birmaga.ru
добавить свой файл

1
Уезжаем на ПМЖ.


Начало, для меня, было в относительно далеком 90-ом году, когда возникла идея. Очень простая идея, которая заключалась в двух словах - ехать надо. Сразу оговорюсь, что идея принадлежала не мне, а моим горячо любимым родителям. Как именно идея превратилась в дело, для меня загадка. Просто в один прекрасный день, а точнее ночь, я оказался в самолете на пути в страну Рабиновичей, вернувшихся на свою доисторическую Родину.

Не буду долго и нудно описывать полет, регистрацию, дорогу в новый дом и прочее, прочее, прочее. Тот, кому это интересно, может покопаться в своей родословной. Я уверен, что там можно будет обнаружить еврейскую бабушку или, на худой конец, дедушку и вкусить все прелести смены ПМЖ . Отмечу только один интересный момент. Буквально через полчаса после нашего приземления была объявлена воздушная тревога. Наш табунчик новых репатриантов погнали в бомбоубежище, где милые девушки-солдатки поспешно натягивали на нас противогазы. Делали они это со свойственной израильтянам беспечностью, нисколько не задумываясь о том, что Скады уже летят. В ту ночь они улетели в неизвестном направлении, не нанеся урона и никого особо не напугав.

Почему я решил поведать об этом? А потому, что из-за того, что здесь постоянно или что-то взрывается, или кто-то в кого-то стреляет, или кидает камни - возникает ощущение, что вы близки к Богу. Нет. Неправильно это. Не просто ощущение. Он здесь. Всегда. Где-то рядом. Достаточно взглянуть на любую карту и аж дух захватывает, названия-то какие - Иерусалим, Бет-Лехем, Назарет, Содом, Старый Яффо, Акко, Тверия, река Иордан, Мёртвое море...

Можно продолжить этот список до бесконечности. И до любого места рукой подать. Здесь нельзя не испытывать трепет, гуляя по улицам. Кафе открыты, дуреющие от жары израильтяне сидят и пьют турецкий кофе, жалуясь друг другу на налоги и правительство. Они не задумываются о том, что вот на этом углу, много веков назад, стоял пророк и умные вещи говорил. А может и глупые, но ведь вот прямо вот тут вот!


К сожалению, к этому привыкаешь настолько, что перестаешь замечать. Сидишь себе в кафе, кофе пьешь, а про пророка и не вспоминаешь...

Но я отвлекся.

Следующим этапом в жизни нового репатрианта непосредственно после приезда, кто бы что бы ни говорил , является изучение языка. Иврит это не один язык, а несколько. Для начала нового репатрианта пытаются заставить выучить так называемый "литературный иврит". Мне довелось побывать в институте, где этот язык разрабатывают и улучшают. Точнее в институте, где переводят иностранные слова на иврит, придумывая новые слова на ходу. Главная проблема этого института заключается в том, что ровным счетом никто не обращает внимания на его научные изыски. Даже Министерство образования, что особенно странно, поскольку именно сей могучий орган устраивает экскурсии в этот заповедник знаний. Другая проблема заключается в том, что мало кто способен ломать себе язык такой экзотической формой. Если, например, вы решите прослушать курс лекций какого-либо профессора, вы сможете быть свидетелем очень интересного процесса метаморфозы. Лектор уверенно начнет лекцию на "литературном иврите". Через некоторое время он начнет сбиваться и путаться. К концу лекции вы не будете полностью уверены в том, что этот человек профессор, а не продавец подержанных автомобилей. Конечно, можно встретить и обыкновенного человека, речь которого является образцом высокого иврита, где используются все 60,000 слов языка. У нас, например, есть знакомый журналист израильтянин, который выражается таким высоким слогом, что невольно хочется записать и запомнить каждый оборот его речи.

Второй - это библейский иврит. Его тоже рекомендуют новому репатрианту. Хотя здесь ситуация обстоит еще хуже, поскольку на нем вообще почти никто не говорит. Говорить на нем тем более сложно, что значение каждого слова может резко меняться в зависимости от главы и строки текста. В том смысле, например, что местоимение "Я" в книге Бытия

Во второй главе может иметь прямо противоположный смысл местоимению "Я" в книге Бытия в третьей главе. Несмотря на все эти сложности, существует горстка людей, которые на этом языке изъясняются - наши любимые духовные предводители. Жаль, конечно, но, судя по всему, их познания в этой области не столь глубоки, как хотелось бы. Как иначе объяснить закон о "Ковырянии в носу"?! Не смейтесь, этот закон издали около полугода назад. Возрадуйся народ Израиля! Ты можешь ковырять в носу! Хотя, может быть, и я не я, и нос не нос, но ковырять можно!


Последняя форма иврита - это "разговорный иврит". Почему его назвали "разговорным", сказать вам не могу. Сам не знаю. Для того, чтобы выучить этот язык, нужно совсем немного - запомнить около 500 слов и научиться разговаривать с собеседником на расстоянии 20-ти сантиметров, отчаянно размахивая руками. Причем самое важное - это умение размахивать руками, а не знание слов, как может показаться.
- Почему же многие затрудняются выучить иврит? - спросите вы.

Вопрос справедливый. Отвечаю - все зависит от того, насколько быстро новый репатриант понимает разницу между разными "ивритами". Яркий пример тому - мой брат. Сознательно или бессознательно, он уловил разницу в языках и в течение семи лет проживания в Израиле не утруждал себя изучением письменного иврита, правда, разговаривает он лучше любого израильтянина. Что самое интересное, никаких хлопот это ему не доставило...

Ну, ладно. Язык подучили. Пора устраиваться на нормальную работу.

Биржа труда. Дородная девица лет 35-ти записывает ваши данные в компьютер. Она отказывается верить тому, что вы можете работать как профессором истории, так и сантехником. Программа не предусматривает такого разнобоя. Девица недовольно бурчит себе под нос, что все эти русские ненормальные. Стыдясь своего неправильного образования, вы соглашаетесь мыть полы.

И вот тут уже можно различить два типа репатриантов.

Тип первый - им себя жалко. Там они работали профессорами истории и сантехниками по совместительству, а здесь просто моют полы. И так уж они себя жалеют, так жалеют, что каждый день идут мыть полы, а когда приходят домой, садятся в кресло и долго гладят себя по голове, приговаривая - ты мой бедненький. Как правило, эти люди устраиваются на нормальную работу рано или поздно. Вот только жалеть себя не перестают.

Тип второй - они спокойно идут мыть полы, понимая, что начинать всегда тяжело. Потом они найдут свою нишу и будут этим довольны. Года три назад, я имел интересную беседу со своим отцом. Уже не помню с чего все началось и какова была моя позиция тогда. Помню только то, что он мне сказал: "Там я был инженером. Была даже своя компания. Здесь я пытаюсь не дать развалиться торговому центру. А какая разница? Что там я гайки крутил, что тут. Пусть там я крутил важные гайки, а здесь подкручиваю канализационные трубы, но суть-то та же. Мне нужно решить проблему в голове, а потом исправить ее своими руками. И чем лучше мне это удается сделать, тем больше удовольствия получаю от этого я. А какой у меня титул, мне все равно".


От того, к какому виду принадлежит человек, зависит самое главное - будет ли ему хорошо в Израиле. Израиль это котел, в котором варится неисчислимое количество народностей. Не нравится жить со светскими - можно жить с ортодоксами. Не нравятся марокканцы - можно жить с русскими, немцами, американцами, эфиопами, индусами, арабами, в конце концов.

Зарплата не устраивает - можно сменить работу, пойти на субсидированные курсы повышения квалификации или открыть свою фирму. Страшно из-за арабов - что на роду написано, того не изменить. Когда придет ваш час, ваше географическое расположение никакой роли играть не будет. А вот если человек объясняет самому себе, почему ему плохо и кто в этом виноват.... Этому человеку никто не поможет, кроме, разве что, психиатра.

Хмм... получилось пособие по счастливой жизни в Израиле. Так что если вы уже нашли еврейскую бабушку в родословной и собираетесь к нам - рекомендую эту статью сохранить и потом по ней сверять свои действия.

Но это все в общих чертах. Вот вам специфика.

В Израиле очень любят мобильные телефоны. Не знаю, в какой стране наибольшее количество пользователей мобильных телефонов,

Но уверен, что мы не на последнем месте. Больше "мобильников" в Израиле любят только различные вспомогательные приспособления для оных. Мое любимое - это маленький наушник, который вставляется в ухо, в кабель вмонтирован микрофон, и вся эта нехитрая кухня подключается к телефону. Со стороны и не увидишь. Теперь представьте себе ситуацию - здоровый детина, быстро передвигаясь в вашем направлении, громко выкрикивает слова, обращаясь преимущественно к воображаемому собеседнику, отчаянно при этом жестикулируя. Представили? Теперь представьте штук десять таких молодчиков, которые двигаются в разных направлениях, не обращая на вас никакого внимания - добро пожаловать на главную улицу какого-нибудь нашего города. Может показаться, будто должны выбежать санитары из-за угла и сопроводить этих душевнобольных в соответствующее место.


Но этого не происходит.

Вместо санитаров из-за угла появляются солдаты. Только они тоже почему-то не обращают никакого внимания на этих сумасшедших.

Они заняты тем же самым. Беседуют по тому же мобильному телефону со своими родственниками, друзьями и знакомыми. Автомат весело шлепает их по области ниже спины, а они вприпрыжку несутся домой. Там их накормят, дадут ключи от машины и отправят гулять. Они рады попасть домой после целых двух недель на военной базе. Вообще израильская армия - это интереснейшее место. Не могу похвастаться тем, что находился там длительный срок, но за те 4 месяца, что я провел в солдатской форме, повидал немало. Прежде всего, поражает отсутствие какой бы то ни было дисциплины. То есть она есть, но ее никто не видел. Никогда не забуду один эпизод. Последний месяц службы я провел на базе резервных танковых войск. Туда призывались офицеры запаса для прохождения всевозможных курсов повышения квалификации. Наша работа была этих офицеров призывать. Точнее, мы писали приказы, а другой отдел эти приказы рассылал. У нас рядовые и капралы, у них лейтенанты и капитаны. Всем этим хозяйством заправлял полковник. В один прекрасный день некий рядовой откровенно объяснил капитану из другого отдела, к какой именно матери тому следует отправиться. Я ожидал, что оскорбленный капитан, порядку ради, съездит солдатику по физиономии, а потом посадит месяца на два (правда израильскую военную тюрьму лучше назвать пионерским лагерем, но тем не менее). Каково же было мое удивление, когда капитан всего навсего потащил провинившегося к полковнику, а тот часа два объяснял ему, что капитан тоже человек и когда его посылают ко вполне определенной матери - ему обидно, он может расстроиться и заболеть. А вообще-то израильская армия по праву считается одной из самых сильных армий мира. И ребятам нашим приходится нелегко, они каждый день на передовой, а передовая у нас везде. И девушки наши тоже служат.

Кроме сумасшедших с "мобильниками" и солдат, по улицам государства Израильского неслышно бродят религиозные евреи ортодоксы. Среди них есть уникальные люди. Люди, которые поражают своей эрудицией, пониманием и глубиной мысли. Но не могут они пусть яркой, но крохотной искоркой своего существования просветить всю чёрную массу ортодоксов-евреев с пустыми глазами. Которые могут зачитать библию наизусть, но никогда не поймут ни единого слова. Которые навряд ли смогут сказать, столицей какой страны является Париж. Люди, на содержание которых тратятся миллиарды, но которые не возвращают ничего.

Говорят, что служение Господу может осчастливить любого. Что ж, может так оно и есть. Но почему же так редко можно увидеть ортодокса пусть не с живыми, но хотя бы со счастливыми глазами?

Не будем о грустном. Будем о веселом. О детях. Израильские дети производят больше шума, чем все остальное население земли вместе взятое. Эмпирическим путем это пока не доказано, но только пока. Школьная программа оставляет желать много лучшего. Это позволяет им учиться на отлично и иметь массу свободного времени на руках. Каждый использует это время по-своему. Кто-то играет в футбол. Кто-то сидит дома за компьютером. Кто-то сидит под вашими окнами и кричит. О чем он или она кричат, вы не знаете. Вы только отчетливо осознаете то, что кричат громко. В большинстве своем это добрые и веселые ребята. Они немного подрастут и пойдут в армию. Потом год странствий по Южной Америке или Индии, а потом они пополнят ряды адвокатов, бухгалтеров и программистов.

Взрослое население сохраняет, в некоторой мере, крикливость детства. Просто прокуренные связки не позволяют орать так громко. Любой израильтянин способен в мельчайших деталях описать программу "своей" партии, после чего будет долго объяснять, почему она лучшая из всех, которые есть. Делать это он будет настолько убедительно, что вы всенепременно ему поверите. После чего вы поверите в то, что именно у него можно купить самую дешевую мебель/прибор/квартиру. Не знаю, говорят ли они - "Elsalebn, солдаты глупы, а Натан твой мудрый", но мне кажется, что именно это и происходит.

Тот, кто сказал, что израильтянин колючий снаружи и сладкий внутри, в чем-то прав. Это действительно достаточно грубые люди при первой встрече и очень приятные в дальнейшем. Только не надо их о чем-то просить. Иначе они сразу на вас обидятся и не поймут, почему вы обратились именно к ним, а не к кому-нибудь другому. Впрочем, это можно сказать, наверное, о любой нации.