birmaga.ru
добавить свой файл

1




wipo-e

R

WIPO/ACE/9/7

ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ

ДАТА: 28 ЯНВАРЯ 2014 Г.


Консультативный комитет по защите прав

Девятая сессия

Женева, 3 – 5 марта 2014 г.


Альтернативные механизмы урегулирования споров в области интеллектуальной собственности в Республике Корея
Документ подготовлен Хан Чи Уном, заместителем начальника Отдела по вопросам многостороннего сотрудничества Корейского ведомства интеллектуальной собственности (КИПО), Республика Корея
  1. Обзор альтернативных механизмов урегулирования споров в Республике Корея



1 Альтернативное урегулирование споров (АУС) — общий термин для обозначения процедур, отличных от рассмотрения дела в суде, в рамках которых беспристрастное лицо (практикующий специалист в области АУС) содействует сторонам спора в разрешении существующих между ними разногласий. Основными механизмами альтернативного урегулирования споров являются посредничество, арбитраж и заключение мировой сделки. 

Посредничество


2 Посредничество применяется в тех случаях, когда одна или несколько сторон обращаются к посреднику с просьбой справедливо и беспристрастно помочь сторонам в разрешении их спора. Спор разрешается, когда в результате посредничества достигается выполнимое соглашение, с которым согласны все стороны. Поскольку результат посредничества не является юридически обязательным, в случае несогласия участников процесса с его результатом процедура завершается. Следует отметить, что в соответствии с корейским законодательством почти при каждой государственной организации созданы комитеты по урегулированию споров. Так, например, при Корейском ведомстве интеллектуальной собственности (КИПО) согласно закону "О содействии изобретениям" был создан Комитет по посредничеству в спорах в области прав промышленной собственности, а в соответствии же с законом "О строительной отрасли" при министерстве государственных территорий, транспорта и морских дел предусмотрен Комитет по разрешению строительных споров. Подобные комитеты по разрешению споров действуют при многих корейских государственных органах.


Арбитраж



3 Арбитраж — это процедура, с помощью которой решение по спору принимает не суд, а арбитр. В Республике Корея действует закон "Об арбитраже". Компетентным органом, ответственным за выполнение этого закона, назначено министерство юстиции. Большинство споров, рассматриваемых в порядке арбитража, в особенности споров между частными сторонами, рассматривается Корейским советом по торговому арбитражу (КСТА). Деятельность КСТА регулируется законом "Об арбитраже". Этот совет выступает в качестве посредника между частными сторонами. Споры в конкретных областях, регулируемых специальным законодательством, могут разрешаться в порядке арбитража в рамках арбитражных комиссий (например, Арбитражной комиссии по делам печати, Корейского ведомства по посредничеству и арбитражу в спорах в области медицины).

Более подробную информацию о работе КСТА вы можете найти по адресу http://www.kcab.or.kr/jsp/kcab_eng/index.jsp.

Мировая сделка



4 Мировая сделка заключается тогда, когда стороны урегулируют спорные вопросы и заключают соглашение о прекращении спора. Существует три возможности для заключения мировой сделки: i) стороны спора могут заключить мировую сделку в соответствии с правилом 731 Гражданско-процессуального кодекса, ii) одна из сторон может обратиться с ходатайством о заключении мировой сделки в рамках гражданского судебного разбирательства перед началом судебного разбирательства в соответствии с правилом 385 Гражданско-процессуального кодекса, iii) в том случае, если разбирательство уже начато, суд может предписать заключить мировую сделку в соответствии с правилом  225 Гражданско-процессуального кодекса.

  1. Обзор деятельности Комитета по посредничеству в спорах в области прав промышленной собственности


5 В связи с изменениями, происходящими в этой сфере в данный момент, возникла необходимость в новых формах урегулирования споров. Дела становятся все более сложными, и их может оказаться неудобно разрешать в обычных судах. Именно по этой причине в 1995 г. при КИПО был создан Комитет по посредничеству в спорах в области прав промышленной собственности (КПСППС). Председателем КПСППС является заместитель руководителя КИПО. В состав этого комитета входят двадцать членов, включая председателя. Членами комитета являются патентные поверенные в различных областях (например, товарные знаки, образцы, машиностроение, химия, биология, электроника и т. д.), занимающиеся вопросами ИС юристы, профессора и эксперты КИПО. Срок их полномочий составляет три года.

6 КПСППС занимается разрешением споров, касающихся прав промышленной собственности (в том числе патентов, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков) и служебных изобретений. Поскольку вынесение деклараторного решения о недействительности патента, об отсутствии нарушения и о неспособности патента служить основанием для иска входит в компетенцию Патентного суда, в случае с этими исками процедура посредничества не применима. Споры в еще одной области интеллектуальной собственности, в области авторского права, рассматриваются Корейской комиссией по вопросам авторского права при министерстве культуры, спорта и туризма.
7 КПСППС рассматривает споры с применением посредничества в следующем порядке:
шаг 1) сторона спора обращается с просьбой о посредничестве;

шаг 2) КПСППС назначает трех посредников;

шаг 3) КПСППС уведомляет о просьбе о посредничестве другую сторону спора (ответчик может отказаться от участия в рассмотрении спора);

шаг 4) если ответчик соглашается принять участие в рассмотрении спора, КПСППС рассматривает спор и готовит предложение относительно решения;

шаг 5) КПСППС доводит предлагаемое решение до сведения обеих сторон;

шаг 6) если стороны согласны с предлагаемым решением, КПСППС составляет протокол о примирении; и

шаг 7) если одна из сторон не согласна с предлагаемым решением или решает не принимать участия в посредничестве (см. шаг 3), процедура завершается.


8 Если посредничество осуществляется успешно, его результат является обязательным в силу правила 46 закона "О содействии изобретениям". Оно имеет такую же силу, как и решение суда о примирении.

9 Подача заявки об урегулировании спора в области прав промышленной собственности с помощью посредничества проста и осуществляется на безвозмездной основе. Кроме того, при успешном использовании посредничества спор может быть разрешен в течение трех месяцев. Поскольку эта процедура носит конфиденциальный характер, снижается вероятность раскрытия сведений, составляющих коммерческую тайну, в том числе сведений о технологиях. Кроме того, урегулирование спора с использованием посредничества более благоприятно в том плане, что в ходе этой процедуры стороны могут наладить друг с другом отношения стратегического сотрудничества, заключающееся, например, в обмене лицензиями или техническом сотрудничестве.

10 В следующей таблице приведены данные о нагрузке КПСППС

(Число споров и их исход)


Год

Подано заявок

Урегулировано успешно

Соглашение не достигнуто

’95

4

2

2

’96

2

0

2

’97

13

7

6

’98

15

4

11

’99

7

3

4

’00

5

0

5

’01

3

0

3

’02

15

2

13


’03

5

1

4

’04

5

1

4

’05

5

0

5

’06

5

1

4

’07

5

1

4

’08

4

0

4

’09

4

1

3

’10

3

0

3

’11

2

0

2

’12

2

2

0

’13


3

2

1

Всего

107

27

80



11 Процедура посредничества в рамках КПСККС не слишком востребована. После того, как в 1998 г. число поданных заявок достигло пиковой отметки в 15, оно стало постепенно снижаться до двух или трех в год. За последние 19 лет число споров, урегулированных благодаря использованию процедуры посредничества, составило всего 27. Поэтому КИПО крайне заинтересовано в более активном использовании этой процедуры.
12 Во-первых, процедура посредничества начинается по желанию сторон и не может использоваться, если одна из сторон откажется принимать в ней участие. Помимо этого, предлагаемое посредником решение не может быть утверждено в случае несогласия с ним одной из сторон.
13 Во-вторых, нарушение прав промышленной собственности доказать труднее, чем нарушение других прав. Например, нарушение авторского права доказать проще, поскольку нарушением является уже факт скачивания. Урегулирование спора с применением посредничества возможно, если между сторонами существует согласие относительно ущерба. Однако если одной из сторон приходится доказывать факт нарушения прав, заставить другую сторону признать этот факт и продолжить процесс урегулирования с применением посредничества может оказаться непросто.

14 В-третьих, КПСППС не занимается урегулированием споров, связанных с исками о недействительности патентов, отсутствии нарушения и невозможности использовать патент в качестве основания для иска. Однако в ходе судебных разбирательств по фактам нарушения прав нередко возникают и подобные споры. В соответствии с законом "О содействии изобретениям" они относятся к компетенции Патентного суда, поскольку касаются не только сторон спора, но и третьих сторон, желающих заключить лицензионные соглашения в связи с правами промышленной собственности. Именно по этой причине иски о недействительности патентов, отсутствии нарушения прав и невозможности использовать патент в качестве основания для иска не могут урегулироваться с использованием посредничества.

15 В-четвертых, суд может принять решение о возмещении ущерба в весьма значительном размере. В тех случаях, когда факт нарушения прав промышленной собственности удается доказать, речь идет о выплате немалых денежных сумм. В такой ситуации выигравшая дело сторона вряд ли согласится на урегулирование спора с применением посредничества. В отличие от ущерба вследствие нарушения прав промышленной собственности в спорах о нарушении авторского права размер ущерба невелик. Поэтому многие споры в области авторского права урегулируются с применением посредничества.


  1. План по активизации использования посредничества при разрешении споров, касающихся прав промышленной собственности



16 КИПО хочет добиться более активного использования процедуры посредничества для разрешения споров, касающихся прав промышленной собственности, в интересах сокращения социальных издержек, в том числе чрезмерно высоких расходов на ведение судебных тяжб, и беспристрастного и беспрепятственного разрешения споров между сторонами.
17 С этой целью КИПО планирует продолжать практику использования посредничества в КПСППС и в судах. При использовании посредничества в судах суд, прежде чем начать полномасштабное разбирательство, передает те находящиеся на его рассмотрении споры, которые отвечают критериям для применения посредничества, внешнему органу-посреднику. В тех случаях, когда процедура посредничества проходит успешно, спор урегулируется с помощью посредничества, если же вмешательство посредника не дало результата, дело передается в суд. Для более активного использования посредничества Центральный окружной суд Сеула в настоящее время осуществляет посредничество в сотрудничестве с более чем 10 внешними организациями-посредниками, в том числе с Комиссией по авторскому праву и КСТА.

18 Тем не менее, как уже объяснялось выше, в отличие от других областей, в которых применяется процедура посредничества, использование посредничества в спорах по правам промышленной собственности не упрощает задачу установления факта правонарушения; помимо этого, в подобных спорах речь часто идет о весьма значительных размерах ущерба. Помимо этого, в случае с некоторыми спорами процедура посредничества неприменима. В силу этих причин стороны предпочитают урегулировать свой спор в суде. Поэтому при развитии процедуры посредничества в судах необходимо действовать крайне осторожно.

19 Тем не менее благодаря тому, что теперь с применением процедуры посредничества могут рассматриваться не только регистрируемые в данный момент споры, связанные с правами промышленной собственности, но и уже рассматриваемые в суде споры о нарушении прав промышленной собственности и коммерческой тайны, стороны таких споров получили более широкие возможности по урегулированию таких споров.
20 КИПО также планирует повысить уровень экспертов, участвующих в посредничестве, и создать с этой целью секретариат, который будет оказывать содействие в урегулировании споров с помощью посредничества, например, оказывать консультационные услуги по вопросам урегулирования споров, проводить анализ споров и подготавливать проекты решений.
21 Кроме того, КИПО планирует с помощью соглашений о деловом сотрудничестве с компаниями и организациями, нуждающимися в посредничестве, способствовать досудебному разрешению с применением посредничества споров по правам промышленной собственности и тем самым расширить доступность подобных процедур для общества и добиться более глубокого их понимания общественностью.

[Конец документа]