birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


"Детский сад № 317"

Игровое занятие (индивидуальное, дифференциация звуков Л, Р) с использованием инновационных компьютерных технологий

Проводила: учитель - логопед Орлова

Светлана Ивановна, высшая квалификационная

категория

г. Пермь, 2011 г.


Тема: Дифференциация Л - Р

Цель: формировать у ребенка произносительные умения и навыки.

Образовательные:

1. Уточнить представление ребенка об артикуляционном укладе звуков Л и Р

2. Закрепить представление о гласных, согласных через звуковой анализ слова

3. Упражнять в различении и четком произношении звука «Л" и "Р" в слогах, словах, фразах

4. Активизировать словарь по лексической теме: "Транспорт"

Коррекционные:

1. Упражнять в различении и автоматизации звука «Л"-"Р" в слогах, словах, во фразовой речи.

2. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.

3. Отрабатывать умение проводить звуковой – слоговой анализ слов.

Развивающие:

1. Развивать длительность речевого выдоха.

2. Развивать темпоритмическую организацию речи.

3. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух в процессе повторения чистоговорки и звукового анализа слова.

4. Развивать мелкую моторику через выкладывание схемы слова.

5. Развивать внимание и память через коррекционные упражнения.

6. Развивать зрительное восприятие через упражнение для глаз и коррекционные компьютерные игры.

7. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификация, анализ.

8. Развивать произвольное внимание и самоконтроль.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

2. Воспитывать у ребенка желание заниматься, любознательность и активность


Оборудование: компьютерная игра Л.Р.Лизуновой «Игры для Тигры», квадратики для звукового анализа, картинки - виды транспорта.

Ход занятия:

Организационный момент. Какие звуки мы с тобой учились правильно говорить на предыдущей встрече? Помнишь?

Основная часть. 1. Уточнение артикуляции поставленных звуков, чем похожи и различие.

2. Пальчиковая гимнастика:

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)

(Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворе­ния.)

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Тр! Стоп! Разворот. На реке — пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у! И. Токмакова

(По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики.)

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим — поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С третьим — сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены — это крылья.

3.Компьютерная игра “Игры для Тигры”, раздел «Просодика» – дыхание. Игра «Кораблики»

"Гудит пароход" (изолированно) Л___________________________________(на выдохе)

"Едет машина" (изолированно) Р____________________________________

4. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Просодика» – дыхание. Игра "Воздушный змей" (произношение «Л» в прямых слогах с использованием звуковых дорожек)

Л_______________А Л_________________Ы Л_____________Э Л________О


Л________________У и те же слоги с Р

5. .Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Просодика» – ритм. Игра «Машина» ( построй машину, четко проговаривая слоги)

6. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Просодика» – слитность. Игра «Облака» (проговаривание стих. «Самолет»)

Летит самолет высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг...

Ему самолет и товарищ, и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал — и закончен полет.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья. (Перевод с немецкого О. Асписовой)

7. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Лексика». Игра «4й лишний». Как только увидишь что лишнее, скажи мне.

8. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Фонематика». Игра «Поезд» - звук "Л, Р" (место звука в слове)

9. Игра «Зашифруй слово»: Лодка , руль

10. Беседа по картинке по вопросам: " Виды транспорта"

Что это? Для чего необходим подземный транспорт?

Какой вид транспорта используется только военными? Что это за лодка?

Что ты знаешь про космический транспорт?

11. Повторение новой чистоговорки:

ай-ай-ай – грохочет в городе трамвай

ар-ар-ар – троллейбус вышел на бульвар

ара-ара-ара – тормозит у тротуара

ро-ро-ро – нам проехать не хитро

ро-ро-ро – через город на метро

орт-орт-орт – едем мы в аэропорт

лет-лет-лет – вот готовится в полет

винтокрылый вертолет

орт-орт-отр – прилетели в морской порт

сами-сами-сами – вот корабль с парусами

ой-ой-ой – у штурвала рулевой

ой-ой-ой – сядем мы в корабль с тобой

вокруг Света и домой.

Итог занятия. Анализ речи ребенка.