birmaga.ru
добавить свой файл

1
Описание задачи составления модели образовательного процесса и методика работы над этой моделью, по меньшей мере, содержат в себе:


  1. Перечень результатов формирования (построения) модели;

  2. Стратегию (общие принципы, политику, общие правила) разработки модели образовательного процесса;

  3. Общие требования ко всей модели в целом;

  4. Необходимые условия существования модели (потенциальной возможности его построения);

  5. Базовое требование формирования (построения) модели;

  6. Безусловные требования формирования (построения) модели;

  7. Жесткие требования (для классов, учителей и аудиторий) формирования (построения) модели;

  8. Мягкие требования (для классов и учителей) формирования (построения) модели;

  9. Общие требования к программе (алгоритму) решения задачи составления модели образовательного процесса и последовательность работы по разработке данной модели;

  10. Требования к коррекции модели во время использования его в учебном процессе;

  11. Дополнительные задачи (функции), решаемые (обеспечиваемые) параллельно с составлением модели;

  12. Перечень исходных данных для формирования (построения) модели.



Результатом формирования модели образовательного процесса ОУ являются различные списки, планы и таблицы общепринятой формы и содержания. Эти материалы, собственно и являются моделью образовательного процесса в школе. Форма и содержание таких таблиц определяется потребителями информации заключенной в этих таблицах. Потребителями модели (информации содержащейся в списках, планах и таблицах) являются:

  1. Ученики;

  2. Учителя;

  3. Администрация школы (директор, завуч, охрана, другие заинтересованные лица);

  4. Сторонние потребители (родители, учредитель, общественность и другие контролирующие организации).

 § 2

Стратегия (общие принципы, политика, общие правила) разработка модели образовательного процесса заключается в том, что:


Каждое требование к модели должно быть обоснованным. Обоснование может быть логическим, математическим, юридическим, подтвержденным многолетней практикой (здравым смыслом). Недопустимы требования к школьному расписанию, являющиеся плодом бесплодных фантазий, обличенные в наукообразную или эмоциональную форму. Каждое требование должно быть ясным и конкретным.

Математическая модель образовательного процесса может представлять собой функциональный ряд

∑R = Z 1 + Z 2 + … + Z i, (количество i не определено),
где R- модель расписания занятий образовательного процесса ОУ,

Z- занятие (член ряда), которое является функцией девяти переменных,

Z = F (m, n, l, p, t, v, s, x, y)

(смотри §3).

Исходя из данного предположения, появляется первое требование к новому государственному стандарту:

В тексте стандарта должно быть зафиксировано:

«Занятие – единственная и многообразна, организационная и содержательная форма образовательного процесса, не ограниченная во времени, предполагающая достижения цели обучения и реализации инициативы учащегося при поддержке педагога, наставника». (вместо терминов «Урок» и «Занятие» на странице 10)

§3.

Общие требования ко всей модели в целом, можно, как один из вариантов, представить следующим образом:


  1. Относящиеся к работе всей школы (образовательного учреждения):

    1. Формируемая модель создается на одну учебную неделю или две учебные недели, с совершенно разными расписаниями школьных занятий для каждой из этих двух недель. Эта модель будет являться «скелетом», на которую будут «одеваться» различные варианты с занятиями большой длительности (например, больше чем один день), и других каких-то разовых занятий.
    2. Длительность учебной недели для всех классов (для всей школы) составляет 5 или 6 учебных дней. Допустимы так же различные сочетания, например, когда старшая школа задействована 6 рабочих дней, а основная и младшая - 5. Для некоторых случаев ( длительных поездок и походов) может быть предусмотрена 7-ми или 4-х (3-х, 2-х) дневная учебная неделя;


    3. Работа школы организована в одну или более (до трех) смен;

    4. Единицей при составлении модели является занятие, которое можно представить в виде следующих типов:

Типология занятий.

№ п/п

Характеристика

Обозначение

Фиксированная

Нефиксированная

1

Временная единица

N

40 х 1 (2, 3, …,n), n≥40 мин

Свободное, n - любое

2

Количество учеников

M (пример, 25 человек)

Индивидуально-групповой (количество утверждено на учебный год или четверть)

Сменная (количество меняются каждое занятие)

3

Количество учителей

P (р ≥ 0)

Постоянный набор (для предмета – 1 учитель, для интегрированного курса – 2 или 3 учителя)

Неопределенная (для каждого занятия подбирается соответственный учитель)

4

Возраст

T

Одного возраста (список класса, параллели)

Разновозрастной (смешанные по возрасту группы)

5

Место проведения

Yj

Аудитория (аудиторное занятие)


Вне аудитории (поход, путешествие, экскурсия, …)

6

Обязательность

X, х≥1

Определен % посещенных занятий ( пример, непосещение более 20% занятий не дает возможность получить учащемуся аттестацию по данному курсу)

Хотя бы одно занятие (посещение по интересам, может быть посещение виртуальным)

7

Форма (по видам деятельности)

Vi

По стандарту (урок, занятие – учебная деятельность или образовательная деятельность)

Свободная (полная фантазия)

8

Система оценивания

L

Цифровая оценка или портфолио индивидуальных достижений учащихся.

Без оценки

9

Количество занятий, сроки.

S

34 х 1 (2, 3, …, n) ( один или более раз в неделю)

По мере необходимости

Таким образом, можно описать любое занятие. Например, урок в традиционной форме: Z1 = Z (m = 25 учащихся, n = 45 минут, l – цифровая, p = 1 (Петров И.С.), t = 5а класс, v – совместно-распределенная деятельность в личностно-ориентированных формах, s = 34 (1 х 34), x = 60% , y = 1 (кабинет русского языка и литературы).

§ 4

Необходимые условия существования модели (потенциальной возможности его построения), как минимум, включают в себя следующие (наиболее значимые и интуитивно понятные) соответствия:


  1. Количество групп в школе должно соответствовать (находиться в нужной пропорции) количеству имеющихся, надлежащим образом оборудованных, аудиторий (кабинетов, мастерских, физкультурных залов и т.п.), с учетом внеаудиторных занятий;

  2. Количество учителей (штатных и совместителей) должно соответствовать (находиться в нужной пропорции) количеству групп обучаемых в школе (с учетом дистанционных занятий).

§ 5

Базовое требование
относится ко всей модели в целом (ко всем его "участникам") и формулируется следующим образом:

  • За исключением случаев объединения / разъединения классов (см. ниже), каждый учитель, класс и кабинет (учебное помещение) не могут быть задействованы (учитель - учит, ученики - учатся, кабинет занят классом и учителем) дважды в один и тот же момент времени. В данном случае, моментом времени, как ранее и было определено, считается урок (пара). Говоря точнее, номер этого урока (пары).

  • Данное требование теперь не актуально, так как несколько учителей и групп учащихся могут быть в одно и тоже время в одном и том же месте (кабинете-аудитории)

Другими словами, базовое требование представляет собой одновременное выполнение трех условий, с учетом одного исключения (случаев объединения / разъединения классов и групп, перечисленных (описанных) ниже):

  1. Ни один ученик, в одно и тоже время, не может находится более чем на одном уроке, и более чем в одно месте (аудитории);

  2. Любой учитель, в одно и тоже время, может проводить какое-либо занятие, чем у одной группы, более чем в одном кабинете (учитывая on-line - занятия); 

  3. В одном учебном помещении (учебной аудитории, кабинете или другом месте) может проводиться занятие для более чем одной группы более чем с одним учителем.

 § 6


Безусловные требования
состоят из:
  1. Относящихся ко всей модели в целом (ко всем "участникам" образовательного процесса).


    1. Все ученики (учащиеся, обучаемые) делятся в зависимости от года обучения на параллели. Параллели делятся на классы. Классы могут делиться на группы и обучающиеся могут объединяться в группы или обучаться индивидуально.

    2. В ходе процесса обучения допускаются все возможные виды объединений (слияний) и разделения (разбиений) классов:

      1. В один и тот же момент времени (в один и тот же урок);

        1. Для обучения по некоторым предметам классы могут делится на группы, при этом в каждой группе урок (занятие), в разных кабинетах, проводит один (свой) учитель;

        2. Из нескольких классов, может быть сформировано несколько (другое количество) групп, в каждой из которых занятие, в разных кабинетах, ведет свой (один) учитель. Например, из двух классов может быть "вперемешку" сформировано три группы для изучения профильных дисциплин;

        3. По некоторым предметам классы могут объединяться в потоки (большие группы), при этом один учитель проводит урок (занятие) для всего потока, в одном помещении (аудитории). Примером для средних общеобразовательных школ данной ситуации может служить - коллективное посещение плавательного бассейна;

        4. Класс может быть разделен на группы для изучения какого-либо предмета, в одном кабинете (помещении) с несколькими учителями (каждому учителю - своя группа).

      2. В разные моменты времени (в разные уроки);

        1. Для проведения некоторых предметов классы могут делиться на группы, при этом в каждой группе преподает один (свой) учитель (возможно один и тот же учитель, возможно в разных кабинетах, возможно в том же кабинете).

    3. Для некоторых классов может быть предусмотрен день для обучения в другом месте (в учебно-производственном комбинате - в УПК).

  2. Относящихся к классам.
    1. У классов в течение дня может быть заранее запланированный общий или скользящий (для каждого класса свой, т.е. определенный в индивидуальное время) перерыв в обучении, например, для обеда или перехода в другое здание.


  3. Относящиеся к методике.

    1. Все случаи объединения / разъединения классов и назначения плановых перерывов в занятиях учащихся, должны быть заранее запланировны (зафиксированы в календарно-тематическом планировании и специально созданном графике – заявке, для разовых занятий), т.е. фактически являться исходными данными к расчету школьного расписания занятий.

  § 12

Перечень исходных данных для формирования (построения, составления) расписания.

  1. В образовательной программе ОУ должны быть зафиксированы все типы занятий, проведение которых может быть организовано в школе.

  2. Программа по предмету должна содержать раздел: виды учебной деятельности.

  3. Календарно-тематическое планирование должно содержать графы: вид тип занятия, сроки.

  4. Перед составлением расписания завучем составляется график-заявку (автоматически):

ФИО учителя

Предмет

Поток, класс или группа

Вид учебной деятельности

Количество участников

Время учд

Сроки

Примечание