birmaga.ru
добавить свой файл

1
Организация работы


по развитию психических познавательных процессов детей

в МБДОУ «Детский сад №80»
Обобщение опыта работы

Педагога-психолога

Колошеиной Н.А.

Пермь-2013 г.

Каждый хочет видеть своего ребенка умным, сообразительным, интеллектуально развитым. Нередко это желание сводится к тому, что родители стремятся «напичкать» своего ребенка необходимой (с точки зрения родителей) информацией; они считают, что чем больше знает ребенок, тем выше его интеллект.

Но интеллект ребенка, степень его успешности в процессе обучения, зависит не от объема знаний, а от уровня развития психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия). Хорошее интеллектуальное развитие не является гарантией успешной учебы в школе. Человек рождается с определенным уровнем развития психических процессов, но всю жизнь, в процессе воспитания и обучения, под влиянием особенностей нервной системы, эти процессы развиваются в большей или меньшей степени. Возможность развиваться не остается неизменной. Мозг ребенка, составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам он удваивается, к 2,5 годам - утраивается и к 7 годам составляет уже 90%). Вот почему очень важно начинать развитие как можно раньше.

Психические познавательные процессы развиваются как во время детских игр, так и во время специально организованных занятий. Но в силу особенностей темперамента, силы или слабости типа нервной системы, скорости смены процессов торможения и возбуждения, у некоторых детей все или отдельные психические познавательные процессы развиваются медленно, а низкий уровень этих процессов обуславливает неуспешность ребенка в освоении программы и, как следствие, неготовность к школьному обучению.

Определить уровень развития психических познавательных процессов помогает ежегодная диагностика. Она проводится в конце учебного года во 2 младшей, средней, старшей и подготовительных


группах. Во всех возрастных группах отслеживаются не одинаковые процессы.

Во 2 младшей группе диагностируется восприятие формы и цвета (по методике Вицлак «Дифференциация формы и цвета»), наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (по методике «Разрезные картинки»).

В средней группе отслеживаются уровни развития операции мышления сравнение и обобщение (по методике Л.А. Венгера «Самое непохожее»), операции классификации (методика А.И. Савенкова «Что лишнее?»), объема внимания (методика С-Пб ПТУ им. Герцена).

С детьми 3-5 лет, показывающим низкий уровень развития психических познавательных процессов, не проводятся коррекционно-развивающие занятия. Для этого есть несколько причин: высокая степень утомляемости детей, возрастные особенности. На разных возрастных этапах психические познавательные процессы развиваются с разной интенсивностью и наиболее оптимальным в этом возрасте является проведение лишь нескольких индивидуальных занятий с ребенком (осуществляемых педагогом или родителями). Так, восприятие наиболее интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка, по мере овладения новыми видами движений и способами их совершения, происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов: дети стремятся к зрительным и слуховым впечатлениям. Детям необходимо учитывать те сенсорные эталоны., которые нужны им для выполнения практического действия. Таким образом, в процессе игр, общения со сверстниками и взрослыми, развивается и совершенствуется восприятие. Объем внимания и операции мышления классификация и сравнение-обобщение, диагностируемые в средней группе, также совершенствуются и очень интенсивно развиваются в процессе игр и на специально

организованных занятиях в дошкольных учреждениях, без вмешательства специалистов. Психолог может лишь предложить рекомендации для родителей и педагогов по выбору игр в данной области.

В старшем дошкольном возрасте диагностируются память («Исследование слуховой памяти» по А.Р. Лурия, вариант


Истоминой), мышление (интегральная оценка по методике А.И.Савенкова «Определение уровня интеллектуальных

способностей»), объем внимания («Метод повторения чисел для оценки объема внимания), воображение («Дорисовывание фигур»

О.М.Дьяченко), произвольность («Графический диктант»-Эльконин), моторика (моторная проба Гильбух «Кружочек»).

С детьми, показывающими низкий уровень развития всех или

нескольких психических познавательных процессов проводятся

коррекционно-развивающие занятия: индивидуальные и групповые. На сегодняшний день существует множество книг и пособий, содержащих игры и упражнения по развитию психических процессов. В нашем дошкольном учреждении я использую свою составленную программу для развития психических познавательных процессов, которая просмотрена и утверждена методистом детского сада.

Программа направлена на подготовку детей к школе не только в интеллектуальном, но и личностном плане и строится на следующих принципах:

1) индивидуальный подход, необходимая помощь каждому ребенку;

2) для создания интереса у детей, проведение занятий в игровой форме;

3) создание в отношениях с детьми атмосферы доброжелательности, недопустимость порицания за неуспех;

4) положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.

Одним из условий построения занятий является ее особая структура. Первые и последние игры и задания направлены на развитие механической, смысловой памяти, кратковременной, долговременной. Направлены на овладение детьми специальными способами и приемами запоминания и припоминания, установление ассоциативных и логических связей между словами.(«Повтори-ка», «Какой буквы не стало», «Выложи цифры так, как только что выдел»).

Следующие игры и упражнения служат развитию всех свойств внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение, объем), развитию произвольного и активного внимания. Они направлены на умение сосредотачивать внимание на объекте необходимое время, способности отвлекаться от второстепенных признаков, умение выполнить несколько видов деятельности в одно и то же время, сознательно переходить от одного объекта к другому, удерживать внимание на нескольких объектах в короткий промежуток времени («Много - один», «Цветок, дерево, фрукт», «Не пропусти растение»).


Основное содержание игр и заданий, развивающих мышление, заключается в решении простейших мыслительных задач с опорой на представления (образное мышление), с опорой на понятия (логическое мышление), отражающих сущность предметов и выражающихся в словах или других знаках («Подбери слова», «Чем похожи», «Подбери пару к картинке» и др.)

В середине занятия проводится подвижная игра, которая помимо выполнения основной функции, направлена на развитие памяти и внимания («Овощи», «Позы», «Поезд», «Придумай движение», «Будь внимателен» и др.)

Для развития сенсомоторики, графических навыков и

произвольной регуляции деятельности используются специальные

упражнения и задания («Запретное число», «Нарисуй и заштрихуй», «Попробуй нарисовать», «Чистый лист» и др.)

Также включены игры, развивающие продуктивное воображение у детей, как произвольный и осознанный процесс. В содержание этих игр входит придумывание разнообразных ответов, основанном на одном и том же схематическом изображении предмета. На основе восприятия заместителей предметов, схематических изображений, создание в воображении новых предметов. Воображение ситуаций на основе

схематических изображений отдельных деталей предметов

отдельных заместителей предметов («На что это похоже», «Дорисуй», «Рисунок в несколько рук» и др.).

В конце каждого занятия предложены релаксационные упражнения, которые позволяют успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, а также развивать воображение и фантазию детей.

Программа состоит из 30 занятий, каждое занятие программы

рассчитано на время не более 30 минут. Сложность предлагаемых заданий возрастает от занятия к занятию. Увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения координации тонких движений).

Занятия коррекционно-развивающей программы проводятся с

детьми подготовительной группы 2 раза в неделю. Оптимальное количество детей в подгруппе – 6 человек.


В 2012-2013 учебном году коррекционно-развивающие занятия проводились с 2 подгруппами детей по 6 человек в каждой. С каждой подгруппой занятия проводились 2 раза в неделю начиная с ноября. В силу индивидуальных особенностей детей (синдром дефицита внимания, слабый тип нервной системы) наряду с групповыми занятиями проводились и индивидуальные, т.к. эти особенности мешали детям включиться в некоторые игры или успевать за другими детьми во время фронтальных заданий.

По причине частого отсутствия некоторых детей из-за болезни и сильных морозов в зимние месяцы некоторые занятия были проведены повторно с незначительными изменениями, касаемых содержания игр.

Во время занятий дети пользуются индивидуальными тетрадями, в которых они выполняют различные упражнения, рисуют, дорисовывают. Также используются схемы, наглядный материал для выполнения устных игр и упражнений.

Все занятия проходят в игровой форме, используются элементы соревнований. Дети с удовольствием посещают занятия, часто просят поиграть в понравившиеся игры.

После завершения коррекционно-развивающей работы была проведена диагностика, которая позволила выявить динамику в развитии психических познавательных процессов у детей, посещающих занятия.
Результаты диагностики детей в 2012 г.



Психические процессы


Высокий средний низкий

Оператив.

Память Кратковр.

Долговр.

Мышление Обобщение

Классифик.

0 20% 80%

0 58% 42%

0 61% 39%

12% 80% 8%

36% 40% 24%


Внимание

27% 36% 37%


Воображение

18% 48% 34%

Произвольность

13% 46% 41%


Результаты диагностики детей в 2013 г.



Психические процессы


Высокий средний низкий

Оператив.

Память Кратковр.

Долговр.

Мышление Обобщение

Классифик.

4% 88% 8%

4% 79% 17%

4% 79% 17%

58% 42% 0

54% 41% 4%


Внимание


42% 46% 12%

Воображение

29% 46% 25%

Произвольность

25% 71% 4%


Сравнив данные таблиц можно увидеть значительное увеличение высокого и среднего уровней развития всех психических познавательных процессов, что свидетельствует о высокой эффективности проведенной работы со стороны психолога, педагогов и родителей.

Работа с педагогами. После проведения первичной психологической диагностики педагогам проводятся консультации по полученным результатам и предлагаются рекомендации по подбору развивающих игр и упражнений. Т.е. педагогам предоставляется информация о том, где и какое внимание нужно обратить на каждого ребенка. Исходя из этого педагоги, могут строить свою дальнейшую деятельность.


Кроме этого разработана картотека игр на развитие психических познавательных процессов, приобретены развивающие игры, которые активно используются на индивидуальных занятиях. Также развивающие игры созданы и эстетически оформлены в отдельные коробочки и конверты ручным способом.

Работа с родителями. В начале года для родителей подготовительных групп проводится собрание. На собрании родители знакомятся с понятием «психологическая готовность к обучению в школе» и узнают о главенствующей роли развитых психических познавательных процессов для успешного обучения в школе. Так как профессиональная психологическая этика не позволяет оглашать вслух индивидуальные результаты диагностики, то родители с полученными результатами своих детей знакомятся анонимно. Вслух сообщаются общие результаты, выделяются те психпроцессы, над развитием которых необходимо поработать в течение года до поступления в школу. Затем предлагается перечень развивающих игр и упражнений на развитие того или иного психпроцесса. Родители приглашаются на индивидуальные консультации, где они могут подробно познакомиться с результатами психодиагностики своих детей, посмотреть рисунки, ответы и решения. Кроме этого, в уголках для родителей предоставляются памятки с рекомендациями по формированию психологической готовности к обучению в школе.

В целом итоговая психодиагностика показала достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, что повышает у детей чувство уверенности в собственных силах и является залогом успешного обучения в школе.

В будущей профессиональной деятельности планируется провести индивидуальные занятия не только с теми детьми, которые входят в коррекционно-развивающую группу, но и с теми , у которых занижены результаты по одному или нескольким психическим процессам.