birmaga.ru
добавить свой файл

1
ЗАНЯТИЕ С УЧАЩИМИСЯ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Открытие себя. Мои нравственные нормы и привычки»

Педагог-психолог
Писклова О.Б.

Тема «Открытие себя. Мои нравственные нормы и привычки»


Цель:


  • Помочь учащимся в самоанализе, самопонимании, самосознании.

  • Учить делать нравственные выводы из своих поступков, нести ответственность за содеянное, за свои успехи и неуспехи.

  • Воспитывать и развивать у учащихся нравственные качества, желание делать добро, быть милосердными, толерантными, справедливыми.

  • Выявить степень нравственной «закаленности» учащихся.


Методическое обеспечение:

Г.К.Селевко «Утверждай себя» М.,2001г.

Г.К.Селевко «Сделай себя сам» М.,2001г.

В.И.Аксенова «Живая этика» Ставрополь 1996г.

Н.Е.Щуркова «Профессиональный журнал работы классного руководителя» М., 2008г.

Карточки с описанием ситуаций

Презентация.
Ход урока:

1.Организационный момент, сообщение цели урока.
2. Основная часть:

  • Игра на определение социальных ролей «Кто - ты?

(Кто-то сказал, что он человек, гражданин, некоторые не забыли о своей семейной роли, ответы на вопросы фиксируют наше осознание своих социальных ролей в обществе).
Что значит открытие себя? Это, прежде всего, понять, что во мне происходит, почему мне грустно, что явилось причиной неудач.

Открыть себя – это научиться контролировать свои мысли, действия и поступки, не поддаваться панике, страху, не держать себя во власти обид.

Что такое нравственные нормы в поведении? Вы слышали слово «нрав»? Да, это ваш характер, особенности вашего поведения, определяемые нравственными эталонами, которые есть в обществе. Нормы становятся привычками.

Открытие себя – это познание, как мне живется, часто от самочувствия человека зависит его отношение к другим людям.



Тест «Мое самочувствие»

Предлагаю я ученикам поставить точку выше или ниже прямой в зависимости от самочувствия
Мне радостно Меня любят Мне легко Я с удовольствием

хожу в школу






























Мне Меня У меня тяжело Не хочу идти

безрадостно не любят на душе в школу
Рекомендации по улучшению самочувствия, настроения:


  • Определите причину своего настроения;

  • Попробуйте включить музыку, заняться спортом, отправиться на прогулку;

  • Пойдите к друзьям, включитесь в общую деятельность;

  • Подумайте о хорошей стороне жизни.


Ребята, я предлагаю вам рассмотреть в группах ситуации, подумать, как бы вы поступили в том или ином случае, а рассмотрев их, мы постараемся составить портрет нравственного ученика.

Ситуации:

1. Китайская притча «Ладная семья»

Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: (любовь, прощение, терпение)


2.Бабушка послала внучку Таню в аптеку за дорогими лекарствами для больного дедушки. Таня потратила деньги, сделав в салоне красоты модную стрижку, так как считала себя не очень привлекательной девушкой. На вопрос бабушки о том, где купленные лекарства – молчала. Как выйти Тани из сложившейся ситуации, какие качества необходимо проявить? (Честность, милосердие).

3.Вам надо пройти. На пути стоит человек. Что вы делаете:


  • обойду не потревожив;

  • толкну, чтобы посторонился;

  • поступлю в зависимости от обстоятельств.

Какие качества необходимо проявить в данной ситуации? (Уважение)
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они в почтенном возрасте. Что вы делаете, услышав о переезде:

  • предложу свою помощь;

  • ничего, мне – то что;

  • если попросят и буду свободен, помогу.

(помощь, добро)
Вывод: вы поняли, что нужно быть терпимыми, добрыми, честными, справедливыми, осторожными в словах, поступках, внимательными по отношению к людям.

Игра «Паутина»

Упражнение – тест «Образ Я в нравственной сфере»

Предлагаю учащимся оценить каждую группу качеств по пятибалльной системе.



1.Гуманный человек, готовый прийти на помощь

другому.

2.Добрый, верю в человеческое добро.

3.Честный, справедливый, совестливый.

4.Свободный и уважающий свободу других.

5.Верен слову, долгу, обязательствам.

6.Готов защищать свое достоинство и

общечеловеческие нравственные принципы.

1-14 – нравственные качества не развиты.

15-23 - нравственные качества развиты недостаточно, необходимо работать над собой.

24-30 – ты нравственно закален.
3. Заключительная часть

Подведение итогов:


ребята, ответив на вопросы, вы поняли над чем вам нужно поработать для самосовершенствования. А помогает достигнуть успехов в самосовершенствовании – искренность самооценки и огромное желание найти свою дорогу в жизни, а точнее, выбрать – идти или не идти праведным путем. Это желание необходимо подкрепить волей.

Рефлексия:

Для меня стало ясно, что…

Я думаю, что…

В заключение хочется вспомнить слова Андрея Вознесенского:
В жизни можно по – разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженное солнце достать

И подарить его

Людям…

ЗАНЯТИЕ С УЧАЩИМИСЯ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Открытие себя. Мои нравственные нормы и привычки»

Педагог-психолог

Писклова О.Б.