birmaga.ru
добавить свой файл

1


Управление образования администрации города Снежинска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

Образовательная программа

социально-личностной направленности

«Росточек»

Разработчик: учитель-логопед – Савина Гузялия Нахиповна

Соавтор: педагог – психолог – Глоба Людмила Георгиевна

Возрастная категория детей: 3-4 года

Срок реализации программы: 1 год

Снежинск

2011 год

Пояснительная записка

Задачи психолого-педагогической работы по формированию личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Развитие личностных характеристик ребёнка, социализация его помощью основного вида коммуникации – речи становится наиболее актуальным в современных условиях, так как Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают интеграцию всех образовательных областей в различных видах деятельности. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижения целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в различных формах и видах детской деятельности. Овладевший всеми видами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и детьми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

Дошкольный возраст – время усвоения правил и норм поведения, общения. Однако ни одно правило не может быть усвоено, если оно не включено в опыт, не апробировано. Ребёнок должен иметь крепкую базу – эмоционально стабильное адекватное отношение к миру, людям, себе, т.е. владеть навыками позитивного общения. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка проходит в дошкольный период и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками.. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирование его личности, его развития. В дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она становится одной из главных. К 4-м годам ребёнок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Е.И.Смирнова считает, что взаимодействие младших дошкольников является общением на основе следующих критериев:


-проявление внимания и интереса к сверстнику,

-эмоциональное отношение к сверстнику,

-стремление привлечь внимание сверстника,

-чувствительность к поступкам сверстника.

Наиболее эффективным в условиях детского сада являются совместные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательности в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностные отношения.

Основная форма работы – игра, поскольку это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами игры строятся на согласованном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Такие игры привлекают детей тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и для взаимного отталкивания. Системная работа с использованием игр, бесед, драматизаций способствует формированию положительно – эмоционального взгляда на сверстников и на мир в целом. Общение – процесс установления контактов. Специалисты ДОУ в последнее время обеспокоены тем, что увеличивается число детей с низкой активностью в общении, со сложностями в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми. Среди множества причин этого феномена одна из главных – неразвитая речь. В детских садах всегда бывают дети с речевым недоразвитием. Диагностика показывает, что именно такие дети имеют низкий социальный статус среди сверстников из – за того, что они не умеют вербально общаться. Было подмечено, что дети младшей и средней группы, имеющие недоразвитие речи, не обладают выраженной мотивацией к общению. Они не владеют коммуникативными умениями, не всегда знают правила и нормы, необходимые при взаимодействии с окружающими. Счастливые и несчастные, благополучные и неустроенные, дети стремятся друг к другу, чтобы поделиться радостью или облегчить свою печаль. Общение затрудняется в отсутствии речи. Но не только речь обогащает общение – оно само способствует развитию речи: обогащается и активизируется словарь, словотворчество, диалогическая речь, умение поддерживать беседу. Благодаря этой взаимосвязи общения и речи обогащается внутренний мир ребёнка, исчезает чувство одиночества, ребёнок находит себя. Усвоение норм общения, овладение навыками коллективной работы, умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, и, как важнейшее средство для этого – развитая речь – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем чувствовать себя успешным, полнее реализовать себя. В ситуации взаимодействия со сверстниками ребёнок более самостоятелен, независим, начинает точнее оценивать себя и других, при этом растёт его творческая активность и социальная компетентность. Многие известные исследователи (М.И.Лисина, В.А.Петровский, Т.А.Репина), раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, неоднократно замечали, что первооснова общения формируется в период младшего дошкольного детства. При этом, дети, имеющие более развитую речь, не просто больше общаются, они по-настоящему интересуются сверстниками, поэтому на занятиях особое внимание мы обращали на формирование пар, подгрупп детей для совместной деятельности.


Если ребёнок не получает достаточного общения со сверстниками в дошкольном возрасте, то это накладывает печать на последующую судьбу личности: формируется недоверчивость, агрессивность, антиобщественные наклонности, душевная опустошённость. Вот почему навыки общения, культура речи, стиль поведения каждого ребёнка требует пристального внимания
Направленность: социально-личностная
Цель: развитие речи как средства для формирования коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:

1.Развитие речи и общих речевых навыков у детей.

2.Создание условий для того, чтобы речь детей являлась средством общения дошкольников.

3.Развитие внутренней активности детей.

4.Формирование социального доверия.

5.Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

6.Формирование адекватной самооценки детей.

7.Развитие социальных эмоций.
Особенности программы

Наши занятия представляют собой синтез современных логопедических и психотерапевтических методов: игротерапии, психогимнастики, телесноориентированной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии, логоритмики, а также заучивании потешек, считалок, дразнилок, стихов в подвижных играх. В работе кружка задействован большой арсенал приёмов, форм и методов работы. Это даёт возможность гибко пользоваться им в рамках конкретных занятий, а при необходимости - включать альтернативные игры и упражнения. Смена видов коррекционно - развивающей работы позволяет детям избежать переутомления.
Описание условий реализации программы

Необходимость создания кружка

По запросу воспитателей психолог в начале года провела наблюдение за детьми. Выяснилось, что дети не могут общаться в большинстве случаев из-за неразвитости речи, а также по личным проблемам. (Результаты наблюдения -ниже).

Встал вопрос о сплочении детского коллектива, налаживании контактов с детьми робкими, замкнутыми, или, наоборот, отличающимися повышенной конфликтностью. Понятно, что для решения этой задачи должен подключиться логопед. Необходимо в первую очередь развивать у детей речевые навыки, которые и будут служить средством для развития коммуникативных навыков. Ребёнок сможет не только больше узнать о себе, своих возможностях, чувствах, но и лучше понимать людей, с которыми он общается. Имея развитую речь, он быстрее сориентируется в сложных ситуациях, ссорах, обидах. В этом детям поможет психолог, он изучает поведение, душевное состояние, когда у ребёнка нестабильное настроение, тревожность, проблемы с общением. Логопед даёт в руки психолога такой важный инструмент общения, как развитая, грамотная, яркая, интересная речь. Союз двух специалистов, логопеда и психолога, создан в нашем ДОУ в форме совместной работы в кружке «РОСТОЧЕК». Изучив передовой опыт Т.А.Шорыгиной, Е.Е.Кравцовой, Л.С.Римашевской, мы обогатили систему развивающих занятий специально организованными упражнениями, беседами, играми по формированию игровых и коммуникативных навыков.


Мы разработали и апробировали цикл коррекционно – развивающих занятий – тренингов для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Материала для работы такого тандема «логопед – психолог» мы не нашли нигде, поэтому всю работу, теоретическую и практическую выполнили сами. Проводим эти занятия в течение 10 лет. Начинаем работу с младшей и средней групп, так как именно ранние формы общения влияют на развитие личности. Зная о недостаточном уровне сформированности общения у детей в этом возрасте можно спрогнозировать межличностные и внутриличностные конфликты в следующих группах. Ребёнок с речевыми нарушениями тревожен, неуверен, он боится, что его не поймут, будут над ним смеяться. Это приводит к пассивности, враждебности, к отвержению сверстниками, углубляет задержку речи. Мы проводим занятия и со старшими группами, новая программа находится в стадии доработки и апробации.
Материально-техническое оснащение, оборудование:

- музыкальный и спортивный залы,

- аудио-видео аппаратура, кассеты с записями,

- игрушки, наглядные пособия,

- бутафория для спектаклей,

- различные виды театров, костюмы, маски,

- конструкторы,

- атрибуты для подвижных игр,

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр,

- крупные мягкие игрушки,

- песок, вода.
Дидактические материалы:

- настольно-печатные игры,

- плакаты, картины, иллюстрации,

- книги,

- карточки с заданиями.
Организация занятий

Количество детей: 8 детей младшего возраста.

Формы занятий: подгрупповые.
Последовательность проведения занятий.

Приветствие, основная часть, заключение.

В процессе приветствия преодолевались скованность, неуверенность, проявлялись интерес и доверие друг к другу.

В основной части занятия проводились беседы, игры и упражнения на знакомство с невербальными формами общения с помощью мимики, жестов, на воспитание гуманных отношений между детьми, развитие речи, воображения, сообразительности. Обучение правилам:


-Будь внимательным к тем, кто тебя окружает, и тебя будут любить.

-Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

-Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.

-Никого не обижай, и тебе никто не сделает плохо.

В заключительной части занятий использовались игровые упражнения, направленные на то, чтобы показать, что занятие закончено («Улыбка», «Солнечные лучики», «Связующая нить», «Круг друзей» и др.

Для воспитателей были составлены рекомендации по использованию игр и упражнений на развитие навыков общения детей со сверстниками в повседневной совместной деятельности.

Проведённая работа дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками, лучше понимать чувства других и легче выражать свои, используют в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания. Они охотно включаются в совместную деятельность.

На следующем этапе мы поставили перед собой более сложные задачи:

- Оптимизировать отношения между детьми;

- Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

- Учить самостоятельно делать выбор партнера, выражать свое предпочтение другому;

- Учить дифференцировать и правильно понимать эмоциональные состояния других детей;

- Учить адекватно проявлять эмоциональное состояние в коммуникативной сфере;

- Развивать произвольность;

- Снимать психоэмоциональное напряжение.
Планируемые результаты дальнейшей работы кружка
Проведение данной программы с группой детей 3-4 года предполагает следующие результаты:


  1. Рост интереса детей друг к другу, внимания к достоинствам друг друга.

  2. Появление эмоционально окрашенных действий, адресованных сверстнику.

  3. Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.

Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

  1. Иметь сформированное чувство принадлежности к группе, развитые навыки социального поведения, способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, позитивное отношение к сверстникам.


  2. Уметь выражать свое отношение к другим людям разными способами,

  3. Иметь адекватную самооценку,

  4. Уметь активно использовать в общении речь.


Проведения работы кружка:
Развивающая работа осуществляется в игровой форме.

Каждое занятие включает в себя игры на развитие:

- коммуникативных навыков;

- эмоционально-волевой сферы, релаксацию,

- развитие речи.

Форма оценивания результатов:

Диагностика «Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии» п/ред В.Я. Салаховой, Г.Н. Лавровой; «Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга» С.Е. Лукин, А.В. Суворов, С-Петербург, 1993; «Цветовой тест» М. Люшер, С.-Петербург, 1995г.
Формы представления результатов работы кружка:

- проведение открытых занятий для родителей, воспитателей и специалистов,

- представление протоколов обследования.

Основные направления и содержания деятельности

(1 раз в неделю)



п/п

Темы курса

Количество часов

Содержание методов

1

Развитие общих речевых навыков

6 часа

Игры и упражнения, включающие в себя: звукопроизношение, действия по образцу: использование нетрадиционных игрушек. Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

2


Развитие фонематического слуха

4 часа

Прохлопывание ритмичного рисунка, использование звучащих предметов, аудиокассет.

3

Развитие связной речи

8 часа

Драматизация, просмотр спектаклей, рассказывание сказок. Показ иллюстративного материала, игры с игрушками, наблюдение за свободными играми детей.

4

Адаптация детей к условиям детского сада

6 часа

Детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы не игрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации. Упражнение на мышечную релаксацию.

5

Устранения искажений эмоционального реагирования

4 часа

6

Полноценный контакт ребенка со сверстниками

8 часа

ИТОГО:

36 часов




Этапы работы кружка
I этап – диагностический.

Прежде всего, логопед обследует всех детей и дает психологу список кандидатур в рабочую группу для наблюдения. Жесты, мимические изменения, интонация голоса – все это является основанием для дальнейшего обследования, предоставляющего собой ряд диагностических процедур, который варьируется в зависимости от возраста детей: социометрия; определение уровня притязаний, самооценки; анкеты; проективные методики. Таким образом, в сформированной группе – 6-8 человек с недоразвитием речи и с несформированными навыками общения.


На родительском собрании мы рассказываем о возможностях выбранных нами методик, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.
II этап – коррекционно-развивающий.

Он проходит в форме тренингов и игротерапии. На первых занятиях – объединение участников. Затем 8-10 занятий – основная работа. На последних занятиях – итоговое объединение детей: в драматизации, концерте или открытом занятии.
III этап – контрольный.

Состоит из заключительного обследования детей логопедом и психологом. После завершения работы родители вновь приглашаются на собрание, где подводятся итоги, даются рекомендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.
Принципы работы кружка «Росточек».


  1. Принимать ребенка таким, каков он есть, не торопить, не замедлять его деятельность; не осуждать, не поощрять ребенка на фоне сверстников и т.д.

  2. Создавать комфортную, безопасную обстановку взаимопонимания, доброты, помощи, поддержки; непринужденные дружеские отношения.

  3. Темы занятий – интересные для детей.

  4. Создавать ситуации, развивающие самоконтроль, умение предотвращать конфликты, справляться со своим гневом; способствующими появлению желания помочь сверстникам в решении проблем.

  5. Вводить ритуалы и традиции кружка, что создаёт у ребёнка ощущение целостности и завершенности занятия, а так же чувство принадлежности к коллективу, «нужности» в своей группе. Это делает ребенка уверенным, спокойным, повышает самооценку, улучшает отношение к окружающим.

  6. Привлекать к работе воспитателей, для улучшения внутригруппового общения, лучшего понимания каждого ребенка



Перспективный план игровых занятий с детьми 3-4 лет

занятия


Основные задачи

Содержание занятия

Занятие 1

  1. Сблизить детей;

  2. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения;

  3. Развивать эмпатию, самоконтроль, выразительность движений и речи, наблюдательность;

  4. Учить расслаблению.

  5. Учить детей звукоподражанию;

  6. Развивать артикуляционный аппарат.

  1. Приветствие

  2. Игра «Подарки»

  3. Игра «Хлопки»

  4. Игра «Мама и детеныш»

  5. Игра «Оживи камешки!»

  6. Релаксация

  7. Упражнение «Кошка лакает молочко»,

«Лошадка», «Кошка выгнула спинку»

Занятие 2

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать коммуникативные навыки;

  3. Учить взаимодействовать в парах;

  4. Развивать тактильное восприятие, воображение, выразительность движений и речи, произвольность;

  5. Учить расслаблению.

  6. Учить детей громко и тихо воспроизводить звукоподражания;

  7. Развивать речевое дыхание.

  1. Приветствие

  2. Игра «Хлопки» повторение №1

  3. Игра «Ладонь в ладонь»

  4. Игра «Оживи камешки!» повторение № 1

  5. Релаксация

  6. Упражнение «Кто голосок подаёт?»

  7. Упражнение «Листопад»

Занятие 3

  1. Сблизить и объединить детей;

  2. Воспитывать доброжелательность;

  3. Развивать коммуникативные навыки
  4. Побуждать детей к договариванию слов в предложении.


  5. Учить расслаблению.

  6. Развивать артикуляционный аппарат.

  1. Приветствие

  2. Игра «Подарки» повторение № 1

  3. Игра «Лохматый пес»

  4. Упражнение «Доскажи словечко»

  5. Игра «Садовник»

  6. Упражнение «Хоботок», «Лопаточка»,

«Лошадка».

Занятие 4

  1. Сблизить и объединить детей;

  2. Развивать умение действовать сообща, в команде;

  3. Развивать произвольность, наблюдательность, воображение, выразительность движений;

  4. Учить расслаблению.

  5. Активизировать словарь детей существительными.

  6. Учить детей выполнять дыхательные упражнения.

  1. Приветствие

  2. Игра «Лохматый пес» повторение № 3

  3. Игра «Тропинка»

  4. Релаксация

  5. Упражнений «Какой, какая, какие?»

  6. Упражнение «Сдуй листочки»

Занятие 5

  1. Развивать коммуникативные навыки, чувство общности;

  2. Учить взаимодействовать в парах;

  3. Учить самостоятельно делать выбор партнера, выражать свое предпочтение другому;

  4. Развивать координацию речи с движениями;

  5. Снять напряжение

  6. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

  1. Приветствие

  2. Игра «Ладонь в ладонь» повторение № 2

  3. Игра «Пустое место»

  4. Игра «Бабочки и слоны»

  5. Релаксация

  6. Упражнение «Один-много»

Занятие 6


  1. Учить сотрудничеству, развивать умение действовать сообща;

  2. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  3. Развивать произвольность, наблюдательность, воображение, выразительность движений;

  4. Развивать мелкую мускулатуру пальчиков рук.

  5. Развивать фонематический слух.

  6. Учить расслаблению.

  1. Приветствие

  2. Игра «Комплименты»

  3. Игра «Тропинка» повторение № 4

  4. Игра «Сорока»

  5. Упражнение «Чей голосок?»

  6. Релаксация

Занятие 7

  1. Развивать умение сотрудничать друг с другом;

  2. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  3. Развивать выразительность движений и речи, воображение, чувство юмора;

  4. Развивать фонематический слух;

  5. Учить употреблять форму множественного числа существительных в Род.падеже.

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Бабушка Маланья»

  3. Игра «Магнит и шарики»

  4. Игра «Повтори фразу»

  5. Игра «Чего нет?»

  6. Релаксация

Занятие 8

  1. Сплотить группу;

  2. Учить сотрудничеству, воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  3. Учить самостоятельно делать выбор партнера, выражать свое предпочтение другому;

  4. Развивать произвольность, наблюдательность, воображение;

  5. Учить различать противоположные по значению прилагательные.

  6. Учить строить конструкции с предлогами.

  7. Учить расслаблению.
  1. Приветствие


  2. Игра «Джинн»

  3. Игра «Бабушка Маланья» повторение

  4. Игра «Пустое место» повторение № 5

  5. Игра «Большой-маленький»

  6. Упражнение «Кто где?»

  7. Релаксация

Занятие 9

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения;

  3. Учить самостоятельно делать выбор партнера;

  4. Развивать речевое дыхание

  5. Развивать артикуляционный аппарат.

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Давайте познакомимся»

  3. Игра «Магнит и шарики» повторение

  4. Упражнение «Подуем на шарики»

  5. Упражнение «Блинчик», «Дудочка», «Шарик».

  6. Релаксация

Занятие 10

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать чувство общности, эмпатию;

  3. Развивать произвольность, воображение, выразительность движений и речи;

  4. Развивать фонематический слух.

  5. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Хоровод» повторение № 5

  3. Игра «Пес Барбос»

  4. Игра «Повтори дорожки»

  5. Игра «Доктор Айболит»

  6. Релаксация

Занятие 11

  1. Сплотить группу;

  2. Развитие коммуникативных навыков, дружеские отношения;

  3. Развитие умения самостоятельно делать выбор партнера;

  4. Развитие воображения, выразительности движений;

  5. Развивать артикуляционный аппарат
  6. Обучать понимать вопросы, заданные по сюжетным картинкам;


  7. Учить расслаблению.

  1. Приветствие

  2. Игра «Давайте познакомимся» повторение № 9

  3. Игра «По дорожке Валя шла…» повторение № 9

  4. Игра «Менялки»

  5. Упражнение «Лошадка», «Индюшата»,

«Дятел»

6) Упражнение «Кто, что делает скажи»

7) Релаксация

Занятие 12

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать произвольность, выразительность движений;

  3. Развивать слуховое внимание, фонематический слух;

  4. Развивать интонационную выразительность голоса;

  5. Учить раскрепощению. Расслаблению.

  1. Приветствие

  2. Игра «На мостике» повторение № 10

  3. Игра «Забьём гвоздь молотком»

  4. Упражнение «Вьюга»

  5. Игра «Хоровод сказочных героев»

  6. Релаксация

Занятие 13

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать коммуникативные навыки, учить сотрудничеству;

  3. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  4. Развивать воображение, мимические движения;

  5. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Комплименты» повторение №6

  3. Игра «Менялки» повторение № 11

  4. Игра «Люблю-не-люблю»

  5. Игра «Назови ласково»

  6. Релаксация

Занятие 14

  1. Сплотить группу;
  2. Развивать коммуникативные навыки, учить детей сотрудничеству;


  3. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  4. Развивать произвольность, воображение, выразительность движений;

  5. Развивать мелкую моторику пальчиков рук;

  6. Развивать речевое дыхание;

  7. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Добрые волшебники»

  3. Игра «Дотронься…»

  4. Игра «Зеваки»

  5. Упражнение «Собери бусы»

  6. Игра «Мыльные пузыри»

  7. Релаксация

Занятие 15

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать коммуникативные навыки, учить сотрудничеству;

  3. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  4. Развивать внимание, воображение, выразительность движений.

  5. Развивать и расширять словарь по теме;

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Есть или нет»

  3. Игра «Утка с утятами»

  4. Игра «Дотронься…»

  5. Игра «Найди утёнка»

  6. Релаксация

Занятие 16

  1. Сплотить группу;

  2. Развивать коммуникативные навыки, учить сотрудничеству;

  3. Развивать выразительность движений;

  4. Развивать артикуляционный аппарат;

  5. Развивать речевое дыхание;

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Волны»

  3. Игра «Медведь и пчелы»

  4. Упражнение «Вкусное варенье», «Чашечка»

  5. Упражнение «Горячий чай»

  6. Игра «Раздувайся, пузырь!»

  7. Релаксация

Занятие 17

  1. Сплотить группу;


  2. Развивать коммуникативные навыки, учить сотрудничеству;

  3. Воспитывать гуманное отношение к сверстникам;

  4. Развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, внимательность, произвольность;

  5. Развивать голосовой аппарат;

  6. Учить участвовать в инсценировании сказки.

  7. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Добрые волшебники»

  3. Игра «Раздувайся, пузырь!» повторение № 16

  4. Игра «Гуси-лебеди»

  5. Упражнение «Тихо-громко»

  6. Игра-драматизация «Теремок»

  7. Релаксация

Занятие 18

  1. Развивать умение сотрудничать друг с другом;

  2. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  3. Развивать произвольность, выразительность движений;

  4. Активизировать словарь новыми словами;

  5. Развивать фонематический слух;

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Волны» повторение

  3. Игра «Медведь и пчелы»

  4. Игра «Похвали медведя»

  5. Упражнение «Разбудим мишку»

  6. Релаксация

Занятие 19

  1. Сплотить группу;

  2. Учить сотрудничать друг с другом;

  3. Развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, внимательность, произвольность, воображение, выразительность речи;

  4. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Конкурс хвастунов»

  3. Игра «Где мы были», мы не скажем…»

  4. Игра «Гуси-лебеди» повторение № 17
  5. Игра «Фантазии»


  6. Релаксация

Занятие 20

  1. Сплотить группу;

  2. Учить сотрудничеству;

  3. Развивать организованность детей, сближать их;

  4. Обогащать социальный опыт детей;

  5. Развивать произвольность, воображение, выразительности движений;

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Испорченный телефон»

  3. Игра «Кто к нам пришел»

  4. Игра «По кочкам» повторение № 18

  5. Игра «Мыльные пузыри» повторение № 14

  6. Релаксация

Занятие 21

  1. Сплотить группу;

  2. Воспитывать гуманное отношение к сверстнику;

  3. Учить сотрудничать друг с другом;

  4. Развивать гуманное отношение к другому, эмпатию;

  5. Развивать произвольность, мимику;

  6. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Игра «Дракон кусает свой хвост»

  3. Игра «Покажи эмоцию»

  4. Игра «Скучно так сидеть»

  5. Игра «Старенькая бабушка»

  6. Релаксация

Занятие 22

  1. Сплотить группу;

  2. Учить действовать согласованно;

  3. Развивать выразительность движений, произвольность;

  4. Снять напряжение.

  1. Приветствие

  2. Этюд «Погода»

  3. Игра «Иголка и нитка»

  4. Игра «Я не знаю»

  5. Игра «Рисуем домики»

  6. Релаксация

Занятие 23

  1. Развивать коммуникативные способности;


  2. Развивать наблюдательность, внимание, координацию, произвольность, выразительность движений;

  3. Учить расслаблению.

  1. Приветствие

  2. Игра «4 стихии»

  3. Игра «Художник»

  4. Игра-драматизация

  5. Игра «Да и нет»

  6. Релаксация

Занятие 24

  1. Развивать коммуникативные навыки;

  2. Учить делать самостоятельный выбор партнера;

  3. Развитие выразительности движений, произвольности;

  4. Учить расслаблению.

  1. Приветствие

  2. Игра-драматизация

  3. Игра «Поварята»

  4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

  5. Игра «Подари подарок»

  6. Релаксация


Список литературы:

  1. Белобрыкина О.А. – Речь и общение – Ярославль «Академия Ко» 1998г.

  2. Панфилова М.А. – Игротерапия общения – Москва Издательство ГНОМ 2000г.

  3. Зарецкая Н.В. – У солнышка в гостях – Москва Сфера 2003г.

  4. Дурова Н.В. – Фонематика – Москва «Мозаика-синтез» 1999г.

  5. Колесникова Е.В. – Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет – Москва Гном-пресс 1999г.

  6. Лукина Н.А. – Научи меня слышать – Санкт-Петербург «Паритет» 2003г.

  7. Синицына Е.В. – Умные пальчики – Москва «Лист» 1998г.

  8. Туманова Т.В. – Формирование звукопроизношения у дошкольников – Москва «Гном-пресс» 1999г.

  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. – Учим детей общению – Ярославль «Академия развития» 1997г.

  10. Кряжева Н.П. – Мир детских эмоций – Ярославль «Академия развития» 2002г.
  11. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Кимры, 2004

  12. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. – Общение детей 4-5 лет – Ярославль «Академия развития» 2001г.