birmaga.ru
добавить свой файл

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ


ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011 год

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

8 КЛАСС
(Ответы)
Время выполнения – 1 час 20 минут.

Общее количество балов за работу - 125 баллов

20




Задание 1. Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните
его.

Объясните
ваше решение
1. Гражданство, власть, территория, федерализм, конформизм, герб, армия, суверенитет. (Ответ: конформизм – свойство личности, все остальное связано с понятием государство)

2. Край, область, автономный округ, федеральный округ, город федерального значения. (Ответ: федеральный округ, все остальное - субъекты РФ)

3. Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

(Ответ: общение – социальная потребность, все остальное – биологические потребности человека)

4. Игра, поведение, поведение, учение, труд, творчество.

(Ответ: поведение, все остальное – виды деятельности)

5. Понятие, представление, суждение, умозаключение.

(Ответ: представление - форма чувственного познания, все остальное – формы рационального познания)

6. Верование, обряд, культ, магия, тотемизм, рационализм, политеизм, знание, анимализм.

(Ответ: рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, все остальные связаны с понятием «религия»)

7. Труд, рента, земля, капитал, предпринимательские способности.

(Ответ: рента - факторный доход на землю, все остальное – факторы производства)

8. Брат, кшатрий, баронет, пенсионер, француз, дворянин, мандарин, монголоид.


(Ответ: пенсионер – достигаемый статус, все остальное – предписанный социальный статус)

9. Электронные деньги, кредитная карточка, чек, биллон, вексель, банкноты.

(Ответ: биллон – относится к наличным денежным средствам, все остальное - безналичные денежные средства)

10. Развитие промышленности, урбанизация, господство традиций, господство рыночных отношений, классовая стратификация, развитие науки.

(Ответ: господство традиций, все остальное – характеристики индустриального общества)

(По 1 баллу за правильный выбор и по 1 баллу – за объяснение. Максимум 20 баллов)

10




Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1.Необратимые климатические изменения, вызванные деятельностью человека, исчезновение биологических видов, продолжающийся рост народонаселения, увеличение разрыва между уровнем жизни различных регионов планеты.

(Ответ: глобальные проблемы человечества)

2. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. (Ответ: типы темперамента)

3.Труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

(Ответ: факторы производства)

4. Средство обращения, средство накопления, мера стоимости, средство платежа. (Ответ: функции денег)

5. Власть, богатство, образование, престиж.

(Ответ: критерии социальной стратификации).

6. Социальная реформа, социальная революция, модернизация, общественное развитие. (Все понятия связаны с понятием прогресс)

7. Спрос, предложение, равновесная цена, потребитель . (Ответ: рынок)

8. Роллеры, готы, панки, металлисты, хиппи, байкеры, растаманы.


(Ответ: молодежные субкультуры)

9. Дискриминация, ассимиляция, культурный плюрализм, шовинизм

(Ответ: национальная политика)

10. Социальный контроль, санкция, обычай, самоконтроль.

(Ответ: социальные нормы)
(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимум – 10 баллов)



5




Задание 3. Найдите понятие (термин) по его определению.


  1. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах________________

(Ответ: абсентизм)

  1. Распространение ценностей западной культуры на незападные общества _______________________(Ответ: вестернизация)

  2. Положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением________________________________(Ответ: социальный статус)

4. Исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества____________________________________________(Ответ: гуманизм)

5. Улучшение условий человеческой жизни. Преобладание позитивных изменений над негативными. Восхождение человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. ______________________(Ответ: прогресс)

(По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов).


10



Задание 4. Установите соответствие между понятием и его определением



Определение

Понятие

А) Осознанное внешнее согласие человека при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б) Положение человека в группе.

В) Способ поведения, определяемы статусом человека.

Г) Человек, имеющий влияние на других людей при выполнении ими совместных действий.

Д) Осуждение нарушителя норм.

Е) Достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных членов или в ущерб интересам всего общества.

Ж) Сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов.

З) Определенные правила, разделяемые всеми членами группы.

И) Реальное существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным интересам.

К) Степень влияния

  1. Группа

  2. Статус

  3. Авторитет

  4. Роль

  5. Лидер

  6. Групповые нормы

  7. Санкция

  8. Групповой эгоизм

  9. Конформность

  10. Коллективизм


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

9

2

4


5

7

8

10

6

1

3

(По 1 баллу за каждое правильно установленное соответствие. Максимум 10 баллов)



10






Задание 5. Установите соответствия между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Цифры занесите в таблицу.


Основные черты

Типы общества

А) Высокая социальная мобильность

Б) Деспотическое государство

В) Неразделенность административной власти

Г) Признание демократических прав и свобод личности

Д) Включенность всех в коллектив

Е) Доминирование в сознании общества рационального мировоззрения

Ж) Процесс урбанизации

З) Господство патриархальных семейных отношений

И) Основным фактором производства является земля

К) Доминирование массовой культуры

  1. 1. Традиционное

  2. 2. Индустриальное






А

Б

В


Г

Д

Е

Ж

З

И

К

2

1

1

2

1

2

2

1

1

2



(По 1 баллу за каждое правильно установленное соответствие. Максимум 10 баллов)


4




Задание 6. Установите связь между функциями денег и их примерами. К каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго столбца:

Функции денег

Примеры




Средство сбережения




Иван каждый месяц откладывает по 1000 рублей для приобретения нового компьютера.




Средство платежа




28 сентября гражданин Петров заплатил штраф за превышение скорости – 100 рублей.




Мера стоимости


Цена 1 кг яблок – 55 рублей





Средство обращения




Анастасия Ивановна купила сотовый телефон, заплатив за него 4 500 рублей.




10




Задание 7. Определите, какими правами обладают дети с момента рождения, какими в возрасте от 6 до 14 лет, какими с 14 до 18 лет. Впиши в таблицу соответствующие цифры в порядке возрастания


  1. Право на обеспечение питанием

  2. Право осуществлять мелкие бытовые сделки (покупка продуктов)

  3. Право на совместное проживание и общение с родителями

  4. Право распоряжаться подаренными вещами

  5. Право на авторское изобретательство.

  6. Право вносить денежные вклады в банк

  7. Право подрабатывать в свободное от учебы время

  8. Право распоряжаться своими доходами (без согласия родителей)

  9. Право на имя

  10. Право на приобретение гражданства

С момента рождения

От 6 до 14 лет

С 14 до 18 лет


1, 3, 9, 10

2, 4

5, 6, 7, 8

(По 1 баллу за каждую правильную позицию, максимум 10 баллов)


10




Задание 8. Определите правильность или ошибочность утверждений (Проставьте «Да» или «Нет» под номером вопроса)

  1. «Циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и рекомендовавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей поваров, лакеев, кучеров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно вел к отмене социальной мобильности в обществе

  2. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения

  3. В плановой (командно-административной) экономической системе ответ на вопрос «Что производить?» определяется производителями товаров и услуг.

  4. Права и свободы человека могут ограничиваться во имя здоровья людей.

  5. Только в состав научного знания входят экспериментально обоснованные выводы.

  6. Утверждение «На судьбу человека влияет, под каким знаком зодиакальным знаком он родился» является примером паранаучного знания.

  7. Личность – это продукт биологической эволюции.

  8. Деструктивные способы разрешения конфликтов ведут к нахождению взаимоприемлемого решения

  9. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления.

  10. Виды истины соответствуют видам знания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Нет

Нет

Нет

Да


Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

(По одному баллу за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов)

2





Задание 9. Продолжи фразу. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие выдающимся ученым (оценивается в том числе и оригинальность вашего подхода):

  1. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть _____________________». Ж. Вольфром (Ответ: националистом)

  2. «Управление государством зависит от_________________________________ Конфуций. ( Ответ - подбора мудрых людей)

(По 1 баллу за каждое правильно или оригинально выполненное задание)

8







Налоги
Задание 10. Заполните схему, вписав недостающие понятия


косвенные

прямые




На обращение

на имущество

на потребление

на доход


(По 2 балла за каждую правильную позицию, максимум 8 баллов)

9




Задание 11. Вставьте пропущенные буквы

Ответ: дИскрИмИнация, аПартЕид, мАргИнал, вЕстЕрнИзация, дЕмОграфия, пАцИфизм, мЕнтАлИтет, стрАтИфИкация, сЕпАрАтизм


(По 1 баллу за каждое правильно написанное слово. Максимум 10 баллов)


6




Задание 12.
Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% опрошенных (примерно пятую часть).

2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% опрошенных.

3. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.

( До 2 баллов за каждый аргументированный правильный ответ, максимум– 6 баллов)

6




Задание 13 .

Ответ:



1

2

3

4

5

6

В


Д

Ж

Б

И

А



10




Задание 14. Разгадайте кроссворд


Ответы:

1 Г

и

м

н







к




2К

5 о

н

1 с

т

и

т

у

ц

и

я








п




у




а







е

в

т

к

е

у




3 Ц

е

з

а

4 р

ь

а

р

р

и




е







4Д

е

к

л

а

р

а

ц

и

я




с







н




е




п




и

р

у




т




5П

а

с

п

о

р

т




б




е




н




л




т




и







6 Б

р

а

к




а




По горизонтали:

  1. Официальный символ государства

  2. Документ, закрепляющий государственное устройство

  3. Древнеримский полководец, ставший фактически единовластным правителем

  4. Документ, удостоверяющий личность

  5. Добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи

По вертикали
  1. Верховенство государства внутри страны и независимость государства во внешних делах


  2. Особая форма правления, при которой власть захвачена и насильно удерживается одним человеком или группой лиц

  3. Древнеримский философ, оратор, политический деятель

  4. Государство, в котором власть принадлежит выборным органам

  5. Форма защиты прав детей в возрасте до 14 лет, оставшихся без родителей




5




Задание 15. «Оценивается самостоятельность и оригинальность мышления, способность грамотно и логично изложить свои мысли по правильно понятой проблеме.

(Максимум 5 балов).