birmaga.ru
добавить свой файл

1
Об оформлении документации по


учебному предмету «Математика» на

основной и средней ступени общего

образования
В связи с поступающими многочисленными обращениями от общеобразовательных учреждений по поводу оформления документации по учебному предмету «Математика» и с учетом отсутствия методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» разъясняем следующее.

В действующих пакетах нормативных документов, определяющих содержание общего образование (обязательные минимумы содержания образования 1998/1999 годов и федеральный компонент образовательного стандарта 2004 года) по математике, отсутствует разделение содержания на два традиционно изучаемых в школе курса/раздела «Алгебры» и «Геометрии».

Вместе с тем, базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 февраля 1998 года №322 (далее – федеральный БУП-1998) определено, что образовательную область «Математика» составляют курсы: математики, алгебры и геометрии на основной ступени, алгебры и начал анализа, геометрии – на средней ступени. В соответствии с этим, в учебном плане, классных журналах, аттестатах об основном и среднем (полном) образовании прописываются учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия»; а разработка рабочих программ и оценивание учебных достижений обучающихся (в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) осуществляется отдельно по каждому из указанных предметов. При разработке рабочих программ по предметам содержание тем «Числа и вычисления» (частично), «Выражения и преобразования», «Функции», из обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательной области «Математика» и темы «Вычисления и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции» из обязательного минимума содержания основного среднего (полного) общего образования по образовательной области «Математика» рекомендуется относить к содержанию учебного предмета «Алгебра», а тему «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин» - к учебному предмету «Геометрия».


В федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 (далее – федеральный БУП – 2004) учебный предмет федерального компонента содержания образования называется «Математика». В соответствии с этим, в учебном плане, рабочих программах, аттестатах об основном и среднем (полном) общем образовании прописывается учебный предмет «Математика».

В тоже время, в 7- 11 классах при сохранении учителем традиционных подходов к изучению математики (раздельное изучение алгебраического и геометрического содержания) рекомендуется придерживаться следующих подходов в оформлении документов.

Рабочие программы по предмету «Математика»

В пояснительных записках к рабочим программам по математике указывается, что программа модульная (включает два модуля: «Алгебра» и «Геометрия»). Модуль «Алгебра» в рабочей программе 7-9 классов включает следующие содержательные компоненты/блоки стандарта основного общего образования по математике: «арифметика» (частично); «алгебра»; «элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» (частично). Модуль «Геометрия» в 7-9 классах, соответственно, включает следующие содержательные компоненты/блоки стандарта основного общего образования по математике: «геометрия», «элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» (частично). Тема «Координаты» из содержательного компонента/блока «алгебра» по усмотрению учителя может изучаться как в модуле «Алгебра», так в модуле «Геометрия».

Модуль «Алгебра и начала математического анализа» в рабочей программе 10-11 классов (базовый уровень) включает следующие содержательные компоненты/блоки стандарта среднего (полного) общего образования по математике: «алгебра», «функции», «начала математического анализа», «уравнения и неравенства», «элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Модуль «Алгебра и начала математического анализа» в программе 10-11 классов (профильный уровень) включает: «числовые и буквенные выражения», «тригонометрия», «функции», «начала математического анализа», «уравнения и неравенства», «элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».


В рабочих программах по математике пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы должны быть общими, а учебно-тематический план и содержание оформляются отдельно по двум модулям.
Заполнение классных журналов
Для унификации подходов к заполнению классных журналов предлагается придерживаться следующих подходов.

В журналах выделяется отдельная страница для каждого модуля. В журналах 7-9 классов на странице модуля «Алгебра» делается запись: «Математика (модуль «Алгебра»)», на странице модуля «Геометрия» - «Математика (модуль «Геометрия»)». В журналах 10-11 классов соответственно – «Математика (модуль «Алгебра и начала математического анализа»)» и «Математика (модуль «Геометрия»)».

Текущее оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется отдельно по каждому из модулей.

Выставление отметок за четверть в 7-9 классах в рамках промежуточной аттестации, порядок которой регулируется локальным актом общеобразовательного учреждения, возможна в двух вариантах: отдельно по каждому модулю или единая отметка по математике (с учетом двух моделей) на странице после модуля «Геометрия»; за год выставляется единая отметка по учебному предмету «Математика».

Итоговая отметка в аттестат об основном общем образовании выставляется в соответствии с действующим федеральным положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов.

В 10-11 классах за триместры/полугодия выставляется единая отметка по учебному предмету «Математика» с учетом текущей успеваемости по модулям на странице модуля «Геометрия»; отметка за год выставляется с учетом отметок за триместры/полугодия по предмету «Математика».
Заполнение аттестатов

Итоговые отметки в аттестат об основном общем образовании, в приложение к аттестату о среднем (полном) общем образовании выставляются в соответствии с действующими федеральными положениями о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов.