единица (going concern), если нет прямых фактов об обратном

  • Фиксация даты оценки для более корректного выбора данных и их трактовки

  • Применение разных методов оценки одновременно для более полного отражения многогранности компании как хозяйственного комплекса

  • Выбор конечного показателя стоимости из результатов разных методов


Основные подходы и методы оценки стоимости компании. [подробнее про подходы есть вроде отдельные вопросы]

1. Доходный:

-DCF
-метод капитализации

2. Затратный

-метод чистых активов

-метод ликвидационной стоимости

3. Сравнительный

-метод компании-аналога

-метод сделок

-метод отраслевых коэффициентов


Основные шаги процесса оценки стоимости компании (бизнеса).

1. Цель оценки

2. Вид определяемой стоимости


3. Выбор методов оценки

4. Сбор и анализ информации

5. Применение технологии выбранных методов

6. Внесение корректировок в соответствии с целью и ситуацией (премии, скидки)

7. Взвешивание результатов оценки

8. Подготовка отчета об оценке стоимости
Корректирующие процедуры, применяемые в оценке стоимости компании.

Нормализация бухгалтерской отчетности

Корректировка баланса:

*корректировка на недействующие, избыточные активы;

*долги другим сторонам или других сторон данной компании;

Корректировка отчета о прибылях и убытках:

*корректировка разовых, нетипичных доходов и расходов;

*корректировка на доходы и расходы, относящиеся к

избыточным или недействующим активам;

*корректировка на вознаграждения и компенсации.

Учет инфляции
Типы надбавок и скидок

+ Премия за контроль

- Скидка на неконтрольный (миноритарный) характер

- Скидка за отсутствие ликвидности (низкую ликвидность)

Основания для премии за контроль

• Выбор директоров и назначение управляющих лиц;

• Определение политики компании по изменению стратегии развития бизнеса;

• Приобретение и продажа активов;

• Принятие решений о поглощении или слиянии с другими компаниями;

• Принятие решений о ликвидации компании;

• Принятие решений об эмиссии акций;

• Изменения дивидендной политики;

• Внесение изменений в устав

• Блокирование решений в совете директоров и др.

Факторы, влияющие на степень контроля

• законодательно установленные права акционеров;

• порядок голосования в компании;

• степень концентрации капитала;

• типы собственников и их инвестиционные мотивы и др


Премия за контроль

• Абсолютный контроль (100%)

• Полный контроль (75% + 1 акция)

• Операционный контроль (50% + 1 акция)

• Блокирующий пакет (25% + 1 акция)

• Дополнительные возможности (10%)

Подходы к определению размера контрольных поправок

I. Заключительные поправки к результатам стоимости, полученным в рамках подходов и

методов к оценке – традиционная система (используется чаще всего)

- статистические методы;

- экспертно–аналитические методы;

II. Стоимость смены менеджмента;

III. Интегрированная теория оценки (Mercer)


  • Оценка премии за контроль

- Статистические методы

CP = (V-P)/P; CP – премия за контроль V – цена сделки, P-независимая цена по Mergerstat

- Экспертно-аналитические методы

  • Скидки за ограниченность контроля

Чаще всего извлекаются из премий, уплаченных в сделках с контрольными пакетами.

MID = 1 – 1/(1+CP) ; MID – миноритарная скидка

  • Скидка за низкую ликвидность

Что увеличивает скидку:

  • ограничения на осуществление сделок

  • низкие дивиденды или их отсутсвие

  • ограниченные/ отсутствующие перспективы продажи компании

  • ограниченные/ отсутствующие перспективы превращения

  • компании в компанию открытого типа

Что уменьшает скидку:

  • наличие оговорок о выкупе акций

  • специфические программы

  • выкупа или передачи акций

  • высокие дивидендные выплаты

  • вероятная продажа компании




Факторы, определяющие ликвидность оцениваемого пакета

  • Размер пакета и уровень контроля;


  • Тип акций;

  • Потенциальные затраты, связанные с перспективами ликвидности;

  • Дивидендная политика;

  • Деятельность компании;

  • Финансовые показатели компании.

Размеры скидок:

Скидка за недостаток контроля

25%

За недостаток ликвидности

35%

За недостаток ликвидности (согласно данным инвест. компаний)

35%

За недостаток контроля и ликвидности

35-40%


Итоговое заключение об оценки стоимости компании (бизнеса).

(Взвешивание результатов и выбор итогового показателя)

• характер бизнеса и активы компании

• степень соответствия конкретного метода задаче оценки

• качество информации и ее соответствие требованиям каждого метода оценки

• корректность и безупречность алгоритма метода и каждого его шага

• качество анализа базовых факторов стоимости компании и ее рисков
Структура отчета об оценке стоимости компании (бизнеса)

  1. Дата или даты оценки

  2. Цель оценки

  3. Сведения о заказчике и об оценщике

  4. Объект оценки

  5. Стандарты оценки

  6. Применяемый стандарт стоимости

  7. Основные предположения и ограничивающие условия

  8. Характеристика экономики

  9. Характеристика отрасли
  10. Описание процесса оценки


  11. Внесение корректировок (премии, скидки)

  12. Согласование результатов

  13. Выведение итогового показателя

Бонус для нуждающихся:

(более подробно про цели)

повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Когда владелец предприятия решает продать свой бизнес или когда один из членов товарищества намерен продать свой пай, возникает необходимость определения рыночной стоимости предприятия или части его активов. В рыночной экономике часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;

реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, конвертации, величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;

разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

страхования, в процессе которого возникает необходимость определения\ стоимости активов в преддверии потерь;


налогообложения. При определении налога облагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия;

принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;

осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.