birmaga.ru
добавить свой файл

1
Аналитическая справка


по итогам внедрения ФГОС НОО

в 1- а классе МОУ «Бокситогорская гимназия»

за 2010--2011 учебный год.

МОУ «Бокситогорская гимназия» с 1 сентября 2010 года участвует в пилотном варианте по внедрению стандартов второго поколения. В 2010 - 2011 учебном году в эксперименте участвует 1класс, работа ведётся по базисному учебному плану ФГОС второго поколения, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современному УМК, включающему учебники, учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Именно таким комплектом является УМК "Школа России», созданный на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции. Комплект обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальной школе; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в гимназии; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Цели обучения в условиях внедрения ФГОС НОО:

1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;

2) освоение младшим школьником системы УУД (универсальных учебных действий);

3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;

4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

В своей работе я руководствуюсь основной идеей, заложенной в концепции модернизации образования: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в кружковой работе позволяют обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Огромная роль в воспитании и развитии детей отводится родителям, поэтому учителю необходимо владеть данными о семьях, в которых воспитываются дети.

В 1 классе на начало учебного года было 32 учащихся, на конец учебного года 31 ученик (выбыла Софья Голованова в город Санкт – Петербург). C помощью анкетирования проведено изучение социума (семья, образование родителей, сфера занятости) и получены следующие результаты:


  1. В классе- 31 семья, полных 15, неполных - 16, одного ребёнка имеют 8 семей, двоих детей — 17 семей, троих- 2 семьи, шестерых детей — 1 семья, 2 ребёнка живут с опекунами ( Окунев Виктор — опекун бабушка Окунева Зоя Павловна, Кощейков Вячеслав — опекун брат Кощейков Денис Владимирович ). В классе есть девочки — близнецы ( Шаповалова Евгения и Шаповалова Валерия ). Эти дети требуют индивидуального подхода.

2) 52 родителя или их представителя. Из них 17 имеют высшее образование, 16 средне-специальное, 16 - среднее, 3 — неполное среднее.

3) сфера занятости родителей разнообразная - образование, торговля, сельскохозяйственный труд, сфера обслуживания.

По диагностике «Внеурочная деятельность учащихся» среди родителей был проведён опрос: будет ли Ваш ребёнок посещать гимназию во второй половине дня? Были получены такие результаты:

91% родителей ответили - да,

9% - не готовы оставлять своего ребёнка во второй половине дня в гимназии.

Как следует из полученной информации, подавляющее большинство родителей готово делегировать воспитательную функцию гимназии.

С первых дней я веду образовательный мониторинг.

Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.


Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1-а классе были проведены входные диагностики, которые были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 25% учащихся имеют высокий уровень, 41%- средний уровень и 34% -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

Для текущего диагностирования использовались тесты, задания данные в рабочих тетрадях на печатной основе.

По математике – тематические тесты под редакцией В.Н.Рудницкой («Тесты по математике», 2010 год),

В.Н.Рудницкая «Контрольные работы по математике»,2010 год, С.И,Волкова «Проверочные работы по математике в начальных классах»,2010 год,

М.И.Моро, С.И.Волкова «Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы», 2010 год,

по русскому языку под редакцией

Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык. Проверочные работы», 2010 год,

Е.М.Тихомирова «Тесты по русскому языку», 2010 год,

по окружающему миру под редакцией

А.А.Плешаков «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2010 год,

А.А.Плешаков Тетрадь «Проверь себя», 2010 год.

Эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.


В начале учебного года на каждого обучающегося была заведена технологическая карта для отслеживания уровня формирования УУД .

Данный материал был использован при диагностике УУД первоклассников. В таблицах и графах ежемесячно отмечался уровень развития формируемых УУД ( В — высокий, С — средний,Н — низкий). Затем выставлялся общий уровень в конце каждого месяца и в конце учебного года по каждому пункту. Если у ребёнка были отставания, то с этим обучающимся велась индивидуальная работа. Результаты отслеживания доводились до родителей. Таким образом они имели возможность наблюдать уровень развития своего ребёнка в течение года.

В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за 1 класс. Работу выполнял 31 учащийся. По результатам проверочной работы учащиеся распределились на 3 группы:

1.Группа детей, достигших как базового, так и более высокого уровня – 48%

Группа детей, достигших базового уровня – 39%

Группа риска – 13%

Некоторое затруднение вызвали задания, связанные с развитием логического мышления, умением правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списать текст, знанием способов обозначения мягкости согласных при письме.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

30 учащихся 1 класса занимались в течение учебного года ритмикой ( Аникиенко Юрий освобождён по состоянию здоровья от всех дополнительных нагрузок). Ребята активно принимали участие в спортивных мероприятиях, которые проводились как в гимназии, так и на городском уровне. Это «Весёлые старты», соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья», прогулки на лыжах, посещение городского катка, подвижные игры на воздухе, посещение спортивных секций ( 42% детей занимается в секциях на базе ДЮСШ). Ежедневно в гимназии проводились музыкальные переменки, где дети также укрепляли своё здоровье.


В гимназии созданы все условия для  обеспечения учащихся горячим питанием, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта.

Количество учащихся 1 - а класса, охваченных питанием

Завтрак- 29 человек — 94%

Обеды — 30 человек - 97%

Количество учащихся, охваченных питанием за счёт родительских средств

Завтраки — 21 человек - 70%

Обеды -18 человек — 60%

Количество учащихся, охваченных питанием за счёт средств гимназии

Завтраки — 8 человек — 27%

Обеды — 12 человек - 40%
Среди учащихся класса был проведён мониторинг по вопросу: «Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?»

Результаты таковы:

Да- 81%

Нет- 6%

Затрудняюсь ответить- 13%
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием определённому виду работы.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

В рамках введения Федерального государственного стандарта второго поколения в 1 классе нашей гимназии в учебном плане присутствует 5 часов внеурочной деятельности, которые позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.


За счет указанных в учебном плане часов на внеурочные занятия мы имеем возможность реализовать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся не только учителями гимназии, но и педагогами учреждений дополнительного образования: Центра информационных технологий, Эколого — биологического центра. Учащиеся также посещают Дворец культуры, школу искусств, детскую юношескую спортивную школу, эколого — биологический центр. Заключены договоры о совместной деятельности с ЦИТ и ЭБЦ.

В этом году данные часы были распределены следующим образом:


  1. Классный руководитель ведёт 1 час внеурочной деятельности - проектная деятельность. Учитель физической культуры Тихомирова Н.Г.. ведет «Ритмику» 1ч. в неделю. Преподаватели ЦИТ Колосова Е.Ю. и Смирнова Н.В. - кружок «Рисуем на компьтере» 1 час в неделю. Преподаватель ЭБЦ Макарова Н.О. вела кружок «Я исследую мир» 1 час в неделю.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в 1 классе представлена следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками:

«Подвижные игры», « Ритмика» с целью укрепления здоровья, развития двигательных способностей обучающихся.

Художественно-эстетическое направление представлено:

Занятия в ДМШ и ДШИ.

Цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и в творчестве.

  • Кружок «Я исследую мир» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества.

Научно-познавательное направление представлено кружками:

  • «Рисуем на компьтере»
  • Цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.


  • Проектная деятельность

  • Проект «Режим дня младшего школьника»

  • Цель: знакомство обучающихся со здоровым образом жизни

  • В апреле 2010-2011 учебного года состоялась 6 научно-практическая конференция для учащихся начальных классов, на которой 1 класс представил проект на тему «Режим дня младшего школьника».


Внеурочная деятельность

1 класс































Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает собственную самооценку , его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

Классный руководитель Герасимова Н.М.