birmaga.ru
добавить свой файл

1
Автор Баймагамбетова Шакмярян Рвитовна


Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе

Развитие общественных отношений, общества в целом на современном этапе остро выдвигает проблему нравственного формирования личности. Среди наиболее возможных вопросов выступают такие, как формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, воспитание эстетического вкуса, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм. Решению этих задач в работе придается важное значение, указывается на необходимость постоянно совершенствовать все формы и средства нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы и внеклассных мероприятиях. В процессе восприятия художественных произведений обучающийся имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений.

Одной из главных задач в решении заданной проблемы, является формирование личности, обогащение нравственно- эстетического опыта ребят через прочтение художественной литературы, при котором стержневые идеи изучаемых произведений рассматриваются с позицией сегодняшнего дня. Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся является одной из основных задач каждого урока литературы.

На уроках литературы используются творческие работы ребят (портреты писателей, рисунки к изучаемым произведениям), произведения изобразительного и музыкального искусства. Анализ произведения и поэтического и прозаического невозможен без обращения к пейзажным зарисовкам в тексте. Например, анализ образов, наиболее дорогих Л.Н.Толстому, неизбежно связан с картинами природы. Мучительный путь исканий князя Андрея нельзя воспроизвести, если забывать о небе Аустерлица, о дубе в весенней роще, который «помог» ему вернуться к деятельности жизни. Невозможен разговор о Наташе без воспоминаний о ночи в Отрадном и лунной святочной ночи. Изучение творчества многих авторов не обходится без музыкального сопровождения. Ребята с удовольствием слушают песни и романсы на стихи А.А.Фета, С.А.Есенина и других поэтов. Например, чтение отрывка «Ночь в Отрадном» из романа «Война и Мир» Л.Н.Толстого, под звучание первой части «Лунной сонаты» Бетховена производит незабываемое впечатление. Лица слушателей приобретают выражение серьезности, одухотворенности. Постигается и музыка художественной речи, художественной литературы. Музыка делает понимание текста весьма наглядным и доказательным. Музыка звучит и на уроках по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница». Прослушивание в звукозаписи романса «Не искушай меня без нужды» обостряет эмоциональные реакции обучающихся, вызывает их глубокое сочувствие к бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли – продажи, в мире, где «никто никогда не постарался заглянуть к ней в душу». Следует отметить, что в работе по накоплению аудио- и видеоматериала к урокам литературы принимают участие и ребята. Так, например, учащийся записал с канала «Культура» документальный фильм «Женщины в жизни И.А.Бунина», который был просмотрен на уроке.


Таким образом, воздействуя на чувства обучающихся, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Музыка на уроке литературы способствует формированию мировоззрения , их эстетическому развитию.

Огромное значение в решении задач нравственного и эстетического воспитания имеет не только урок литературы, но и внеклассная работа по данному предмету. Во внеклассной работе учащиеся более свободны, чем на уроке, самостоятельны, инициативны, активны. Так, например, учащиеся добросовестно подготовились к проведению литературного вечера, посвященного истории возникновении романса в России. Вечер прошел также с участием сотрудников колледжа. Проведение этого мероприятия помогло учащимся реализовать свои способности и получить эстетическое наслаждение. На вечере звучали романсы в звукозаписи, в исполнении сотрудников колледжа и самих учащихся. Исполнение цыганского романса сопровождалось танцем. К проведению подобных мероприятий учащиеся готовятся с особым волнением, тревогой и надеждой на успех.

Во внеклассной работе, по мере возможности, уделяется и внимание литературным экскурсиям. Так, например, хорошее впечатление осталось у учащихся после посещения библиотеки №6, где прошли беседы по следующим темам: «Прототипы Татьяны Лариной», «Природа в творчестве Б.Л.Пастернака». Благодаря сотрудникам библиотеки, ребята получили не только дополнительную информацию по данным темам, но и уникальную возможность услышать в записи стихотворение Б.Л.Пастернака в авторском исполнении.

Таким образом, внеклассная работа повышает нравственный уровень и культуру, формирует эстетический вкус молодежи. Вопрос о нравственном и эстетическом воспитании учащихся остается открытым. В данной работе показан один из путей решения проблемы эстетического и нравственного воспитания молодежи. Решению данной проблемы на уроках литературы и во внеклассной работе нужно уделять особое внимание, так как от этого зависит нравственный уровень общества в целом. А способствовать этому будет продуманная организация повседневной работы учащихся, творческая кропотливая деятельность преподавателя. Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребят, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить обучающихся в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.