birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ


БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

г. Балаково Саратовской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ ДОД

Центра дополнительного

образования детей

_______ Л.В. Шинкаренко

«______» сентября 2012_ г

Протокол

педагогического совета №____

от «____» августа 2012_ г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

«Современный цветочный дизайн»

Возраст обучающихся: 10 – 14 лет

Срок реализации программа: 3 года

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Морозова Надежда Александровна

2012 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности, является важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа реализуется в рамках основной образовательной программы Центра дополнительного образования детей г. Балаково с 2010 года.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному творчеству. Изучение этого вида изобразительного искусства призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, обеспечить развитие системы специальных, личностных и универсальных компетенций и ценностных ориентиров. Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства и это стремление нужно поощрять всеми средствами. Не каждый может стать художником, но каждый в состоянии научиться понять истинную красоту, которая в свою очередь, преображает, делает душу человека доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой. В этом помогает, прежде всего, общение с природой, этим неиссякаемым источником вдохновения. И самое большое удовольствие получает человек, создающий эту красоту собственными руками.


Элементы, взятые у живой природы, вновь стали неотъемлемой частью женского туалета, современного делового и домашнего интерьера. Из нескольких изысканных или самых простых цветов, сделанных вручную, можно создать подлинное произведение искусства для украшения одежды, дома, офиса. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. И оно может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении стилизованных цветов и цветов, имитирующих живые, до больших фантазийных букетов, являющимся прекрасным украшением любого интерьера. Цветы всегда приносят нам ощущение праздника или свидетельствуют о каком-то событии, перемене в жизни.  Присутствие цветов в нашей жизни дает ощущение близости к природе, вызывает положительные эмоции.

  В течение всего года бывает много случаев, когда требуются цветы. Это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты. Порой, украсив, простой летний брючный костюм небольшим цветком приобретает женственность и неповторимость, а цветок на вечернем платье притягивает взгляд и является, чуть ли не главным украшением.

Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС.

В последние годы возрос интерес к дизайну жилья и, как следствие, к флористике и изготовлению цветов из различного материала, поэтому занятия данным видом прикладного искусства стали очень популярны. В следствии этого возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Сегодня учащиеся подвержены значительным психологическим давлениям, стрессам, интеллектуальным перегрузкам, нет тесного общения с природой, поэтому такая деятельность им необходима. Практика показала, что этим интересным, увлекательным и полезным занятием, требующим проявление творчества и фантазии, успешно занимаются дети среднего и старшего возраста.


Искусство создания цветов из различного материала всегда считалось одним из самых древних видов рукоделий. Искусственные цветы широко распространены в нашей жизни.

Они являются и частью украшения интерьера, и элементами оформления одежды, прически, предметов быта. Как трудно представить себе наряд невесты без цветов, так и скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным.

Новизна программы заключается в том, что она представляет новое направление, успешно объединяющее флористику и ручной труд. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как знания, которые обучающиеся получают на занятиях в творческом объединении «Радуга», углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.

Образовательная программа «Современный цветочный дизайн» разработана с учётом современных образовательных технологий.

Принципы обучения:


  • индивидуальность,

  • доступность,

  • преемственность,

  • результативность.

Основное содержание дополнительной образовательной программы пробудить интерес к творческой фантазии, развить способности, умения не только копируя природу, но и уметь создать свой собственный образ, композицию, не похожую на другие и уметь воспроизвести и реализовать придуманный образ в материале. Работа над эскизом, идя от простого к сложному, совершенствование навыков и умения.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в процессе работы у обучающихся развивается: усидчивость, снимается закомплексованность и стеснительность, развиваются кисти рук, что в свою очередь активизирует работу центров головного мозга, отвечающих за мышление, речь и память. Отличительной особенностью данной программы является то, что дети имеют возможность поработать с разными материалами, как по происхождению, таки по фактуре.


А самое главное, обучающиеся получают практические навыки, т.е. овладевают мастерством изготовления разных по степени сложности искусственных цветов, умением использовать в своей работе разные материалы и составлять композиции, как из сухих цветов, так и из цветов сделанных своими руками для сувенирных работ, украшений одежды и интерьера.

К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративно – прикладного искусства, что делает творчество обучающихся модным и современным.

Универсальность программы позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, так как в зависимости от возраста, характера и способностей обучающихся предлагаются к выполнению различных по степени сложности изделия.

Занятия цветочным дизайном вооружают обучающихся одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.

Цель программы: формирование мировоззрения, содействие развитию творческих способностей, художественного вкуса обучающихся посредством овладения основами аранжировки цветов, создание условий для самостоятельного творчества.

В процессе работы творческого объединения решаются задачи.

Образовательные:


  • познакомить обучающихся с историей одного из самых древних видов рукоделия;

  • научить обучающихся понимать природу, видеть её красоту и уметь передать это в своих работах;

  • научить правильным приемам работы с инструментами, познакомить с особенностями материалов;

  • познакомить с основами композиции, правилами составления букета.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, эмоциональную сферу, зрительную память, наблюдательность;
  • развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус, эмоционально - чувствительное отношение к предметам и явлениям действительности.


Воспитательные:

  • приобщать к труду через освоение промысла;

  • воспитывать любовь к природе;

  • воспитывать художественную фантазию, эстетический вкус, чувство цвета и творческое воображение, аккуратность, трудолюбие и умение работать в коллективе.

Данная программа рассчитана на трёхгодичное обучение с постепенным углублением изучаемого мастерства, даёт следующие умения и навыки:

- уметь пользоваться инструментами и флористическими материалами, терминологией по аранжировке цветов;

- изготавливать искусственные цветы из ткани и других материалов;

- составлять цветочные аранжировки различного назначения;

- самостоятельно воплощать творческие замыслы при выполнении авторских работ;

- выполнять фантазийные цветы из природного материала.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10 -14 лет.

Выполнение задания по изготовлению цветов и составлению букетов происходит с разной степенью интенсивности, особенно большое внимание уделяется обучающимся на подготовительном этапе и при работе с инструментом. Такая работа требует индивидуального подхода, поэтому целесообразно формирование учебных групп с небольшим количеством детей: на 1 году обучения 9 - 12 человек, на 2-м и 3-м году обучения по 7 - 9 человек.

Формы, методы и режим занятий.

Разработанная мною программа направлена на продуктивную, внеурочную, преобразовательную, творческую деятельность, основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.


Большая часть часов отводиться на практическую работу.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Во время занятий сочетаются групповая, индивидуальная форма работы.

Для обучающихся создается система поощрения. Обучающиеся, которые дают хорошие результаты, участвуют в мастер – классах, проектной деятельности, в выставках. Очень важным является процесс наблюдения. В целях повышения творческого мышления применяется исследовательский метод. Дети самостоятельно подбирают материал и методы решения для поставленной задачи.

Для самостоятельной деятельности применяется индивидуально – консультативный метод, создаются условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга через проектную деятельность. Ведь программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные обучающимися на занятиях. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения, полученные, несомненно, на занятиях. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения обучающихся по интересам, доброжелательного и уважительного общения друг с другом.

Формы занятий:


  • по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия – практикумы, беседы, тренинги;

  • по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний; творческие занятия; проекты.

Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо - моторных процессов, снятие усталости, полученной на уроках, изменения их поведения, улучшения взаимоотношений.


Методы работы:


  • проектирование;

  • моделирование;

  • конструирование;

  • исследование;

  • практические работы;

  • наблюдения;

  • выставки;

  • экскурсии;

  • самоанализ и самооценка.

Режим занятий

Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом. Осваивается технология изготовления садово-полевых цветов, имитирующих живые, изготовление из них простых сувенирных композиций в виде небольших букетиков, икебан и маленьких бутоньёрок. В работе используются натуральные ткани и простая подкраска лепестков, а также гофрированная бумага.

Программа 2 года обучения рассчитана на 216 часов в год, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом. Продолжается изучение техники изготовления садовых цветов, имитирующих живые, но имеющих большие размеры, сложную обработку венчиков и листьев, тонкую подкраску лепестков и трудоёмкую технику сборки. В работе используются сухоцветы, натуральные и синтетические материалы, сложное крашение.

Программа 3 года обучения рассчитана на 216 часов в год, занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа с 10 минутным перерывом. Изготовление стилизованных и фантазийных цветов для создания женских украшений, сувенирных работ и интерьерных букетов. В работе используются самые разные по фактуре ткани и все современные отделочные материалы (бисер, стеклярус, перья, кожа и т. д.). Составляются сложные композиции из сухоцветов для украшения интерьера.

Процесс изучения изготовления цветов и композиций состоит из трёх этапов: теоретического, подготовительного и технологического.

На теоретическом этапе изучается история развития рукоделия, углубляются знания ботаники; изучаются основы материаловедения, техники владения инструментом, приемы простого и сложного крашения, технология изготовления цветов; знакомство с флористикой и икебаной, изучается классификация цветов для украшения одежды и интерьера помещения.


На подготовительном этапе изучаются способы подготовки основных и дополнительных материалов к работе.

На технологическом этапе осваивается технологическая сторона мастерства, которая заключается в изготовлении цветов и составления из них бутоньёрок, композиций для сувенирных работ и украшений для интерьера.

Для развития творческой фантазии и воображения обучающихся программой предусматривается выезд на природу, посещение выставок и конкурсов современной аранжировки цветов и икебаны, где обучающиеся наблюдают и зарисовывают интересные формы цветов и композиций. С обучающимися третьего года обучения планируются посещения выставочных залов музея и показов моделей одежды.

Для подведения итогов творческого труда и самоанализа, полученных навыков в мастерстве изготовления цветов, планируется организовывать и участвовать в выставках, конкурсах, ярмарках, где будут представлены творческие работы обучающихся.


  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • историю развития рукоделия;

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • ботаническое строение цветов;

  • основные материалы и инструменты для изготовления цветов;

  • изготовление выкроек на основе природных цветов и листьев;

  • основные цвета красителей и правила смешивания их;

  • технологию изготовления цветов;

  • основные сведения об аранжировке цветов;

  • составление простых букетов, сувенирных композиций и бутоньерок из цветов.

К концу 1 года обучения обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментом;

  • правильно вырезать детали цветов без выкроек;

  • обвивать проволоку гофрированной бумагой;

  • подкрашивать детали цветов красителями;


  • технологически правильно делать природные цветы и составлять из них композиции.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • способы обработки инструментом деталей цветов со сложным венчиком;

  • способы обработки инструментом деталей цветов из накрахмаленных искусственных тканей;

  • метод крашения ткани простым способом и методом «батик»;

  • технику сборки цветов со сложным венчиком.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментом и острыми предметами;

  • делать выкройку с натуральных садовых цветов;

  • крахмалить ткань;

  • красить ткань в нужный цвет методом простого крашения;

  • красить ткань методом «Батик»

  • собирать цветы со сложным венчиком;

  • собирать букеты и композиции из больших цветов.

К концу 3 года обучения обучающиеся должны знать:

  • основные и дополнительные материалы для изготовления стилизованных и фантазийных цветов;

  • технологию обработки современных материалов инструментами и приспособлениями;

  • основы цветовой гармонии;

  • технологию изготовления стилизованных и фантазийных цветов и листьев;

  • технологию изготовления цветов к торжественным событиям;

  • основные законы композиции составления интерьерных букетов.

К концу 3 года обучения обучающиеся должны уметь:

  • обрабатывать современные ткани крахмалом и желатином;

  • аккуратно изготавливать стилизованные и фантазийные цветы из разных материалов;
  • умело использовать в изготовлении цветов дополнительные отделочные материалы (бисер, стеклярус, кожу и др.);


  • красиво собирать бутоньерки для украшения одежды и головных уборов;

  • собирать интерьерные композиции и букеты из фантазийных цветов.




  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ






ТЕМА

Общее кол. часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие

2

2




2

Техника безопасности

1

1




3

Классификация цветов и их ботаническое строение

2

1

1

4

Технология изготовления искусственных цветов

2

1

1

5

Материалы, инструменты и приспособления

2

1

1

6

Изготовление выкроек, лекал, летонов

4

1

3


7

Работа с тканью и красителями

6

1

5

8

Основы цветоведения. Цветовой круг

4

1

3

9

Приемы изготовления листьев и веток

23

4

19

10

Приемы изготовления деталей цветка и ягод

8

1

7

11

Изготовление композиции «Земляника»

3

1

2

12

Приемы изготовления цветов с 5-ти лепестковым венчиком

5

2

3

13

Орнаменты из цветов

4

1

3

14

Знакомство с флористикой и икебаной.

Изучение техники составления букетов

20

4

16

15

Составление букетов

12

4


8

16

Разработка проектов творческих работ

28

6

22

17

Просмотр и обсуждение творческих работ

4

4




18

Подготовка и оформление выставки творческих работ

4




4

19

Посещение музея, выставок

10

2

8




Итого часов:

144

38

106



следующая страница >>